Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В Москве латышские историки будут непреклонны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российская сторона изначально хотела обсудить также и темы, на самом деле не связанные с историей - например, образ России и русских в Латвии. Кроме того, москвичи желали бы создать российско-латвийскую комиссию историков, в то же время отвергая возможность сотрудничать с существующей под эгидой правительства Латвии комиссией, призванной изучить и подсчитать ущерб, нанесенны й тоталитарным коммунистическим режимом СССР латвийскому государству и его жителям

12 мая пять латвийских историков отправились в Москву, чтобы принять участие в беседе с русскими коллегами за 'круглым столом', посвященным историческим событиям и проблемам ХХ века, затрагивающим Россию и Латвию.

Идея встречи специалистов двух стран в области истории обговаривалась в декабре прошлого года в ходе переговоров в Риге главы внешнеполитического ведомства Латвии Мариса Риекстиньша и его российского коллеги Сергея Лаврова. Тогда прозвучала мысль, что историки могли бы совместными силами поработать над созданием сборника документов, касающихся российско-латвийских отношений в ХХ столетии. В апреле текущего года господин Риекстиньш расценил эту возможность как 'очень дальний прицел'.

Беседы за 'круглым столом' во вторник и среду состоятся в Институте всеобщей истории Российской Академии наук. С российской стороны главным организатором выступает академик Александр Чубарьян, бывший член Комиссии историков при президенте Латвии (созданная в 1998 году комиссия является главным 'приводным ремнем' официальной Риги, призванным идеологически оформить и фактологически наполнить 'оккупационную' риторику, используемую для выдвижения исторических и финансовых претензий к современной России, а также для обоснования дискриминационной политики в отношении русских жителей Латвии; А.О.Чубарьян покинул состав комиссии в мае 2007 года - прим. пер.).

С латвийской стороны организаторами мероприятия стали посол Латвии в Москве Андрис Тейкманис и профессор Антонийс Зунда (с 2000 года - советник президента ЛР по вопросам истории - прим. пер.). В латвийскую делегацию также входят декан Историко-философского факультета Латвийского университета Гвидо Страубе, профессор Хейнрихс Стродс, доктор истории Дайна Блейере и заместитель директора Военного музея по научной работе Юрис Цыгановс (музей проводит изучение 'подвигов' латышских эсэсовцев, организует специфические выставки, презентации книг, например, о кавалерах гитлеровских железных крестов, обосновывает претензии к России по вопросам поиска захоронений латышских легионеров Ваффен СС - прим. пер.).

Кто именно из плеяды российских историков примет участие в 'круглом столе', до последнего момента не было известно. Только в минувшую пятницу выяснилось, что хотя бы проблем с визами у латышских историков не будет. Въездную визу в Россию получил даже профессор Стродс, которому прошлым летом неоднократно в ней отказывали, неофициально мотивируя это решение 'тенденциозностью' историка (визовый демарш Москвы был вызван тем, что Х.Стродс использовал доступ к российским архивам не для написания исторических монографий, пусть даже и тенденциозных, а в работе латвийской правительственной комиссии по подсчету ущерба от 'советской оккупации' - прим.пер.). Позитивный исход нынешнего запроса на визу Хейнрихс Стродс объясняет тем, что на этот раз к организации мероприятия подключились внешнеполитические ведомства обеих стран.

Формулируя точку зрения представителей латвийской стороны накануне поездки в Москву, профессор Зунда заявил, что латышские историки были бы особо заинтересованы в разработке совместного сборника документов о депортациях 1941 и 1949 годов. Также есть предложение на следующий год, в связи с 70-летием пакта Молотова-Риббентропа, организовать в Риге конференцию с участием российских историков, посвященную этой тематике. Для латвийской стороны также неизменно существенным вопросом остается доступность российских архивов и исторических материалов.

Российская сторона изначально хотела обсудить также и темы, на самом деле не связанные с историей - например, образ России и русских в Латвии. Кроме того, москвичи желали бы создать российско-латвийскую комиссию историков, в то же время отвергая возможность сотрудничать с существующей под эгидой правительства Латвии комиссией, призванной изучить и подсчитать ущерб, нанесенны й тоталитарным коммунистическим режимом СССР латвийскому государству и его жителям. Также русские историки не хотят сотрудничать с Комиссией историков, существующей при президете Латвии.

Антонийс Зунда подчеркнул, что латвийская сторона все же не намерена создавать еще какую-то специальную российско-латвийскую комиссию историков, так как 'мы не видим необходимости историческую проблематику делить по странам'. При этом опыт создания в недавнем прошлом схожих комиссий историков (российско-польской и российско-финской) для прояснения спорных трактовок исторических событий показал: подобная форма работы не является продуктивной, так как российская сторона блокирует работу комиссии, если ее выводы грозят оказаться неудобными. Что касается оккупационного вопроса, то в нем делегация латвийских историков пообещала быть твердой и несгибаемой. 'Весь мир знает, что страны Балтии были оккупированы. Это общеизвестное дело. Только у России с этим есть проблемы. Если необходимо, то мы можем им повторить свою позицию еще раз', - заявил профессор.

Ясно, что ожидать каких-то резких поворотов во время беседы за 'круглым столом' в Москве не приходится. Как отметил Антонийс Зунда, фактически это будет обмен мнениями между историками, а удастся ли договориться о каком-либо конкретном проекте - 'зависит от преобладающих в России веяний'.

_____________________________

Отказ в визе историку - "предупреждение Риге" ("Latvijas Avize", Латвия)

Убить гаденыша ("Вести Сегодня", Латвия)

Латвийская кузница мифов ("Российские Вести", Россия)