Каким будет настоящее и будущее отношений ЕС-Россия? Какая роль в них достанется Латвии? Своим взглядом на эти вопросы с Телеграфом поделился гостивший в Юрмале ведущий информационно-аналитической телепрограммы "Постскриптум", член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России, профессор МГИМО Алексей Пушков.
В центре всего - борьба за ресурсы
- В чем причина противоречий, время от времени возникающих между Россией и Евросоюзом?
- Я думаю, что в подходе. Евросоюз хотел бы, чтобы выполнили его условия, не особенно задумываясь об интересах России. Как сообщество из 27 государств, ЕС ощущает себя сильным и высказывает ряд требований. Например, пытается навязать подписание Энергетической хартии, обеспечить возможность скупки акций российских газопроводов; в этом же списке находится реформа Газпрома. Проблема в том, что даже если некоторые из этих условий можно было осуществить, то был бы нарушен суверенитет России. А поскольку Россия только вышла из периода, когда ее суверенитет серьезно ставили под сомнение (я имею в виду ельцинский и ранний путинский периоды), то в стране очень болезненное к этому отношение.
Рольф Экеус (верховный комиссар ОБСЕ по делам нацменьшинств. - Прим. Телеграфа) говорил нам, что мы должны понять чувства, которые существуют в Латвии, Эстонии по поводу периода после 1940 года. Но в вопросе суверенитета тоже вступают в действие чувства. В России проблема вновь обретенного суверенитета, когда страна наконец стала распоряжаться собой и своей внешней политикой, да и внутренней, эта проблема стоит очень остро. Пока Евросоюз демонстративно пытается нас "нагнуть" и ставит вопрос таким образом, что Россия должна пойти на уступки, отрицающие ее суверенитет, никаких новых перспектив в отношениях с Россией не будет. Однако этого не хотят понимать в Евросоюзе. Там считают, что их требования - вопросы технико-экономические. На самом деле это вопросы политические.
- Насколько такой подход Евросоюза обоснован?
- ЕС подает это как сферу экономическую. На самом деле Евросоюз собирается осуществлять экономическую экспансию в России без приема ее в ЕС. То есть задача политических элит Евросоюза - добраться до российских газовых ресурсов. Точно так же, как США мечтают добраться до нефтяных ресурсов России. За всей историей с Ходорковским просматривается большая игра вокруг ЮКОСа, который (и это были очень серьезные предложения) американцы собирались купить у ныне опального олигарха. Одна из причин, почему все закончилось так, как закончилось, состояла в том, что российские правящие круги совершенно не собирались делиться своими нефтяными богатствами с западными странами.
И опять - ресурсы в центре. Посмотрите на последний доклад Евросоюза, подписанный Хавьером Соланой, - по Арктике! ЕС уже объявил, что соревнование за арктические ресурсы, которые еще никто не измерил и о которых еще есть только приблизительные сведения, будет содержанием большей части первой половины XXI века. Понимаете? Если Евросоюз уже сейчас говорит, что борьба за ресурсы Арктики - это перспективное стратегическое направление его деятельности, если американцы всячески обхаживают Гренландию с ее приарктическими территориями, то все очень серьезно. На самом деле - это большая схватка за ресурсы, которая в мире уже началась, и война в Ираке - часть этой схватки. К счастью, Евросоюз не военная организация и не станет применять военные средства, но политическими, дипломатическими методами будет осуществлять свою экспансию, чтобы добиться максимального доступа к российским природным ресурсам.
Смотреть надо спокойно
- Но что мешает договориться?
- Проблема в том, что в ЕС не желают ничем делиться, не хотят создавать единую газораспределительную сеть, что могло бы заинтересовать Россию. Европейцы не желают нас допускать к своему газовому рынку. Точнее, отдельные страны допускают, но Евросоюз в целом отказывает нам. И в этих условиях России нет смысла соглашаться с требованиями ЕС. Ее совершенно не давит нынешняя ситуация. Сейчас действует прежнее соглашение о партнерстве, оно каждый год автоматически продлевается. А нам говорят: "Если вы не согласитесь выполнить условия, у нас не будет нового соглашения!" Не будет. И что? Я в своих программах и публичных выступлениях говорю: "А зачем? Зачем торопиться заключать соглашение на невыгодных нам условиях? Давайте договариваться на выгодных". То есть на условиях компромисса, условиях взаимной выгоды. А если эта выгода односторонняя для ЕС, то России совершенно не нужно уступать, какая бы замечательная организация с нами ни общалась. Евросоюз мы уважаем, хорошо к нему относимся, но не намерены ради этого вредить себе.
- Какое место в этой политической игре, на ваш взгляд, занимают страны Балтии и в частности Латвия?
- Между их позицией и позицией ЕС знак равенства ставить нельзя, но я бы не стал и отрывать эти страны от Евросоюза. Потому что до сих пор в силу той этики и той политической традиции, которая существует в Европе, в общем-то Брюссель с порога никогда не отвергал позиции прибалтийских государств. Вот Литва недавно выдвинула целый набор претензий к России, которые могли бы опять заблокировать работу над подписанием нового соглашения о стратегическом партнерстве. И обратите внимание, что на последнем заседании министров иностранных дел стран ЕС эти требования были инкорпорированы в общий список тех условий, которые будет выставлять Евросоюз. Литве не сказали: "Отдыхайте со своими требованиями, мы будем вести переговоры сами". Литва - часть ЕС. И мы, в Москве, постоянно слышим разговоры о солидарности и о том, что Европа не хочет раскалываться во мнении по поводу России. С другой стороны, ЕС не желает следовать жесткой обструкционистской линии (которую проводила Польша до недавнего времени, а сейчас - начала Литва), чтобы не блокировать возможность переговоров с Москвой. Так что позиция прибалтийских государств влияет на позицию ЕС (я бы не стал недооценивать это влияние), но для нас важно определиться, как смотреть на это. А смотреть надо спокойно. Сергей Лавров правильно сказал: "Мы терпеливо ждали, пока Евросоюз будет готов к переговорам с нами, похоже, что дождались. Очень хорошо". И это заявление показывает, что Российская Федерация могла бы и еще подождать. Если Евросоюзу угодно ставить свою политику в зависимость от позиции Таллина, Риги, Вильнюса или Варшавы (которая, на мой взгляд, больше отражает американскую линию в Европе, чем европейскую), то это дело Брюсселя. Россия готова ждать, пока ЕС не предложит ей что-то, что ее тоже может заинтересовать.
________________________________________
Пушков: Битва за умы никогда не бывает выигранной окончательно ("ИноСМИ", Россия)
Пушков: 'Россию изображают плохим ребенком Европы' ("ИноСМИ", Россия)
А.Пушков: 'Образ врага в лице России мобилизует Запад' ("ИноСМИ", Россия)
Алексей Пушков: Русская рулетка ("The National Interest", США)