Последний саммит Буша перед тем, как ему придет время уходить с политической арены, будет с европейцами - что выглядит особенно тонким издевательством судьбы, если вспомнить, сколь непостоянными партнерами были они для США в течение всех восьми лет пребывания Буша в Белом доме. Для Буша, подстрекаемого советниками-неоконсерваторами, 'старая Европа' - это сборище пожирателей сыра, трусливых обезьян, готовых предать каждую минуту - перестала существовать с первого дня войны с терроризмом. Он сделал ставку на 'новых европейцев' - тех, кому, как он думал, было за что благодарить Америку, снявшую с них ярмо коммунизма.
Какое-то время схема действительно себя вроде бы оправдывала. Венгрия получила новые блестящие самолеты, Болгария - новые американские базы; Госдепартамент вовсю проводил в жизнь программу 'наградить Россию, наказать Францию и не замечать Германию'. Но долго так продолжаться не могло: с приходом к власти атлантистов Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) и Ангелы Меркель (Angela Merkel) отношения Франции и Германии с Америкой вернулись в спокойное русло, и завтрашний саммит США-ЕС, который состоится на словенском курорте Брдо, обещает пройти в разумно-конструктивной обстановке.
На саммите ожидается не только обсуждение вопросов, имеющих значение для обеих сторон - первым из них будут ядерные амбиции Ирана, затем вопрос о смягчении американского визового режима для европейских стран. Участники будут, кроме всего прочего, отмечать шестидесятилетие Плана Маршалла - поразительно проницательного решения, благодаря которому США после войны фактически спасли Европу от разорения. Прозвучит и отдаленное эхо последовавшей за Планом Маршалла 'холодной войны': участники проведут срочные переговоры по проблеме доминирования России в Восточной Европе.
Как и всегда, когда встречаются две стороны и намереваются подписать какие-то двусторонние документы, возможность положительного исхода так же реальна, как и возможность отрицательного. Итак, сначала о хорошем: по вопросу визовых ограничений председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso) и его советник по внешней политике Хавьер Солана (Javier Solana) выразили уверенность, что им удастся убедить США к концу этого года распространить безвизовый режим въезда на все страны ЕС - пока что это привилегия стран 'старой Европы'. Вашингтон, скорее всего, действительно уступит - в немалой степени потому, что ЕС уже неоднократно намекал на возможность, в свою очередь, попортить немного крови американцам, собирающимся в Европу. Кроме того, не ожидается никаких разногласий и по снятию 11-летнего европейского эмбарго на импорт американских хлорированных куриных тушек - только не смейтесь, это был долгий и нудный дипломатический скандал.
Однако этим щедрость сторон, скорее всего, и ограничится. По остальным проблемам сложно ожидать чего-либо, кроме обычного взаимонепонимания и углубления уже вырытых окопов. Буш решительно настроен продолжать расширение НАТО на Восток и привести в исполнение мечту о Европе от Атлантики до Урала, приняв в свои ряды Грузию и другие страны. На карте эти шаги смотрятся, конечно, красиво и здорово, но если посмотреть со стороны Москвы, то они начинают выглядеть как самое настоящее окружение - и русские столь же решительно настроены ни одного такого шага не допустить. Франция и Германия - ключевые торговые партнеры - тоже против любых действий, раздражающих Кремль. Они еще помнят, чем закончились их собственные войны против России, и прекрасно понимают, что нынешнее мировоззрение Кремля - не что иное, как российская версия Доктрины Монро, по которой любые действия, угрожающие территориальной целостности страны, должны немедленно пресекаться.
Чтобы перетянуть ЕС на свою сторону, Буш наверняка скажет, что Москва на Кавказе может спровоцировать большие неприятности, поддерживая сепаратистские амбиции Абхазии. И, поскольку Россия также выступает против участия ЕС в делах Косово и все еще готова использовать право вето в Совете Безопасности ООН, может быть, хотя бы это побудит европейцев встать за спиной США.
Но это - одна проблема. Есть и другая: европейцы вряд ли откажутся от своей нынешней 'разговорной' политики по Ирану. Великобритания, Франция и Германия уже вложили в иранский вопрос немало дипломатических усилий и не поддержат никакие воинственные шаги со стороны Буша. Особенно остро этот вопрос встает сейчас, когда уже более-менее ясно, что от Демократической партии на место Буша будет претендовать Барак Обама (Barack Obama), заявивший, что он тоже за диалог с Ираном. Кое-кто в Вашингтоне уже провел соответствующие параллели с одним из предыдущих президентов США и сделал выводы относительно того, чем может закончиться смягчение отношения к этой загадочной стране.
Только-только став хозяином Белого дома - это было в 1977 году, - Джимми Картер (Jimmy Carter), проводивший политику 'компетентной и сострадательной Америки', начал требовать от персидского шаха освобождения политических заключенных. Царь Царей пошел на это - но уже два года спустя в Иране заполыхала революция, на гребне которой обосновался не кто иной, как аятолла Хомейни - для США в этом регионе явно не Друг Друзей. Америка тоже это помнит - и Буш уже ясно дал понять, что любые сделки с иранцами для него не отличаются от 'умиротворения' Гитлера. Уж этот урок прошлого европейское трио вряд ли сможет не понять или недооценить.
______________________________________________
Барак Простодушный ("Los Angeles Times", США)
Смешно: Буш говорит о личной ответственности ("The Boston Globe", США)
Война не за горами. Не обязательно настоящая, с пушками и бомбами, но все же ("Newsweek", США)
Друзья или враги: взгляд на мир сквозь разные линзы ("The Financial Times", Великобритания)