- В последние месяцы ваш график был очень плотным: Россия, Грузия, Азербайджан, Абхазия и снова Грузия. Какова была главная цель поездок?
- Приоритет - конфликт Грузии и Абхазии и ситуация с Нагорным Карабахом. И в Ригу я также прибыл в связи с Грузией. У США отличное взаимопонимание с вашим правительством в этом вопросе: сейчас для нас главное - наладить нормальный диалог между Грузией и Абхазией. У латвийских властей есть соображения на этот счет, и к тому же отсюда вам лучше видно проблему.
Грузия намерена вступить в НАТО, но для этого ей необходимо завершить все начатые реформы. И Латвия может в этом очень помочь, рассказав о своем опыте.
Вперед, назад или вбок
- В западной прессе участились публикации о том, что Латвия, как и некоторые другие страны Восточной Европы, проведя необходимые демократические реформы перед вступлением в НАТО и ЕC, теперь постепенно откатывается назад. Высказываются также мнения о том, что мы сменили курс, переориентировались на Россию и лоббируем интересы Кремля. На ваш взгляд, так ли это?
- Я не очень информирован о вашей внутренней политике... И все-таки, независимо от того, какова реальная ситуация сегодня в Латвии, продвигаются ли реформы вперед, назад или вбок, у Латвии есть опыт вступления в ЕС и НАТО.
Я в своих контактах с латвийскими руководителями совершенно не почувствовал никакого сползания в сторону России, никакого желания ей угодить.
Например, на недавнем энергетическом саммите в Киеве ваш президент очень убедительно говорил о необходимости разнообразить источники энергии, о насущной потребности уйти от сверхзависимости от одного поставщика - Газпрома.
Мы знаем, что в вашей крайне сложной экономике у российских компаний есть глубокие интересы в энергетическом, банковском, металлообрабатывающем и других секторах. Но Газпром делает нечто большее, чем просто зарабатывает огромные деньги. Россия считает Газпром инструментом для распространения политического влияния во всех странах вокруг своих границ.
Но все-таки, если говорить в целом о внешней политике Латвии, я как американец чувствую себя комфортно - мы союзники.
Газовая зависимость
- Что вы как союзник скажете о сегодняшнем намерении правительства Латвии строить газовую электростанцию, а не угольную, как это было решено два года назад?
- Вашему правительству нужно очень тщательно все взвесить. С одной стороны, при возведении угольной электростанции возникнут проблемы с квотами на выброс CO2. Однако газ-то предполагается закупать только у России, у Газпрома. Нельзя ни в коем случае в таком важном вопросе, как обеспечение всей страны энергией, полагаться на одну компанию. Да, конечно, это удобно для Латвии, но далеко не безопасно.
Ведь Эстония, например, связана электрокабелем с Финляндией, Литва ведет переговоры с Польшей, в Латвии были проекты сотрудничества со Швецией. Если бы они осуществились, то ваша страна могла бы стать частью Балтийско-скандинавского региона и это означало бы независимость. Мы постоянно обсуждаем с правительством Латвии налаживание такой системы.
- И все-таки - вы видите реальную опасность для Латвии оказаться в полнейшей зависимости от Газпрома?
- Конечно. Газпром снабжает Европу четвертью всего потребляемого ею природного газа. Уже это означает огромнейшую экономическую мощь и влияние на Европу. А вы представляете, что означает 100%-ное снабжение, на которое собирается подписаться латвийское правительство? У нас в США еще в 1912 году правительство раздробило Standard Oil, нефтяную монополию богатейшей семьи Рокфеллеров. Любая монополия плоха - неважно, российская она или нет, и называется она Газпром или как-то иначе. Иначе возникнет полный контроль над всей инфраструктурой. То ли это, чего вы хотите?
Цена пустой трубы
- Правительство США не раз заявляло о своей принципиальной позиции: транзитные пути должны оставаться открытыми. Вентспилсская труба стоит пустой на протяжении уже 6 лет. Есть ли ваш интерес в "открытии" Вентспилса, и что вы можете сделать?
- Мы поддерживаем коммерчески жизнеспособные и конкурентоспособные проекты, которые приносят пользу рынку. Однако чтобы вентспилсская трасса стала таковой, необходимо, чтобы Россия пустила нефть.
Это проблема, которую вашему правительству нужно решить, потому что Россия хочет, чтобы вся нефть шла через Приморск. Ваша труба стоит сухой по той же причине, по которой Кремль пытается обанкротить Мажейкяй. Россия хочет контролировать все потоки энергии. Наглядный пример - строительство газопровода Nord Stream вместо трубы через Польшу и Балтию.
Мы не можем принудить Кремль это сделать, но мы можем заставить его заплатить политическую цену. Это можно сделать через такие организации, как "большая восьмерка", саммит ЕС - США, где у нас сильное влияние, чтобы оказать политическое давление и выставить счет за антирыночное поведение. Сейчас Россия убивает конкуренцию и делает Вентспилс нежизнеспособным.
- Вы упомянули Nord Stream. Выгодна ли, на ваш взгляд, для Латвии близость этого трубопровода или лучше и не пытаться принимать участие в проекте?
- Мой совет таков: есть множество других проектов, которые принесли бы гораздо большую пользу для экономики. Nord Stream отражает лишь стремление России централизовать контроль над транзитом и сохранять цены на газ в Европе высокими настолько, насколько это возможно. Это противоречит национальным интересам США. Мы хотели бы видеть другие проекты, которые базировались бы не на одних российских интересах, а способствовали бы и сотрудничеству в регионе, и конкуренции.
Ими, например, могли бы стать Amber (газопровод через страны Балтии и Польшу. - Б.Б.) или трасса через Украину с участием России и Евросоюза.
Россия же вместо этого хочет изолировать всех остальных и сделать свой контроль максимальным, назначая невероятные, умопомрачительные цены.
И во тьме сковать их...
- Неужели Россия настолько сильно влияет на цены на энергию в Европе?
- Нужно разделить нефтяной рынок и газовый. В первом случае влияние Транснефти ничтожно: помимо нее существует множество поставщиков. Нефтяной рынок свободен и на нем есть нормальная конкуренция.
Абсолютно другое дело - рынок газа. Здесь нет даже признаков конкуренции. Тут полностью царит Газпром, порабощая всех от него зависящих. Он пользуется своим доминирующим положением, манипулируя ценами и искусственно завышая их в несколько раз.