Те силы, которые прошлой осенью организовывали протесты и участвовали в пикетах у Сейма Латвии и митинге на Домской площади в Риге, без лишнего стыда и латышской скромности выдавали себя за народ. Сходка на Домской площади даже позиционировалась в качестве 'народного собрания'. Присваивание высоких слов как раз и является недвусмысленным признаком того, что тобой кто-то хочет манипулировать.
Прошлогодние события до сих пор серьезно не оценены, хотя их влияние на будущее Латвии, скорее всего, окажется большим, чем можно было бы себе представить. Силы, организующие определенные общественные процессы, никогда не называют вещи своими именами. Вбрасываются тезисы о свободе, интересах народа, угнетенных слоях, преступной власти, и так без конца и края. Эти сладкие лозунги используются по принципу плошки с сахаром, с помощью которой опытные пасечники приманивают жаждущих нектара рабочих пчел, а в данном случае - широкие массы жителей Латвии, чтобы их энергию повернуть в желаемое русло. Что это за силы, которые в 2007 году организовали 'революцию зонтиков', и каковы были их цели?
Публично заявленных целей было много: укрепить правовое государство, снизить коррупцию, положить конец политическому цинизму, заставить Сейм и правительство считаться с народом и так далее. Однако, как я уже отметил, никогда публично выражаемые цели не являются главными. Тактические цели - свалить правительство Айгара Калвитиса (выдвиженец 'Народной партии', близкий к ее основателю, олигарху Андрису Шкеле - прим. пер.), пересмотреть результаты последних выборов Сейма (состоялись осенью 2006 года - прим. пер.), посадить в кресло президента Латвии желаемую персону или хотя бы сделать его послушным. Но стратегическая цель была совсем простой - ослабить государственную власть. 'Зонтичные бунтовщики', читая эти строки, с жарким негодованием возразят: как можно святое дело - 'подергать' антинародное правительство Калвитиса и руководимый 'оранжевой бандой' Сейм (ирония заключается в том, что латышские адепты 'оранжевой революции' ненавидят этот цвет, ставший партийным символом местных 'народников' еще задолго до известных украинских событий - прим. пер.) - столь демагогически переворачивать с ног на голову? Но отбросим эмоции, так как манипуляторы именно их и используют, чтобы добиться своего, при этом обманутые еще и говорят спасибо за доставленное наслаждение.
Каков результат политических процессов 2007 года? Имеется президент Латвии Валдис Затлерс, которого публично призывали не уважать, а называть зоопрезидентом (с его кандидатурой лидеры 'народников' определились на тайной встрече с представителями других партий правящей коалиции в Рижском зоопарке - прим. пер.), конверты (речь идет о собственном признании Валдиса Затлерса в том, что он, будучи врачом, принимал от пациентов 'благодарности' в конвертах - прим. пер.), ставленники 'оранжевой банды' и т.д. Есть Сейм, где засели не избранные народные представители, а непонятно откуда взявшиеся народоненавистники и прислужники 'олигархов', и есть правительство, которое является кликой и бандой. Другими словами, высшая государственная власть является преступной. Если сюда еще добавить судебную систему кухонного уровня и разъедаемую коррупцией бюрократию, то становится ясно, что государственная власть в Латвии не стоит и выеденного яйца. Более того, ей место на нарах в тюрьме Матиса или в худшем случае - подметать улицы на принудительных общественных работах. Такое впечатление хотят вызвать организаторы 'народного недовольства' и так о государственной власти думают сторонники 'революции зонтиков'. Однако если отбросить громкие и эмоционально действенные эпитеты, то в сухом остатке - публичная деградация государственной власти.
Я не задаюсь целью оценивать работу правительства, Сейма или президента Латвии. С 2007 года эти оценки больше не имеют никакого значения. Точно так же, как и в средние века доказательства вины на судилищах против ведьм. Особенности человеческого восприятия, как утверждают неврологи, не изменились с эпохи охоты на мамонтов. Массивная, целенаправленная, легко воспринимаемая и меткая пропаганда (реклама) - это неотразимое оружие, которое черное может обратить в белое и наоборот. Объем данной статьи не позволяет отдельно рассмотреть широкий пропагандистский арсенал, используемый против государственной власти. Но обычно это оружие теряет силу, как только потребуешь конкретику. Когда следует просьба назвать конкретные цифры, факты, нарисовать преступные схемы, которые в правительстве реализуют мистические злодеи, и наконец, когда задается вопрос о том, что для пресечения этой преступной деятельности предпринимают Бюро по предотвращению и борьбе против коррупции (БПБК) и Генеральная прокуратура Латвии, являющиеся единственными светлыми силами в потемках государственной власти? Однако пропагандистская машинерия мелет свое: 'преступники, банда, жулики, воры, коррупционеры'. Что представляют собой силы, стремящиеся обрушить государственную власть, и зачем им это нужно?
Все началось с желания правящей коалиции внести поправки в законы о безопасности. Сегодняшние перипетии вокруг БПБК и его руководителя (Алексея Лоскутова, которого правящие круги упрекают в политической ангажированности действий бюро и пропаже из его кабинетов более 200 тыс. долларов, конфискованных у фигурантов уголовных дел - прим. пер.) свидетельствуют о том, что такие поправки были необходимы. Вопрос лишь в том, какими они должны быть и в каком виде их осуществлять? До сих пор мне не приходилось слышать обоснованных и, главное, убедительных разъяснений, почему же эти поправки нужно было проводить в порядке, предусмотренном 81 статьей Конституции Латвии (правительство может придавать своим решениям силу закона в период парламентских каникул - прим. пер.), если их легко можно было внести в законы в обычном порядке, учитывая расклад сил в Сейме. Эта грубая стратегическая ошибка не осталась незамеченной в лагере противников.
Пришло время назвать этих противников поименно, но еще минуту терпения. Сначала обозначим поле битвы и место Латвии на нем. Чтобы сделать это, нужно избавиться от провинциализма и убежденности в том, что Латвия является одиноким островом в мировом океане, где его судьбу решают только наши собственные жители. К сожалению, мировые процессы тесно связаны друг с другом, и Латвия - лишь небольшой участок фронта в стратегической борьбе за влияние в мире.
Идея мирового господства является такой же древней, как само человечество. В современном мире общество подчиняют не столько силой, сколько деньгами и информацией. Власть является одним из самых впечатляющих человеческих стимулов, будь то в семье или на работе, в обществе или на свете в целом. Власть способна заставить других делать и даже думать, как захочется ее обладателям.
Существование национальных государств является одним из главных препятствий для достижения мирового господства, поэтому их постепенно нужно ослаблять, чтобы, в конце концов, ликвидировать. В людях глубоко укоренилась национальная идентичность, поэтому ее всеми средствами следует выкорчевывать. Для облегчения этой задачи нужно создать наднациональную идеологию. В свое время такой доктриной был коммунизм, но он не прошел проверку временем, поэтому была создана другая идеология. С учетом ошибок прошлого, современные идеологи свою доктрину четко не формулируют, руководствуясь принципом: простому человеку не нужно знать ее основополагающие постулаты. Достаточно того, что их знают вожаки высшего ранга, поэтому нам о сути идеологии можно только догадываться.
Основными постулатами этой новой идеологии являются: атомизация общества, разрушение традиционных социальных структур (национальных государств, семейных ценностей), гипертрофирование индивидуальной свободы, стимулирование желаний и влечений, основанных на вегетативной нервной системе, создание общества потребления (супермаркет как храм) и массовой культуры (кич) как высших духовных ценностей. Консумтариат провозглашен оптимальной моделью человеческих отношений, вершиной, с достижением которой кончится история (Френсис Фукуяма).
Несмотря на то, что миссионеры этой идеологии работают по единым принципам так называемой политкорректности, формы их деятельности в различных странах отличаются друг от друга. В Латвии новая идеология подается как 'соросизм', хотя нужно сразу пояснить, что с известным миллиардером Джорджем Соросом она имеет лишь опосредованную связь. В нашей стране распространением и внедрением этой идеологии активнее всех занимаются сотрудники Фонда Сороса. Ее адепты-"соросисты" долгие годы работали рука об руку с правящей элитой (см. газету 'Диена' за 1992-2005 годы). Точнее сказать, правящая элита без возражений исполняла пожелания "соросистов". Ситуация радикально изменилась после последних выборов в Сейм Латвии (осенью 2006 года - прим. пер.), когда властной элите наконец надоело унизительно функционировать под диктатом "соросистов". Зачатки конфронтации назревали уже давно, но именно после выборов 2006 года это противостояние перешло в открытую войну.
Наряду с тем, что в этой войне правящая элита несла и несет до сих пор большие потери (пало правительство Айгарса Калвитиса, рейтинги партий правящей коалиции очень низкие, популярность Сейма и правительства упала до критических значений), "соросистам" тоже пришлось выйти из-за кулис и открыто себя позиционировать. Ни один серьезный наблюдатель за политическими процессами в Латвии больше не воспринимает газету 'Диена' в качестве источника объективной информации, рассматривая ее как идеологический рупор.
Военачальники 'соросистов' - Алексей Лоскутов и Янис Майзитис (генеральный прокурор Латвии - прим. пер.), так же как раньше кавалеристы из партии 'Новое время', оказались надувными резиновыми куклами, посаженными на белого коня борьбы с коррупцией, которые лопнули от иголочного укола. Применяемую ранее 'соросистами' тактику ползучей оккупации пришлось заменить открытым фронтальным нападением на всевозможные структуры государственной власти. Эта конфронтация позволила также раскрыть методику борьбы 'соросистов', эксплуатирующих желание люмпенизированных слоев общества посадить за решетку каждого, кто в жизни достиг чего-то большего, последовательно очерняющих государство, сеющих недоверие к власти, демократическому представительству, Конституции Латвии.
Резюмируя вес вышесказанное, можем ответить на поставленные вопросы. 'Революцию зонтиков' организовала квазипартия 'соросистов' во главе с газетой 'Диена' с целью ослабить государственную власть и усилить свое влияние. Их политическими представителями в Сейме являются депутаты от 'Нового времени', 'Гражданского Союза' и 'Другой политики' Штокенбергса. Информационные агенты влияния - газета 'Диена', служба новостей телеканала LTV1, программа 'Ничего личного' на TV3, 'эксперты', испытывающие благосклонность 'соросистов'. Интересы местных 'соросистов' сейчас перекликаются и с устремлениями русских политических организаций 'За права человека в единой Латвии' (ЗаПЧЕЛ) и 'Центр согласия', включая их рупоры - газеты 'Вести сегодня' и 'Час'. Следует отметить, что стратегические интересы последних отличаются от целей квазипартии 'соросистов', но тактические пока совпадают. Нужно согласиться с М.Краутманисом (один из авторов 'Неаткариги' - прим. пер.), который назвал упомянутый альянс самой опасной группировкой в Латвии. Прошлогодний октябрьский бунт позволил врагов государства назвать поименно. И это большое достижение тех событий. Против явного противника легче бороться, чем с теми, кто скрывается за ханжескими масками благожелателей.
______________________________________________
Как работает российская пропаганда ("Latvijas Avize", Латвия)
Рига обойдется без Путина. Не прилетит голубчик ("Diena", Латвия)
Президент Латвии: 'Политические требования России все равно не будут учтены' ("Latvijas Avize", Латвия)
Энергетические мифы Латвии ("Diena", Латвия