Читая то, что пишут подчас в Польше о России, испытываешь чувство даже не обиды, а неловкости, а если и становится обидно, то, скорее, за великую польскую культуру в целом и за журналистику, в частности. Отличавшаяся всегда высокой духовностью и благородством польская литература и беллетристика, кажется, прочно позабыта частью современных газетчиков, которых при одном слове 'Россия' охватывает примитивная мелкобуржуазная злоба и зависть.
Сочинение всевозможных пасквилей и 'евродоносов', похоже, становится излюбленным занятием некоторой части польской пишущей братии. Возможно, существует элементарный политический заказ. Пытающаяся играть хоть чем-то заметную роль в большом европейском политическом оркестре Польша не может претендовать не только на первую скрипку, но даже на десятую. Обидное положение, особенно если есть амбиции. Похоже, из этого и проистекает попытка навязчиво играть не свою партию, да еще громко и фальшиво, что свидетельствует обычно или о непрофессионализме, или о временном, в лучшем случае, помутнении рассудка у исполнителя.
Окрепшая и уверенно заявляющая о себе России раздражает очень многих, особенно тех, кто никогда и ни при каких условиях не сможет держаться с ней на равных в мировой политике.
Статья господина Земкевича 'Культурный народ' невелика по объему и состоит, по сути, из истерических реплик, причем довольно банального содержания, ибо набор тем для антироссийской риторики сформирован еще в позапрошлом веке, если не в средние века. Не ново и то, что все исторические с точки зрения Запада 'пороки' России пытаются объяснить некими якобы 'врожденными' качествами русского народа, явно или намеками настаивая на его гражданской неполноценности, дикости, агрессивности и пр. Невольно вспоминаются идеологи немецкого нацизма с их рассуждениями о 'недочеловеках'. Господин Земкевич в своем нездоровом пафосе подошел почти вплотную к доктору Геббельсу, который с удовольствием принял бы его в свое 'министерство пропаганды', ибо даже в бурлящем потоке антироссийской и антирусской галиматьи, который проносится по страницам европейской и примкнувшей к ней грузинской и украинской прессы, он сумел отличиться.
Можно было бы отнести 'случай Земкевича' к разряду индивидуальной патологии, но, увы, со своим 'болезненным воображением' он не одинок, и явление, похоже, носит характер локальной, но все же эпидемии. В самой Польше сей пасквиль вызвал реакцию, которая свидетельствует о том, что не все поляки разделяют взгляды господина Земкевича. Дискуссия, развернувшаяся в польской прессе, на наш взгляд, весьма показательна и стоит того, чтобы ее осветить в основных моментах, что мы и попытались сделать совместно с ИноСМИ.
Для начала предлагаем ознакомиться в сокращении с самим опусом Земкевича, опубликованном 12 мая 2008 года в газете 'Rzeczpospolita'. Мы позволили себе при этом некоторые комментарии. Запевает автор почти по Фрейду - испуганно, но при этом явно испытывая тайное удовольствие от проявления в отношении себя грубой силы:
'Танки, бомбардировщики, вертолеты, баллистические ракеты малой и большой дальности - пусть никто не сомневается, что у России есть, чем защитить свою великодержавность'.
Спохватившись, ибо натура, как говорится, полезла слишком явно, автор тут же пытается все 'повесить' на россиян:
'Пускай рядовые россияне подыхают с голоду, живут в землянках и пользуются одним сортиром на четыре семьи - но на то, чтобы в российских арсеналах было несметное количество танков, истребителей, ядерных боеголовок, кавитационных торпед, каких нет ни у кого в мире, рубли найдутся всегда'.
Но, как известно, от диагноза никуда не денешься, и несчастный журналист вновь сублимирует:
'Россиянам пообещали, что в 2020 г. они вновь будут способны разнести весь мир к чертовой матери, и все народы будут вновь дрожать перед ними от страха - и россияне охотно посвятят себя этой великой цели с терпеливостью тех десятков тысяч мужиков, которых велел втоптать в землю Петр I, чтобы посреди болот построить на них базу для самого большого на Балтике военно-морского флота, а при случае - и свою столицу'.
Завершается же сие пособие по психоанализу так:
'Потому что Россия такая, другой быть она не хочет - и хорошо, очень хорошо, что, устраивая такие зрелища, как в минувшую пятницу, она время от времени нам об этом напоминает. Пусть мир посмотрит на эти толпы, испытывающие коллективный оргазм при виде брони и стволов, пусть слышит вопли, каких в его цивилизованных частях не было слышно со времен нацистских партийных съездов. Ведь никакая болтовня - особенно польская - не обладает в сегодняшнем мире такой силой, как картинка'.
Поставив точку, автор, должно быть, сам почувствовал то, что, по его мнению, должны испытывать россияне при виде тяжелой военной техники.
Вслед за этим случился для пана Земкевича миг сомнительной славы. Основная часть дискуссии развернулась в Интернете, и многие авторы в газетах щедро цитировали 'блоги', 'дабы всю лепоту обозреть'. Анджей Писальник в той же 'Rzeczpospolita' от 16 мая 2008 года в статье 'Как публицист 'Речи Посполитой' не угодил российским читателям' попытался занять почти нейтральную позицию, приводя высказывания россиян. Статья начинается так:
'Пожалуй, ни один польский автор не вызвал таких эмоций у читателей популярного российского портала, специализирующегося на переводах зарубежной прессы, как Рафал Земкевич, публицист 'Речи Посполитой'. Его фельетон Kulturnyj narod оказался среди самых читаемых и комментируемых текстов ИноСМИ.Ru'.
Далее автор отметил, что большинство российских 'блоггеров' возмущались Земкевичем, его фельетоном и поляками, хотя 'появились и голоса в защиту Польши'. Заметим, что 'защитники' оказались в подавляющем меньшинстве, и этот факт не может не радовать. Приведем несколько наиболее характерных цитат:
Kirill: 'Глубокоуважаемый (в оригинале 'Глубоконеуважаемый' - прим. пер.) пан Ziemkiewicz. Ваша статья Kulturnyj narod превзошла все русофобские статьи, какие я только видел. Но у меня все же есть одно объяснение произошедшего. Вы вроде пишете научную фантастику. Скорее всего, вы перепутали и случайно отдали свое несомненно ГЕНИАЛЬНОЕ научно-фантастическое произведение в редакцию Rzeczpospolita. Может, вы считаете, что Польша более демократическое государство, чем Россия? Если это так, то вы как минимум не правы. Одним из главных критериев демократии является понятие свобода прессы, в том числе доступ к иностранной прессе. Россияне (или как вам привычнее 'русские') имеют такой доступ в отличие от поляков. А статьи, подобные вашей, очень сильно напоминают советские статьи 30-х годов о прогнившем Западе и капитализме'.
Максим: 'Прочитал вашу статью Kulturnyj narod. От лица своей души спешу довести до вашего сведенья, что общая картина, обрисованная в вашей статье, на самом деле не совсем верна!! Например, я до сих пор даже не имею собственной землянки и вынужден в гордом одиночестве жить в четырехкомнатной квартире. Занять очередь в туалет я тоже не могу (я не знаю, к какой очереди я приписан), поэтому приходится ходить в свой собственный'.
Пану Земкевичу, явно страдающему отсутствием чувства юмора, ибо только человек, лишенный этого спасительного дара, может исторгать такое количество оскорблений в столь грубой форме, стоит прочесть следующую, приведенную паном Писальником цитату:
ztdummy: 'Как и все остальные, пишу Вам из землянки при свете лучины. Очень хочется жрать. Кровавая гэбня держит на железной цепи и заставляет копать лопатой в болотах пусковые шахты для межконтинентальных ракет.
Передавайте привет польскому народу на пути в светлое будущее из средневековья. Извините за краткость - надо идти работать'.
Марчин Войцеховский в 'Gazeta Wyborcza' опубликовал статью 'Как Земкевич утер нос москалям, а они ему' от 22 мая 2008 года. Он также привел большое количество цитат, многие из которых опять же свидетельствуют о том, что у россиян с чувством юмора все в порядке:
Medvedev: 'Пишу со своего лампового калькулятора Русь-МК64 из очереди в единственный московский туалет. Впереди меня еще простые русские парни (тут фамилии нескольких миллиардеров) - пьют одеколон, а Черномырдин (бывший премьер) им играет на балалайке. Это значит, что обделаюсь прямо здесь. Простите, что на русском. Агент ФСБ, который читает мои СМС, запрещает мне использовать иностранные языки. Поляки - какие же вы счастливые, что стали американским штатом! У вас демократия и свобода, экономическое процветание! У вас есть потрясающая возможность работать сантехниками по всему миру! Я вам так завидую!'
Пана Войцеховского вряд ли можно назвать пророссийски настроенным автором, но в отличие от Земкевича он дружит со здравым смыслом. Он отметил безответственность своих коллег, опубликовавших пасквиль Земкевича 'в газете, считающей себя серьезной и влиятельной. Которая наполовину принадлежит государству': Указав на очевидность того, что Земкевич не разбирается в России, он продолжает: 'Однако мне странно, что в 'Речи Посполитой' нет вменяемых людей'. Резюме же таково: 'Но в тексте Земкевича не видно заботы о каких-либо ценностях. Это обычная ругань. Автор с удовольствием выливает на россиян ушат помоев. Он кидает их в один мешок, не различает нюансов, не видит в России ничего хорошего'.
Пан Земкевич, естественно, принял участие в дискуссии и разразился в своей газете очередным сочинением от 4 июня 2008 года под странным названием 'Разрушению союзов - решительное 'нет!'. Являя пример человека, которого врачи отправили проходить курс реабилитации вне стен клиники, он с патологическим упорством настаивает: 'Сегодня ментальность русских, взятых как единое целое, идентична ментальности немцев в 30-е годы прошлого века, и такая показуха, как недавний День Победы, заставляет говорить об этом очень громко'.
Но этого мало. Воспоминания о пережитом удовольствии при написании первого пасквиля заставляют его продолжить: 'Пережевывая якобы имевшее место унижение, русские, следовательно, не думают, как любая другая нормальная нация, о лучшей жизни для своих детей, они думают только о 'мести' демократическому миру. Им нужны пушки, а не масло, вождь, который даст им мощную армию и 'вернет России достоинство', что для среднестатистического русского означает, что его царь снова сможет попирать другие народы, находящиеся, как минимум, на Одере и Эгейском море, а если получится, то и дальше, и тому подобное'. Так и хочется крикнуть: 'Берегите себя, пан Рафал, излишества приводят к истощению!'
Пан Земкевич, как следует из его 'ответа Войцеховскому', очень боится 'рецидивов российского империализма' и русского народа как такового. Да, не всем удается избавиться с возрастом от своих детских страхов. Что ж нам ответить боязливому ляху? Не бойтесь, пан, никто вас не обидет. В России любят убогих.
______________________________________
Рафал Земкевич: Недругам-москалям ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Как Земкевич утер нос москалям, а они ему ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Полякам надоело жить без унитазов ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)
Вот так текст, вот так конфуз! ("Live Journal")