Немного национального эгоизма нам не повредит
Александр Гапоненко считает, что экономический кризис в стране уже начался:
- Публичной дискуссии на эту тему не ведется, хотя мы сегодня живем в условиях кризиса... Затем последует и продлится лет эдак пять период стагнации... А мы как страусы - спрятали голову в песок и твердим, что у нас кризиса нет и не будет.
Чего ждать дальше? Сократятся объемы инвестиций из ЕС. У них не хватает денег для собственных нужд: идет сворачивание производств, развивается кризис в сфере недвижимости... А наша экономика сориентирована на большие объемы поступающего капитала. Если его не будет - у нас появится не только торговый, но и платежный баланс со знаком минус.
Мы ведь больше ввозим товаров, чем вывозим. Финансово это покрывалось, по большей части, за счет инвестиций. Если их нет - значит, мы прекращаем закупать на Западе товары. Из-за отсутствия всех элементов производства начинается экономический спад. Затем пойдут претензии к долгам: верните, ребята, то, что набрали. А возвращать-то не из чего: экспорт на Запад также закрывается. Европейцы будут защищать свой рынок даже в пределах ЕС: придумают квоты, нетарифные барьеры... Наше правительство не готово к такому варианту развития событий. Ему не хватает здорового национального эгоизма. У Латвии нет своей программы развития на ближайшее будущее. Никто не защищает наши интересы в ЕС и в международных организациях. Какое решение там принимается, такое здесь и реализуется. Где наш рыболовецкий флот? Уничтожен! Осталось два корабля, потому что Европа выделила деньги на утилизацию флота. Где сахароперерабатывающая промышленность, а с ней и производители сахарной свеклы?! Следование решениям европейских органов негативно повлияло на нашу экономику.
По известному сценарию, утверждает А.Гапоненко, кризис приведет к безработице (спрос на нашу рабсилу в Европе уже упал, люди возвращаются домой), уменьшению зарплат, обострению социальных конфликтов между предпринимателями и рабочими, проблемам госаппарата с пособиями и пенсиями...
Новые реалии
- Одна из особенностей развития Латвии в последние пятнадцать лет заключается в том, что мы в экономике переориентировались от связей с Россией на Европу. "До какой-то степени это было обоснованно, поскольку потенциал экономического роста на Востоке был меньше. К тому же это результат политического решения, принятого под влиянием других стран, и прежде всего Америки, заинтересованной в выстраивании барьеров между Европой и Россией с целью ослабления обеих, - заявляет А.Гапоненко. - И мы этому давлению поддались, практически полностью разорвав связи с ближним для нас Востоком. Россию с рынков Латвии, Литвы и Эстонии вытеснили страны ЕС. За период с 1995 по 2007 год удельный вес российского экспорта и импорта в общем объеме произведенной в странах Балтии продукции сократился в несколько раз и достиг уровня всего в 7-8 %".
Товарооборот Латвии с Россией и странами СНГ составляет на сегодня не более 10%, хотя они находятся здесь, рядом, и рынки их более-менее свободны. Европа же, на которую ориентировано более 75% нашего товарооборота, закрыта для роста экспорта готовой продукции. И потому проникать туда достаточно сложно.
"В частности, именно из-за этого Латвия переспециализировалась на оказание услуг, что сделало ее крайне слабой в экономическом отношении. Мы гордимся тем, что у нас уже постиндустриальная экономика, но в условиях кризиса это ударит по нам, и очень сильно. Не стоит забывать, что помимо сворачивания торговли с Востоком страна практически полностью перестала быть для России и стран СНГ предметом инвестиций! Еще в 90-е здесь пряталось много денежного капитала, уходящего от налогов в России. После 2004 года российский капитал свою экспансию в Латвию не осуществлял: удельный вес капиталовложений в реальный сектор экономики не более 5%. Есть такая статистика, на нее просто никто не обращает внимания. Связи на рынке рабочей силы, социальные контакты тоже практически разорваны".
Три латвийских конька
Но поле для маневров, по мнению Александра Гапоненко, у Латвии все-таки есть. Резервы по выходу из кризиса он видит в восстановлении экономических отношений с Востоком: "Самое главное сегодня - не петь с чужого голоса, а сделать самостоятельные шаги. В стремлении правильно распорядиться огромными деньгами, полученными от продажи углеводородов, Россия решила способствовать своим компаниям в приобретении реальных активов за рубежом. Сейчас эти средства хранятся в американских облигациях и акциях и обесцениваются. Мы в этих условиях могли бы сделать Латвию инвестиционно привлекательной для россиян. Можно продать, например, им часть своего бизнеса, того, который нуждается в дополнительных вложениях, но мы сами не можем удержать его в своих руках. Надо только сделать возможным партнерам грамотное предложение".
Это, на взгляд А.Гапоненко, могли бы быть строительные предприятия, риелторские компании. Россиянам стоит предложить, например, часть местной недвижимости, чтобы они сдавали ее латвийцам как доходные наемные дома. "Или взять такой объект, как Южный мост, который мы ну никак не можем построить из-за отсутствия денег. Давайте пустим в его капитал россиян!" - предлагает эксперт.
Следующий конек - экспорт латвийских технологий в интересных для россиян отраслях. Любой тамошний бизнесмен, считает А.Гапоненко, отдаст 10-20% своего капитала за то, чтобы к нему пришли с готовыми технологиями и наладили производство! "Сам премьер Зубков занимается проблемами создания лесопромышленного комплекса России. Страна задыхается без технологий и потому гонит непереработанный лес, - рассуждает собеседник . - Мы могли бы провести в Москве целую серию выставок и помочь развивать эту отрасль, включая строительство лесопилок, производство мебели, поставки которой на Запад из Латвии сейчас сворачиваются. Почему бы не создать на той же Вологодщине совместное предприятие?! Сам губернатор области, приезжая сюда, говорил, что заинтересован в этом".
Наконец, третий возможный продукт нашего экспорта - менеджмент. "Нам самим хороших менеджеров не хватает, но Россия может предложить толковым кадрам большие заработки. К тому же Европа не очень любит чужаков. А для России мы все, и русские, и латыши - свои люди", - уверен А.Гапоненко.
Бизнесмены Латвии, объединяйтесь!
Правда, чтобы осуществлять такой экспорт капитала, Латвии необходимо решить ряд социальных проблем внутри страны. И прежде всего это проблема неграждан. "Не решив ее, отношений с Россией не построить, - рассуждает А.Гапоненко. - А если увязать одно с другим, добиться можно многого. Да еще при этом и поторговаться: "Вы нам за гражданство для неграждан откройте рынки России и защитите от местных рейдеров". Этим и должен заниматься в Москве наш посол, вместо того, чтобы возить в Ригу залежалых демократов типа С.Ковалева, которые причитают о сворачивании демократии в России".
- Однако ведь и Россия за эти годы потеряла интерес к Латвии?
- Наш институт был инициатором недавней дискуссии о характере экономических взаимоотношений между Россией и Балтией - первой за все годы независимости наших стран. Ее материалы, опубликованные российским информационным агентством "REGNUM" и в главной официальной газете "Росвести", вызвали очень большой интерес. Дискуссия привлекла внимание и высшего руководства России, сделавшего для себя кое-какие выводы. Ведь и этой стороной еще не осмыслена важность совместных инвестиционных проектов. Страны Балтии очень пригодились бы России для вхождения ее собственного бизнеса в Европу.
- А какова роль местного русского бизнеса в налаживании связей с Россией? И вообще - что он собирается делать для выхода из кризиса?
- Предприниматели крайне пассивны, и в первую очередь русские. Надо четко формулировать свои интересы и защищать их через местные партии, группы давления. Латышский бизнес какую-то инициативу проявляет, отбивая иногда одиозные бюрократические проекты. А вот русские инертны. Предлагаешь провести какое-нибудь социально значимое мероприятие, коллективно выразить свое мнение властям, а в ответ одно и то же: как бы чего не вышло! Мы должны внутренне созреть для объединения и защиты своих позиций.