Сообщение о том, что российские компьютерные хулиганы, или хакеры распространили призыв объединить усилия, чтобы порчей интернет-ресурсов наказать 'фашистские' страны Балтии (за недавний запрет на ношение коммунистических символов в Литве), а также надеющуюся на членство в НАТО Украину, особо примечательно. А для нас, балтийцев, это к тому же поучительно перекликается с недавно распространенным полицией безопасности Эстонии заключением о том, что (вопреки глубоко укоренившемуся и у нашего северного соседа, и у нас убеждению) российские спецслужбы не принимали прямого участия в организации или поддержке беспорядков 'бронзовой ночи' в Таллине.
Таких интернет-безобразников, у которых как у нарушителей закона вряд ли могут быть какие-то дружеские отношения с учреждениями власти России, действительно трудно назвать 'слепым оружием реализации агрессивной политики сверхдержавы'. Однако угрозы этих людей кажутся вполне реальными, потому что великорусское высокомерие и инспирированная им имперская обида глубоко укоренились в сознании всего общества.
Нам надо однажды научиться прекратить просто и лестно для себя объяснять все неприятное 'щупальцами Москвы' и рассмотреть узел своих внешнеполитических проблем - смириться с признанием, что враждебный настрой российского общества это нечто большее и более постоянное, чем успехи деятельности полумистических идеологов Кремля и наемных пропагандистов. Я склонен верить утверждению Модеста Колерова (LA, 27 марта): 'У России нет и не будет никакой национальной идеи или идеологии. Это изобретение журналистов'.
Государственная власть не может привить русским национальную напыщенность хотя бы потому, что бюрократический аппарат восточного соседа, который должен был это сделать, раздутый, неэффективный и не пользуется уважением народа. Более того, допускаю, что большим препятствием стремлению Дмитрия Медведева встретиться с 'фашистом' Тоомасом Хенриком Ильвесом и попытаться улучшить отношения двух стран (чтобы ликвидировать затруднения для европолитики России), станет непонимание российского общественного мнения.
В основе мании величия нередко скрываются личные или национальные комплексы неполноценности, и у России их тоже достаточно. Именно поэтому в массовом сознании жителей этой страны укрепилось высокомерие и враждебное отношение к Западу, 'мелочной' Европе и бывшим провинциям СССР, потому что это поддерживает национальное самосознание.
_____________________
Британский журналист: Эстония - на передовой новой холодной войны ("Delfi", Эстония)
Ильвес: Как завоевывается свобода и как она теряется? ("Postimees", Эстония)