Кремль, демонстрируя мировому сообществу свои наращенные энергетическими стимуляторами мускулы, не прекращает попыток оставить Грузию в сфере своего влияния. Это стало одной из главных задач дипломатии Владимира Путина на постсоветском пространстве. А традиционным средством реализации этой политики являются Абхазия и Южная Осетия, два грузинских региона, добивающиеся независимости от Тбилиси.
Спустя месяц после того как Москва вышла из режима ограничений, установленных СНГ в 1996 году для Абхазии, Владимир Путин решил поднять статус отношений РФ с Сухуми и Цхинвали, наладив с ними особые связи. В подписанном неделю назад российским президентом документе правительству России поручено взаимодействовать с органами власти Абхазии и Южной Осетии, 'включая организацию сотрудничества в торгово-экономической, социальной, научно-технической областях'. Кроме того, Россия признает правосубъектность юридических лиц, зарегистрированных в этих регионах, а представительст┐ва МИД РФ в Краснодаре и Северной Осетии будут осуществлять консульские функции для российских граждан, проживающих в этих двух самопровозглашенных республиках.
В Тбилиси расценили новую инициативу Москвы как намерение аннексировать грузинскую территорию, и связывают эти действия России исключительно с желанием не допустить сближения Грузии с Североатлантическим альянсом. При этом грузинские политики считают, что Россия своими действиями лишает себя права быть посредником, поскольку становится одной из участниц конфликта.
Однако Кремль мотивирует свое решение иначе. Как следует из сообщения МИД РФ, эти действия были вызваны заботой 'об интересах населения Абхазии и Южной Осетии, в том числе проживающих там российских граждан', так как 'за годы конфликта жители этих непризнанных республик оказались в бедственном положении... Ситуация усугубляется действиями Тбилиси, который игнорирует возможности существующих механизмов для налаживания нормальных экономических отношений, решения социальных проблем'.
Одновременно российские дипломаты заявляют: углубление сотрудничества России с этими регионами не означает, что в Москве намерены идти на конфронтацию с Тбилиси. И в подтверждение своих слов начинают постепенно отменять санкции, введенные Кремлем осенью 2006 года в разгар грузино-российского кризиса, вызванного арестом в Тбилиси по подозрению в шпионаже четырех российских военных. На минувшей неделе Россия возобновила почтовое сообщение с Грузией. Еще раньше было восстановлено морское и воздушное сообщение между двумя странами. Москва даже выразила готовность начать консультации с Тбилиси по допуску грузинской продукции на российский рынок и обсудить визовые вопросы.
По мнению экспертов, создавая иллюзию нормализации отношений с Грузией, россияне пытаются ослабить негативную реакцию Запада на решение поднять статус отношений России с Абхазией и Южной Осетией. А Соединенные Штаты, Европейский союз, Североатлантический альянс незамедлительно и крайне негативно отреагировали на новую инициативу Кремля: в целом их позиция заключается в том, что действия россиян подрывают суверенитет Грузии. Эти структуры также призывают Тбилиси проявить сдержанность. Не обошел своим вниманием российские инициативы и Киев. МИД Украины призвал Москву пересмотреть принятые решения, поскольку они 'ставят под угрозу процесс мирного урегулирования в регионе, а также противоречат статусу Российской Федерации как посредника, который входит в Группу друзей генсека ООН по Грузии'.
Но, похоже, надежды грузин, что россияне откажутся от укрепления особых отношений с Сухуми и Цхинвали, напрасны. Судя по всему, Владимир Путин не собирается отступать перед мнением международного сообщества. И, создавая вокруг Грузии дестабилизирующую среду, намерен и далее поддерживать экономическими, политическими и военными средствами сепаратистские режимы в Абхазии и Южной Осетии, крепче привязывая к России эти мятежные регионы, оправдывая это заботой о российских гражданах. Напомним, что сегодня уже около 80% жителей Абхазии и Южной Осетии имеют российское гражданство. А одним из элементов российской внешней политики является поддержка российских граждан за рубежом.
Эксперты, анализируя последние действия Кремля, отмечают несколько целей, которые, возможно, преследует Владимир Путин. Прежде всего, этими инициативами Москва подбросила дрова в незатухающий конфликт Тбилиси с непризнанными республиками. Создание постоянного очага напряженности на Южном Кавказе позволяет России играть на стороне нескольких участников конфликта, что дает ей возможность и далее сохранять свое влияние в этом стратегическом регионе.
Наконец, инициативы Кремля, которые провоцируют грузинские власти на жесткие ответные действия, могут серьезно затруднить вступление Грузии в НАТО. Перманентно обостряющаяся конфронтация Тбилиси с Сухуми и Цхинвали должна демонстрировать международному сообществу, что Грузия представляет собой нестабильную страну, которую не следует принимать в альянс. Учитывая, что в декабре министры иностранных дел стран-членов НАТО будут обсуждать вопрос присоединения Грузии к Плану действий относительно членства в этой организации (ПДЧ), прогрессирующий конфликт центральной грузинской власти с мятежными республиками может оказаться основным аргументом для оппонентов вступления страны в альянс. В Тбилиси учитывают подобные соображения. Не случайно реакция грузинских властей на действия россиян была не столь радикальной, как в прошлые годы.
Заинтересованность России в перманентной нестабильности как в самой Грузии, так и вокруг этой страны объясняется также и энергетическими планами Кремля. Руководство РФ с опасением наблюдает за развитием проектов, которые предусматривают альтернативные российским пути доставки нефти и газа в страны - потребители Европейского союза. Речь, в частности, идет о проекте Nabucco. В случае, если Евросоюз все же начнет его реализацию, велика вероятность того, что планы по созданию 'Южного потока' и 'Голубого потока-2' останутся на бумаге. Поэтому усиление нестабильности на Южном Кавказе в целом и в Грузии в частности должно подорвать у инвесторов и политиков Европейского союза доверие к способности Тбилиси гарантировать безопасность как этого стратегического для Евросоюза газопровода, так и других трубопроводов, проходящих по грузинской территории.
Нерешенность абхазского и югоосетинского кризисов сегодня более чем устраивает лидеров непризнанных республик Сергея Багапша и Эдуарда Кокойты, поскольку позволяет им удерживаться у власти, далее укрепляя свои политические режимы. Попутно политики не теряют надежды все же сорвать джек-пот - получить международное признание независимости их республик. Сегодня это маловероятно. Тем более что их главный патронат - Кремль, - несмотря на угрожающие заявления депутатов Госдумы, все же не готов на радикальные шаги. Но даже ситуация неопределенности вполне устраивает Сухуми и Цхинвали. И потому лидеры Абхазии и Южной Осетии, чувствуя за плечами всестороннюю поддержку Москвы, напрочь отказываются от мирных предложений Тбилиси, называя их неприемлемыми.
Напомним, что в середине апреля Михаил Саакашвили предложил Абхазии 'конституционно гарантированный пост вице-президента в центральном руководстве, в центральном законодательном органе гарантированное представительство, право вето в ходе решения любых жизненных вопросов и вопросов правового статуса". Грузинский лидер также предлагал начать многосторонние переговоры 'по разработке механизмов международных гарантий абхазской автономии'. Что касается Южной Осетии, то Тбилиси предлагало руководству этой непризнанной республики профинансировать направление студентов из Цхинвали на учебу в лучших вузах за рубежом, а также начать уже в этом году гарантированную закупку урожая в регионе.
Но абхазы и осетины вслед за россиянами повторяют: Тбилиси отказывается от заключения с Сухуми и Цхинвали обязывающих документов о неприменении силы и невозобновлении военных действий, наращивает по разным каналам свои наступательные вооружения и демонстрирует агрессивность намерений, в частности, в верхней части Кодорского ущелья. Поэтому, полагают лидеры непризнанных республик, выдвигаемые президентом Грузии новые мирные инициативы не могут восприниматься серьезно. Примечательно, что координатор Группы друзей генсека ООН, посол Германии в Грузии Патриция Флор опровергла информацию о наращивании военной силы Грузии и концентрации военной техники у границы по реке Ингури. Она сообщила, что перед своим приездом в Сухуми встречалась с руководством миссии ООН по наблюдению в Грузии, и там ей также подтвердили, что нет никакого увеличения военной силы.
Однако эти заявления не помешали возникновению в отношениях Сухуми и Тбилиси новых подозрений. Причиной стал сбитый над Абхазией грузинский беспилотный самолет-разведчик. При этом абхазы утверждают, что беспилотный аппарат был сбит реактивным самолетом Л-39 ВВС Абхазии, а грузины доказывают, что это действия российского МиГ-29. В результате вопрос был вынесен на обсуждение заседания Совета безопасности ООН. Впрочем, было предсказуемо, что никакое решение не будет принято.
Сегодня кажется очевидным, что ключевым игроком в урегулировании этих конфликтов на территории Грузии является Россия. До тех пор пока будет поддержка этих режимов со стороны Москвы, у Тбилиси нет шансов вернуть под свою юрисдикцию Абхазию и Южную Осетию. Но последние события показывают, что в ближайшее время не следует ожидать трансформации позиции Кремля. Политикам, выросшим в эпоху противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов, куда привычнее думать категориями эпохи холодной войны, где размежевание сфер влияний между основными геополитическими соперниками - само собой разумеющееся.
Комментарии читателей "Зеркала недели":
Pike, 26.04.2008 10:05
Удивляюсь терпению грузин. Давно бы раздавили сепаратистов-террористов - и забыли.
для Pike, 26.04.2008 11:16
Так съезди и помоги, там в Сухуми уже есть могилки твоих землячков-сечевиков, которые уже помогали грузинам давить противных сепаратистов.
Киатлен, 26.04.2008 12:02
Мне кажется, наивно предполагать, будто бы Грузия на это способна. Ни одно государство в мире не может действовать без оглядки на свое окружение. Как Россия никогда не сможет позволить себе признать независимость Ю. Осетии и Абхазии - так и Грузия бессильна предпринять что-либо серьезное.
Серж, 26.04.2008 15:31
Если США и большинству прочих стран, включая Украину, позволено иметь экономические отношения с Тайванем, признавать документы, выданные органами власти этой мятежной территории, то почему России нельзя это делать относительно Абхазии?
Прикололо, 27.04.2008 14:12
Все дело в том, что Грузия является мелким фашистским государством-марионеткой, используемой США для постоянного раздражения России. Если бы в Грузии действительно была бы демократия, бурное развитие свободной экономики и искреннее желание грузин вновь побрататься с абхазами и осетинами, то абхазы и осетины давно бы уже договорились так или иначе сотрудничать с грузинами и в дальнейшем развивать это сотрудничество.
Игорь, 27.04.2008 15:40
Мир Грузии и возвращения всех на родную землю! Абхазия была, есть и будет Грузия!!!
Лексо, 27.04.2008 15:44
Придет время и оно близко, когда придется радетелям интересов "граждан России" в Абхазии забрать своих казачков на постоянное место жительство в Россию!
Александр, 27.04.2008 19:40
Почему только в Абхазии и Южной Осетии режимы сепаратистские? А в Тбилиси какой режим? По выражению академика Сахарова, Грузия есть сочетание сепаратизма и "малой империи". Сепаратизм - по отношению к российскому сюзерену и имперскость - по отношению к "тузикам" (именно так грузины именуют абхазов). Насчет фазизма - очень правильно сказано.
Чеченец, 29.04.2008 01:58
Ошибка Грузии в том, что когда надо было поддержать чеченцев - их оставили один на один с жестоким русским медведем.
________________________
Украинские политики уйдут с молотка (vip-ua.com)
Русские сейчас могут делать с Грузией что хотят ("BBC World", Великобритания)
Вступиться за Грузию ("The Washington Times", США)