Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель ursa, за что мы ей крайне признательны
__________________________________________________
Если бы депутаты, которые раньше представляли закон и определяли важнейшие тенденции, спокойно осмотрелись, то они заметили бы, что сегодня политика делается в Интернете, СМИ, политическом пиаре, - говорит 'Дзеннику' специалист по политическому имиджу Эрик Мистевич.
Михал Карновский: Сколько заплатила пани Эва Совиньская за то, что из истории о раздражающей всех женщине вы сделали повесть о нуждающейся в сочувствии симпатичной даме-защитнице прав детей, которая просто растерялась, потому что ее смущали телекамеры?
Эрик Мистевич: При всем уважении, мой архив засекречен и таковым останется в ближайшие сто лет.
М.К.: Как назвать то, чем вы занимаетесь?
Э.М.: Созданием имиджа при помощи нарративного маркетинга, наиболее эффективного на сегодня метода. Я перевожу политиков из XIX в XXI век.
М.К.: То есть наука припудривания и блистания перед камерой, а также умение обращаться со СМИ и журналистами?
Э.М. (смеется): Так было когда-то. Сегодня журналист или публицист совершенно мне не нужен, потому что уже не вы - при всем уважении - объясняете людям политику. СМИ, политологи и социологи перестали быть нужны в своей старой роли - объясняющих, что политик имел в виду, произнеся многочасовую умную речь. Несколько лет тому назад одна фраза политика - это был абзац из 5-5 строк, и лишь несколько тысяч людей в Польше понимали, что он хотел сказать, а Ядвига Станишкис, Марек Мигальский и Петр Заремба переводили это читателям и зрителям. Сейчас политик говорит: 'Yes, yes, yes' или 'С вами чудесно. Не ешьте жирного. Мы встретимся после праздника, и тогда я расскажу вам, что мои министры сделали для Польши'. Ну, и зачем тут какой-нибудь посредник?
М.К.: Это значит, что Земкевич, Заремба, Мигальский уже не имеют значения?
Э.М.: Через пять лет окажется, что информация идет над ними или рядом с ними. Что, вообще, мимо них. Не надо быть необыкновенно проницательным, чтобы заметить этот процесс. Пять лет тому назад тон в политике задавала одна газета плюс 'Новости' в 19.30, ну, может быть, утренний 'Сигнал дня'. Там объясняли, как понимать то, что происходит. А теперь? СМИ имеют почти такое же значение, как Катарина, Мария-Дора, Азраэль и другие популярные блоггеры. Может быть, у СМИ голос громче, но он один из многих.
М.К.: Потому что появились другие СМИ, другие газеты, и мы перестали быть страной одной газеты?
Э.М.: Не только. Люди все труднее поддаются манипуляции, а политика - которую они отождествляют с непрестанной манипуляцией - перестает их интересовать. Они все критичнее смотрят на авторитеты и все меньше верят элитам. Политика сама по себе, люди сами по себе. Вдали от всего этого.
И так далее, долго, очень долго, многословно и хвастливо. Основная идея - политик должен уметь кратко (за 30 секунд) рассказать свою 'историю', которая произведет сильное впечатление и создаст его образ. А 'истории' эти придумывают такие специалисты, как пан Мистевич. Меня, собственно, заинтересовал только самый конец статьи. - Ursa
М.К.: Какую историю рассказывает сегодня президент Лех Качиньский?
Э.М.: Президента Леха Качиньского усадили на имиджмейкерскую карусель.
М.К.: Сосредоточимся на одном вопросе. Почему президент, принимающий столь активное участие в проблемах Грузии, не способен рассказать об этом7
Э.М.: Всего несколько человек понимает, что произошло в Грузии, потому что не было найдено интересной истории. Пробуждающей эмоции как по отношению к Грузии, так и по отношению к Президенту Речи Посполитой. Не хватило чего-то, что рассказывали бы в лифтах. Например, что пилот польского самолета ?1 с президентом на борту по дороге в Грузию был атакован российскими МиГами и принужден приземлиться на территории России. Вы себе это представляете?
М.К.: Был атакован? Я ничего такого не слышал.
Э.М.: Нет, но могли появиться подозрения, что это атака. Однако - я продолжаю гипотетический рассказ - пилот, несмотря на нападение, принял отважное решение лететь до Тбилиси и постараться приземлиться там. Это информация номер один во всех СМИ! Польша затаила дыхание. Вы представляете эту тишину в эфире, нет связи с бортом ?1, потому что, как это обычно бывает, какие-то нелады с передатчиком? Первый вопрос людей, простых людей, сроду не интересовавшихся политикой: 'Ты это слышал?', второй вопрос: 'Долетел, удалось, президент жив?'. Не Утка, но президент! И третий вопрос: 'Господи, какой смельчак, какой отважный у нас президент, пустился в такое опасное путешествие, да, а что там с этой Грузией?'
М.К.: Безумие! И ложь. Мы спрашиваем пилота, идет расследование, международная комиссия: Впрочем, мы только что установили, что слишком грубая ложь рано или поздно выходит на явь.
Э.М.: Но пилот верит, что видел белые полосы перед собой. Второй пилот тоже видел. И это становится правдой. Люди лучше осознают, что русские делают в Грузии, как ежедневно падают вертолеты, и какова роль - да что там! - миссия Польши и польского президента. Выходит Радослав Сикорский и говорит, что дипломатические источники не подтверждают того, что самолет был обстрелян, на что президент отвечает, что это его не удивляет, что Сикорский по понятным причинам говорит точно то же, что и русские.
М.К.: И нет никаких границ?
Э.М.: В эффективной истории - нет.
М.К.: Такие игры ведутся в Польше?
Э.М.: Такие игры ведутся всюду. Тем более обидно должно быть ПиС, что Платформа уже успела рассказать свою историю, на сегодня это единственная история о Грузии, и вот какая: президентские чинуши прокатились неизвестно зачем, потратив 30 тысяч злотых, на правительственном самолете, как будто нельзя было на рейсовой 'Люфтганзе'. Ишь, баре какие!
М.К.: Но разве это еще политика?
Э.М.: нет политики в пустоте, без людей. Не те времена. Нет политики без разжигания человеческих эмоций.
М.К.: И это говорит Эрик Мистевич, бывший журналист.
Э.М.: Я ушел из журналистики. Я предпочитаю сочинять истории, а не быть принужденным верить в них.
Эрик Мистевич - политический советник, имиджмейкер политиков, работающий в Польше и других странах, специалист по политическому маркетингу.
____________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - ursa
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности