Попытки Джорджа Буша хоть как-то спасти главное детище своего президентства - бесстыдную и разрушительную войну в Ираке - многое говорят о причинах, подвигнувших США на ее развязывание. Ложь об оружии массового уничтожения в Ираке, как и заявления Белого дома об установлении 'демократии' в арабском мире, давно разоблачены. Еще до военной операции 2003 года, которая была начата без учета мнения Совета Безопасности ООН, многие говорили о том, что истинной целью администрации Буша было получение полного доступа к дешевой нефти и новой базе для осуществления контроля над Ближним Востоком. Сейчас, когда Вашингтон обсуждает с Багдадом 'соглашение о статусе вооруженных сил', регулирующее военное присутствие США в Ираке, становится еще очевидней, что эти две цели всегда стояли во главе американской повестки дня и что они могут стать единственными 'достижениями' имперских амбиций Соединенных Штатов.
Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики не испытывает иллюзий относительно взглядов своих соотечественников на Соглашение, которое даст американцам ничем не ограниченные права на базирование в стране, фактически предоставив их солдатам (и наемникам) иммунитет перед международным и иракским законодательством, сведет на нет наиболее прибыльную статью иракского экспорта - нефть, которая будет выкачиваться по демпинговым ценам, и, возможно, втянет Ирак в еще одну войну, развязанную США войну. На этот раз - против Ирана. Для аль-Малики будет не просто противостоять оказываемому на него давлению. Его правительство в любой момент может развалиться, его вооруженные силы находятся в стадии формирования, а страна все еще ведет борьбу с мятежниками. Чтобы выбраться из этого 'болота', аль-Малики потребуется помощь, и американцы это знают, особенно, если учесть, что находится он там благодаря их усилиям.
Низведя одну из сильнейших стран арабского мира до состояния политического хаоса и экономического краха, американцы теперь используют шантаж, чтобы фактически превратить Ирак в свой протекторат, который, разве что, называться будет по-другому. Это один из последних отчаянных маневров, призванных 'оправдать' кровь и финансовые потери - как американские, так и иракские, - и он почти наверняка провалится.
Кончилась эра, когда имперские силы могли заставить менее крупные государства терпеть непрестанные посягательства на их суверенитет (яркий пример - воровское соглашение, по которому США продолжают сохранять свою военно-морскую базу в кубинском заливе Гуантанамо). Более того, президенту Бушу нечего предложить Ираку взамен. Допущенные им грубые ошибки в ведении войны, которые дополняет погрязший в коррупции и до сегодняшнего момента не давший ощутимых результатов процесс восстановления иракского государства, вряд ли заставят мир принять новый 'план Маршалла', в свое время предложенный США для восстановления Европы после Второй мировой войны. Кроме того, сам Ирак никак не заинтересован в том, чтобы стать плацдармом для американской агрессии против Ирана.
Однако уникальная способность Буша сочетать в себе скромные умственные способности с непомерными политическими амбициями представляет огромную опасность. Пытаясь добиться напоследок хоть сколько-нибудь ощутимого результата и придать блеск оставляемому им наследию, он скорей всего захочет принести еще больше иракских жертв на алтарь своей Республиканской партии и фальшивых идолов бесчестных неоконсерваторов, взявших в свои лапы внешнюю политику США. Аль-Малики должен противостоять, но для этого ему понадобятся друзья, которые захотят поддержать стабильность и независимость Ирака, а не сделают их предметом торга в своих собственных зловещих планах.
Перевод: Алексей Фаезов
_________________________________________________
Пусть каждый солдат скажет Бушу, куда засунуть эту войну! ("Newsweek", США)
'Говорите, 'Аль-Каиду' уже победили? А вы морпехов спросите' ("The Independent", Великобритания)
Почему ислам является главным фактором гражданской войны в Ираке ("Christian Science Monitor", США)