Доктор исторических наук, основатель осетинской организации 'Адамон Ныхас' Алан Чочиев живет сейчас во Владикавказе и занимается там научной деятельностью. Он резко оппонирует лидеру цхинвальских сепаратистов и его команде. Кокойты несколько раз пытался организовать похищение Алана Чочиева и упрятать его в цхинвальскую тюрьму, но у него ничего не вышло. Именно от Алана Чочиева 'Georgian Times' стало известно, что в Армении, в Цахкадзоре встретились осетины и грузины и обсудили вопросы государственного устройства. Об этой встрече и о своем отношении к цхинвальским сепаратистам - беседа лидера 'Адамон Ныхас' ('Народный фронт') с 'Georgian Times'.
'Georgian Times': На данный момент в Цхинвали, и особенно в Абхазии, напряженная ситуация. Русские ввели туда дополнительный контингент. Наверное, вы в курсе этого и кто, по-вашему, виновен в эскалации ситуации?
- Алан Чочиев: Насчет Абхазии ничего не знаю. Что там происходит?
- Русские ввели туда дополнительные вооруженные силы. Их точная численность неизвестна, но по распространенной информации, где-то до 30-ти тысяч. Это - Майкопская дивизия, так называемые конфедераты, казаки и т.д. Россия заявляет, будто Грузия готовится к нападению на Абхазию, и она (Россия) намерена защитить малочисленный народ.
- Насчет этого ничего сказать не могу. Вообще ничего об этом не слышал. Правду говоря, я не представляю, что Грузию сейчас устраивало бы обострение ситуации. Не очень верится, что Грузия идет на эскалацию и действует в целях обострения ситуации. Но и Путина не устраивают процессы, которые там происходят. Медведев - сторонник того, чтоб грузины и осетины помирились. Думаю, сейчас грузинам необходимо спокойствие и примирение с осетинами.
- Президент Саакашвили и абхазам, и осетинам предложил мирное сосуществование и значительные посты в правительстве, но Багапш и Кокойты, видимо, получили в Москве другое задание. Как бы вы прокомментировали мирные инициативы президента Грузии?
- Я ничего не знаю об этих инициативах и поэтому не могу прокомментировать.
- Скажу в двух словах. Осетинской стороне предложили в правительстве Грузии посты заместителей министра. Команда Санакоева (глава временной администрации - ред.) согласилась на это предложение, и Урузмаг Каркусов уже стал заместителем министра экономического развития. При этом сохранил и свой пост. А сторонники Кокойты отказались от сотрудничества. Как вы думаете, почему?
- Впервые от вас слышу о таком предложении, но мне нужен его полный текст. Сторонники Кокойты не могут не пойти против этого. Однако об этом вы спрашиваете меня, а не их. А мне, чтобы ответить на этот вопрос, нужен, как я уже сказал, полный текст. Но то, что я сейчас скажу, знают все, можете написать об этом и в вашей газете открытым текстом. В Армении, в Цахкадзоре, я выступил на совете экспертов. Там присутствовали и десять представителей оппозиции.
- Кто именно?
- Там были Хаиндрава и многие другие. Сейчас их фамилий не припомню.
- Какой Хаиндрава - Гога или Ивлиане?
- Член вашего парламента, Ивлиане. Я отношусь к нему с большим уважением. Высказывания же Георгия Хаиндрава вызывают у меня некоторые сомнения, а вообще ко всем отношусь одинаково. На той встрече были как представители оппозиции Саакашвили, так и из министерства иностранных дел.
- В частности?
- Был Каха Читая, а также посол Грузии в Армении, профессор, боже, забыл фамилию...
- Реваз Гачечиладзе...
- Был и посланник Грузии. Визитные карточки всех их у меня есть, но спрятаны далеко и сейчас не смогу найти
В основном я беседовал с профессором и несколько раз разговаривал с Кахой Читая. А в своем выступлении я сказал грузинским представителям: 'Что вы сделали для того, чтобы грузины и осетины построили общее государство?' Я несколько раз повторил этот вопрос: 'Что вы сделали, кроме того, что кричали - рука Кремля, рука Кремля? Сами-то вы что сделали, чтобы было построено общее государство?'
- И что они вам ответили?
- Ничего не смогли ответить. Спросил, почему ничего не говорите? Я ведь к вам обращаюсь: скажите, что вы сделали? Каха Читая ничего не ответил.
- А что ответили вам находившиеся там представители грузинской оппозиции? Ведь для вас имеет значение их мнение?
- В кулуарах представленные там чиновники полностью признали, что не сделали ничего. Говорили: мы сами виноваты, что ничего не сделано. Сейчас, мол, у нас новый министр иностранных дел - Бакрадзе, и им будет что-то планироваться.
- Бакрадзе сейчас первый номер в списке правящей партии, он баллотируется в парламент и в случае победы у него хороший шанс стать председателем парламента...
- Не знал, что он идет в парламент. Это его воля. На самом же деле существует аргументированный проект, и необходимо его осуществить в соответствии с общеполитическим обоснованием ООН, но никто этого не делает. Прошел гражданский форум грузин и осетин, где было сказано, что они не будут слушать ни Кокойты (де-факто президент непризнанной республики Южная Осетия - ред.), ни Санакоева и сами начнут поиск согласия. С осетинской стороны этим делом руководил Алан Парастаев. Но власти Цхинвали его арестовали, и сейчас он сидит в тюрьме.
- Вы хорошо знаете Бориса Чочиева - правую руку Кокойты. Когда вы основали 'Адамон Ныхас', он тогда был рядом с вами, не так ли?
- Что вы говорите! Что вы говорите! Он был взращен партией и комсомолом. В 1992-ом году Борис Чочиев возглавлял комитет беженцев Южной Осетии и присвоил гигантскую сумму - 50 миллионов рублей. Якобы он перечислил эти средства в банк Северной Осетии. Представьте, что значили в 1992-ом году 50 миллионов рублей.
- Конечно, это была очень большая сумма...
- Где теперь эти деньги, мы никак не можем выяснить. Борис Чочиев никакого отношения к организации 'Адамон Ныхас' не имел. Он работал в органах городского и областного комитетов и ничего общего с нами не имел.
Чтобы проверить справедливость обвинения в отношении Бориса Чочиева, 'Georgian Times' несколько раз пыталась связаться с ним, но его мобильный не отвечал.
Мы связались с еще одним участником Цахкадзорской встречи, заместителем директора департамента по европейским вопросам министерства иностранных дел Грузии Кахой Читая.
'Точное число не помню, эта встреча состоялась незадолго до президентских выборов в Армении. Он (Алан Чочиев - авт.) поднял несколько вопросов и лично на меня произвел очень хорошее впечатление. Он не ставит вопрос выделения [Южной Осетии] из Грузии и занимает очень хорошую позицию. Там было несколько вопросов, которые мы должны были обдумать. Но, к сожалению, когда я приехал, то не смог до конца довести это дело.
Это в мою компетенцию не входит. Он (Алан Чочиев) оставил очень хорошее впечатление. Это человек, который мыслит и хочет что-то сделать. Думаю, он очень интересный человек, и мы должны отнестись к нему с серьезным вниманием'.
_____________________________________
Грузинский реванш ("Russia Profile", Россия)
Будущее Грузии будет зависеть как от ее собственных усилий, так и от России ("The Economist", Великобритания)