Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украина, НАТО и немецкая внешняя политика: Берлин и российские интересы в бывшем СССР

Сегодня Германия играет роль некоего 'доброго полицейского' в западной политике относительно России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодняшняя позиция Германии, заявившей, что в данный момент преждевременно участие Украины в Плане действий для членства (ПДЧ) НАТО, не связана с какой-либо специфической пророссийскостью. Это мнение немецкого руководства, скорее, вызвано более рациональной оценкой последствий, которые сулило бы в данный момент участие Украины в ПДЧ

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Perevodchik, за что мы ему крайне признательны

__________________________________________________

Среди части прозападной элиты Украины, Германия стала на прошлой неделе непопулярным государством. Те, которые выступают за скорейшее вступление Украины в НАТО, правы, что Германия действительно сыграла роль в том, что Украине на саммите в Бухаресте отказали на данный момент в присоединении к Плану действий для членства (ПДЧ) в НАТО. Возможно даже, что торможение движения Киева в североатлантический альянс немецким канцлером было главным фактором относительной неудачи украинского правительства на Бухарестском саммите.

Восприятие такой политики Германии в среде влиятельных комментаторов по этому вопросу было различным. Насколько мне известно, самый резкий отзыв был у ведущего западного специалиста по постсоветскому пространству доктора политических наук Тараса Кузио. Не будет большим преувеличением - и думаю, даже сам д-р Кузио со мной согласится, назвать его статью в газете Kyiv Post от 3 апреля 2008 года 'Германия против стремления Киева на Запад' - антинемецкой. Кузио пишет, среди прочего, о немецком национализме и проводит параллели между до- и послевоенной восточной политикой Германии - щекотливые темы для немцев. Будучи немцем, я, тем не менее, отношусь с пониманием к мотивации Кузио и других патриотов Украины: включение Украины в ПДЧ НАТО казалось совсем близким еще в конце марта 2008 г. И условный отказ альянса вызвал некий шок у многих друзей Запада, и особенно Германии, в среде патриотически настроенной части украинской элиты.

Однако д-р Кузио, как и некоторые другие уважаемые комментаторы, не совсем верно интерпретирует намерения Берлина и придает слишком большое значение немецким заявлениям о необходимости учета российских интересов. Германия действительно имеет долгую историю 'особых отношений' с Россией. Однако эти времена, вопреки тому, во что любят верить многие русские политики и интеллектуалы, давно прошли. Правда, сегодня Германия играет роль некоего 'доброго полицейского' в западной политике относительно России. Но в том то и дело: реальное поведение Берлина свидетельствует о том, что Германия всего лишь играет эту роль.

Также верно, что бывший немецкий канцлер Герхард Шредер воспринимал роль 'доброго полицейского' в отношении сегодняшнего российского руководства слишком серьезно. Однако, его печально известное высказывание о Владимире Путине, как о 'безупречном демократе' - сегодня такая же популярная шутка в Германии, как в США описание Джорджем Бушем того, что он увидел, заглянув в глаза Путину. Поведение Шредера после того, как он покинул свой пост - т.е. его участие в совместном предприятии с "Газпромом", которое он основал еще будучи канцлером - в значительной степени дискредитировало его политику относительно России. В то время, как немецкие менеджеры и предприниматели действительно имеют значительные интересы в России, политическая и интеллектуальная элита Германии так же разочарована Путиным и его политикой, как и государственные и общественные лидеры других западных стран.

Более того, канцлер Ангела Меркель отличается от Шредера. Не в последнюю очередь благодаря ее восточно-германскому происхождению, отношение Меркель к Путину значительно прохладней. Ей, как христианке, в ГДР приходилось иметь дело с пресловутой 'Штази', политической полицией Восточной Германии, с которой тесно сотрудничал Путин во время своей службы для КГБ в Дрездене в конце 1980-х.

Сегодняшняя позиция Германии, заявившей, что в данный момент преждевременно участие Украины в ПДЧ, не связана с какой-либо специфической пророссийскостью. Это мнение немецкого руководства, скорее, вызвано более рациональной оценкой последствий, которые сулило бы в данный момент участие Украины в ПДЧ.

Ведь и на Западе известно, что большинство населения Украины все еще высказывается против членства в НАТО. Цифры в феврале месяце 2008 года были следующими: 53% - против и 21% - за. Это слишком большой негатив, чтобы начинать серьезные действия для членства в НАТО. Объявление участия Украины в ПДЧ имело бы немедленный эффект мобилизации антинатовских сил в Украине и использования ими разных, до сих пор распространенных в бывшем СССР, мифов о НАТО - с неизвестными последствиями. Таким образом, сегодняшнее присоединение Украины к ПДЧ, скорее всего, нанесло бы урон отношениям между Украиной и Западом, нежели реально приблизило бы Киев к НАТО. Ввиду пока что неясных перспектив серьезного разговора о вступлении Украины в НАТО - нет веских причин вступать из-за этого в 'стычку' с Москвой.

Чтобы быть понятым правильно: такая 'стычка' Запада и России могла бы иметь место, если бы большинство населения страны поддерживало или, по крайне мере, не выступало против членства в НАТО. (Поэтому такое противостояние было бы оправдано в отношении Грузии, где, кажется, существует большинство за НАТО). Но, в данный момент вопрос в следующем: за что мы собираемся ссориться с Москвой в отношении Украины? Если сами украинцы (пока) не хотят в НАТО: зачем такая суета?

Кроме того, русские могли бы утверждать, и они уже фактически это делают, что Россия защищает не только свои интересы, но и таковые большинства украинцев. Учитывая недавние результаты украинских опросов, такие претензии не так легко отклонить.

Главным обвиняемым в этой истории является не Германия, а само НАТО. Североатлантический блок сделал слишком мало, слишком поздно, чтобы объяснить украинцам, что представляет собой НАТО. На данный момент политический и общественный дискурс Украины остается коррумпированным наследием советской эпохи и находится под влиянием бредовых стереотипов о Западе, распространяемых русскими и пророссийскими средствами массовой информации и политическими публицистами.

В этом специфическом отношении Германия, а именно престижный гамбургский журнал DER SPIEGEL, действительно играет сомнительную роль. DER SPIEGEL предоставляет свое имя и репутацию одному из главных публикационных проектов Москвы в Украине. Речь идет об известном своими красноречивыми комментариями о прошлом и настоящем Украины еженедельнике Der Spiegel - Профiль (см., например, N10 2008г. о 'чрезвычайно сильной традиции предательства' в украинской политике, Винниченко и Грушевском как 'политических пигмеях' и т.п.). Главным редактором Der Spiegel - Профiль является Михаил Леонтьев - знаменитый русский антизападный пропагандист, бывшая персона нон-грата в Украине, соучредитель движения 'Евразия', находящегося под руководством апологета фашизма Александра Дугина и т.д. Конечно, можно было бы отметить, что Леонтьев & Co примитивностью своей антиукраинской агитации, пожалуй, играют на руку пронатовским силам в Украине (по аналогии с неоднозначными эффектами трансляций в Украине огульных репортажей из Киева 'журналистов' ОРТ, РТР или НТВ). И получается, что DER SPIEGEL помогает в этом Леонтьеву. Однако это было бы уж слишком курьезно для немецких журналистов - улучшать подобным образом отношения между Украиной и Западом.

В настоящий момент все еще существует значительное различие в европейском и украинском понимании природы и целей НАТО. В результате, западные попытки сближения Украины с НАТО воспринимаются многими в Украине как своего рода давление. Многие украинцы до сих пор спрашивают себя: что именно представители НАТО и лидеры западных стран от нас хотят? Если НАТО не предпримет более активных действий, чтобы объяснить свою успешную историю и реальные функции украинцам, блок будет и далее испытывать недостаток поддержки в Украине. Тогда сами украинцы, а не Германия, будут сопротивляться вступлению Украины в НАТО.

Данная статья ранее была опубликована в еженедельнике Kyiv Post (17 апреля 2008 г., с. 16) и не является изложением позиции ФРГ или какого-либо немецкого учреждения, а исключительно выражает личное мнение автора.

_____________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Perevodchik

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей

___________________________________________

Россия: Между Веймарским и Боннским сценариями ("Зеркало Недели", Украина)

Почему Россия боится НАТО ("Le Monde", Франция)

Власть и задворки России ("The Financial Times", Великобритания)