Некоторым это заявление может показаться, мягко говоря, несколько натянутым, тем более что за последнее время, под руководством когорты новых руководителей Минобороны, украинская армия не особо продвинулась в решении своих многочисленных проблем, а кое в чем даже отступила. Но это не отменяет того факта, что военная структура нашего государства медленно, но уверенно уже почти втянулась в общенатовскую военную составляющую. Причем, настолько, что скоро даже ПДЧ не потребуется - просто отпадет надобность в формализации наших отношений с Альянсом. Это как со Швецией, которая, не будучи формально членом НАТО, занимает 'активно нейтральную' позицию, имеет твердые двусторонние гарантии от 'основных игроков' Альянса по поводу своей безопасности, что позволяет местным властям полностью планировать свою оборону и военную политику в соответствии со стандартами, целями и в русле НАТО.
Начнем с простого и очевидного. В данный момент фрегат ВМС Украины 'Гетман Сагайдачный' в составе операционного соединения НАТО несет службу в восточной части Средиземного моря. Казалось бы, ну что тут такого? Ну, пошел украинский боевой корабль в плавание в Средиземку, ведь наши военные моряки и не в такую даль забирались. Например, в свое время тот же 'Сагайдачный' вместе с БДК 'Константин Ольшанский', совершили трансатлантический переход в США, перебросив через Атлантику роту украинской морской пехоты для участия в совместных с США учениях (август-октябрь 1996 года, командир похода капитан 1-го ранга В. Кузьмин). Чем привели тамошнюю украинскую диаспору в состояние, близкое к экстазу, когда та узрела на мачтах боевых кораблей желто-синие флаги. Да, тот поход был скорее демонстрационным, а не боевым. Да, тогда украинским военным морякам было важно 'продемонстрировать флаг', чем что-то там 'отрабатывать'. Дошли - и то хорошо. Хотя ценность того похода от этого вовсе не снижается. Ибо многие тогда признали высокие мореходные качества украинских военных моряков, которые на судах, вовсе не предназначенных для океанских походов (корабли данных классов предназначены для действий в морской ближней зоне), совершили беспримерный поступок.
Но нынешнее плавание 'Сагайдачного' имеет совершенно другой смысл и содержание. Дело в том, что ВМС Украины планово, можно сказать, рутинно, но в полной мере участвует в натовской операции 'Активные усилия'. Причем, давно и не одним кораблем - в ней уже успели отметиться корветы ВМС Украины 'Луцк' и 'Тернополь'. Теперь пришел черед фрегата 'Гетман Сагайдачный'.
Многим может показаться, что эта операция (цель которой - борьба с терроризмом, контрабандой оружия и нелегальных мигрантов, поддержание режима судоходства в районе ответственности и т. д.) - разовая акция, не дающая оснований для каких-либо далеко идущих выводов. Но для того, чтобы участвовать даже в такого рода действиях, ВМС Украины были вынуждены в свое время провести довольно объемную и напряженную работу по так называемой стандартизации своих кораблей и подразделений в соответствии с требованиями НАТО. И это предусматривало многое: от оснащения украинских боевых кораблей системами связи и управления, соответствующих натовским стандартам, до организации и проведения подготовки экипажей и ряда береговых подразделений по нормам и требованиям НАТО. Ибо невозможно действовать совместно с натовскими кораблями, 'не врубаясь' в систему их управления, взаимодействия и вообще манере несения службы. Это касалось очень многих вопросов, вплоть до обучения офицеров беглому английскому, а досмотровых групп из числа морских пехотинцев - навыкам 'грамотного потрошения' по натовским стандартам гражданских судов на предмет всяческого незаконного барахла. Более того, в конце каждого курса подготовки каждый украинский боевой корабль, выделенный командованием для участия в 'Активных усилиях', сдавал весьма придирчивые тестовые проверки представителям ВМС НАТО. В том числе путем выполнения учебных задач в море по взаимодействию с боевыми кораблями Альянса. Это же касалось таких вопросов, как логистическое (в нашем случае - тыловое) обеспечение действий украинских кораблей в отрыве от родных баз. Например, натовская база Суда-Бей (остров Крит), где осуществляется заправка топливом и водой, уже хорошо изучена нашими военными моряками, там побывали все три корабля.
Таким образом, 'как бы' для миротворческой операции командование ВМС Украины тихой сапой, без всякого аврала и штурмовщины, принятых в советском военном флоте, смогло подготовить полностью по западным стандартам, по крайней мере, три ходовых корабля плюс штабы и органы управления. Кроме того, оно получило неоценимый опыт проведения совместных с НАТО боевых морских операций. С реальными 'перехватами' кораблей, их опросом и досмотром. В свете всех наших 'черноморских проблем' и протяженности наших собственных морских трасс, такой опыт украинских военных моряков трудно считать 'неважным и незначительным'.
Не стоит, видимо, упоминать такие 'мелочи', как "наплаванность" экипажей или получение практического опыта офицерами молодого украинского военного флота. Трудно представить себе, что в условиях бредовых идей товарища Симоненко о создании 'единого и неделимого Черноморского флота РФ и Украины' это стало бы возможным. Тот факт, что наши ВМС, пускай с натугой, пускай весьма медленно, в условиях хронического недофинансирования, но все же встают на ноги, уже не вызывает сомнений. А то, что это совершается, так сказать, при активном взаимодействии с НАТО, вдвойне хорошо. Ибо дает возможность при этом экономить и равняться на лучшие в мире стандарты.
И пока наши прокремлевские политиканы решают, как Украине 'остаться нейтральной', ВСУ плавно, можно сказать, в текущем режиме, все больше погружаются в 'натовскую трясину' не только своими ВМС, но и другими частями тела, то есть видами Вооруженных Сил. И что самое примечательное, своей головой - Генеральным штабом.
Благодаря усилиям бывшего министра обороны Украины глухое антинатовское бурчание по углам Генштаба украинских полководцев и их откровенное фрондерство в стиле а-ля Кузьмук ('даешь украинско-российский военный союз!') остались в прошлом. Последние любители в больших погонах слиться в боевом экстазе с северо-восточным соседом тихо и постепенно отправляются на заслуженный отдых. На смену им приходят амбициозные и грамотные спецы - вроде нынешнего командующего Сухопутными войсками генерал-лейтенанта Ивана Свиды или заместителя начальника Генерального штаба генерал-лейтенанта Игоря Романенко. Этих товарищей никакими 'братскими союзами', блоками и Ташкентскими пактами не заманишь. Именно за ними стоит мощная и уже довольно многочисленная группа офицеров, которые наяву, а не 'теоретически' знают, что такое НАТО и с чем его едят, то есть - его стандарты. Включая размеры денежного содержания тамошних военнослужащих, уровень их социальной защиты и степень оснащения и подготовки непосредственно боевых подразделений.
Это те, кто учился, воевал или как-либо еще 'миротворил' вместе с 'натовскими агрессорами'. И это не только всевозможные Ираки, Кувейты, Косово или Босния с Герцеговиной, тут и весьма многочисленные курсы, школы и прочие натовские военно-учебные заведения. Там украинские военные могли видеть натовцев не на картинке, а в реальных, экстремальных или повседневных, условиях. Вблизи и без прикрас. От школы НАТО в Обераммерграу до американского Центркома в Тампе. Где обалдевшие украинские офицеры могли в реальности наблюдать, как американские генералы в режиме реального времени с помощью 'навороченной' связи и средств технической разведки, сидя за тысячи километров от места действия, проводят от начала и до конца операции в Ираке или Афганистане. При этом, мягко говоря, не матерясь в телефонную трубку и не повышая голоса. Достаточно сказать, что приблизительно 100-150 офицеров ВСУ ежегодно так или иначе соприкасаются с армиями стран - членов НАТО и имеют возможность оценивать и сравнивать их стандарты с теми, к которым нас пламенно зовут все эти наташи, пети и прочие грачи.
И таких 'просветленных' набирается уже несколько тысяч. И что характерно - в основном это армейская молодежь. Основы такого 'практического пути познания НАТО' в свое время заложил бывший министр обороны Анатолий Гриценко, настоявший на официальном закреплении 'кадрового приоритета' для тех, кто прошел ту или иную подготовку в западных военных учебных заведениях или имеет реальный практический опыт взаимодействия с армиями стран НАТО. Будь то языковые курсы в Литве, или участие в 'миротворческой операции' в Ираке, или учеба на факультете тылового обеспечения войск в Канаде. Постепенно эти люди продвигаются сегодня по служебным ступенькам все выше и выше.
И наш Генеральный штаб состоит сегодня вовсе не из одних идиотов, как кое-кому хотелось бы. Там тоже есть, выражаясь современным новоязом, весьма 'продвинутые' офицеры и генералы. Всего один пример. Несколько лет назад в ходе реализации натовского Плана оценки ВСУ представителями Альянса было высказано пожелание, чтобы реальную трансформацию украинской армии начали с двух вещей - связи и разведки (имелась в виду техническая ее разновидность). Поскольку в современной войне это две основные опоры такого важного процесса, как боевое оперативное управление. В Минобороны и Генштабе оценили сказанное партнерами. Проверили и посмотрели, как и чем управляют американцы, британцы и поляки в Ираке, сравнили со своими 'советскими достижениями'. Пришли к неутешительным выводам и начали действовать...
Только за один прошлый год в части и подразделения ВСУ поступили 1263 цифровых комплекта связи, в основном западного или отечественного производства (естественно, в соответствии с натовскими стандартами этого вида армейского оснащения). Другими словами, ВСУ сделали первый и довольно значительный шаг на пути, возврата с которого уже не будет. Связь и напрямую зависимое от нее управление войсками уже строится, мягко говоря, не по советско-российским стандартам.
Совсем недавно Францию посетила украинская военная делегация, а именно представители войск связи ВСУ, в том числе заместитель начальника всей связи ВСУ и начальник связи - заместитель начальника штаба командования Сухопутных войск. По армейским меркам, это одни из ключевых людей во всей системе связи украинской армии. Так вот, там они очень быстро нашли общий язык со своими французскими 'партнерами' - в том числе в таких интересных вопросах, как перевооружение подразделений ВСУ современными цифровыми средствами связи, совместимость систем связи ВСУ и армии Французской республики, разработка, создание и построение совместных информационных систем... Согласитесь, такие вопросы 'по связи' характерны для отношений настоящих и реальных союзников.
Этот визит вообще, если только внимательно присмотреться к его содержанию, вызывает удивление, если не сказать больше. Во время пребывания украинской делегации во Франции она смогла вникнуть в детали системы обмена данными между элементами национальной информационной системы этой страны. Что уже само по себе выглядит как очень и очень дружеский жест со стороны Франции к Украине, ибо такого рода системы во многих странах представляют собой абсолютный секрет. Более того, украинские военные связисты во время своего визита во Францию смогли посетить Реннское специализированное училище связи ВС Французской республики, а также Сурденский полк, то есть объекты, на которые тоже далеко не каждого пускают.
Напомним, речь идет о Франции, которая совсем недавно успешно 'заблокировала' присоединение Украины к ПДЧ на Бухарестском саммите НАТО. Примечательно и то, что не менее тесные отношения у наших Вооруженных Сил сложились и с Бундесвером - а ведь германское руководство также 'как бы' препятствовало нашим евроатлантическим устремлениям в Бухаресте. Совсем недавно в Германии прошли маневры войск связи, где украинское подразделение выступило 'на ура'.
Другими словами, пока наши доморощенные политики и политиканы решают, быть или не быть нам в НАТО, украинские военные сами постепенно делают свой выбор - без криков, лишних слов и ненужной никому бравады. Наши военные строят свою армейскую структуру - по крайней мере, стараются это делать - по современным западным стандартам (бригада-батальон), отказавшись от советской (полк-дивизия). Это касается всего комплекса вопросов развития и реформирование армии. Например, наши военные внимательно изучают систему подготовки британских пилотов, в том числе и на практике путем проведения совместных учений тактической авиации ('Тугой узел-2008'). Те же англичане и поляки регулярно вместе с украинскими десантниками и морскими пехотинцами отрабатывают вполне актуальные 'совместные практические вопросы экспедиционных действий' (учения 'Козацький степ'). Не говоря уже про решения руководства страны об участии ВСУ в Силах реагирования НАТО (и это касается не только нашей военно-транспортной авиации).
Мы создаем по натовским лекалам Объединенное оперативное командование для современных войн и управления современными межвидовыми группировками войск непосредственно на театре военных действий, закупаем для флота оборудование в Швеции и Италии, обучаем своих военных водолазов при помощи датских специалистов. В конце концов, заново создаем по американским стандартам воздушно-штурмовые части (так называемую 'воздушную кавалерию') и сержантскую академию в Харькове, реорганизуем систему военного образования и кадровую политику в армии. В наших военных штабах, уже сегодня можно увидеть натовских военных в качестве советников и консультантов, так же как наших офицеров можно встретить неожиданно в каком-нибудь натовском штабе в качестве стажеров и обучающихся (не только английскому языку).
В общем, еще немного - и нашим пламенным коммунистам, социалистам (прогрессивным и не очень), а равно как и 'в натуре опоздавшим' пацанам из Донецка уже можно будет не суетиться под хозяином и не беспокоиться. Украина пока вся целиком в НАТО не вступит - только ее часть. Та, что отвечает за национальную безопасность. В принципе, большего пока нам и не надо.
Валерий Глузман - бригадный прапорщик.
____________________________
Были ли разрушители Хиросимы и Нагасаки членами ОУН? ("День", Украина)
Совет. Североатлантический ("Зеркало Недели", Украина)