Наверняка, многие читатели нашей газеты посмотрели фильм Эдвинса Шноре 'Советская история' ('The Soviet Story'), который Латвийское телевидение показало именно 17 июня (день ввода подразделений Красной Армии в 1940 году в Латвию с согласия ее руководства, полученного в ответ на ультиматум советской стороны - прим. пер.). Об этом фильме я уже писал как о важном событии в исторической публицистике, остром пропагандистском инструменте для, скажем так, вскрытия исторических фальсификаций. Поступившие отзывы читателей 'Латвияс авизе' также были благоприятными, за исключением того, что во вступительном слове перед показом фильма вовсе не было нужды. Оппоненты Эдвинса Шноре в Москве и русских газетах Риги, очевидно, пропустили сильный и болезненный удар, так как 'свою', 'правильную' историю не смогли защитить от подобранных господином Шноре фактов. И раз уж нечего было ответить, то прозвучали ругательства и угрозы. На этом фоне отличился московский 'историк', некий Дюков, выступивший с угрозами своими собственными руками убить режиссера этого фильма и сжечь посольство Латвии. Если этого Александра Дюкова (выпускника Историко-архивного института-РГГУ, автора и соавтора трех книг и десятков статей по сложным вопросам советской истории 1940-ых - 50-ых годов - прим. пер.) можно считать просто сумасшедшим, то нельзя же считать безумцами всех тех авторов, кто пишет, как минимум, десятки книг в год и обеспечивает не меньше дюжины российских издательств своей продукцией, в которой излагаются идеи восстановления империи или СССР и даже содержатся планы, как этого добиться. Поэтому фильм-предупреждение Эдвинса Шноре своевременен и уместен, так как призывает не забывать уроки истории, которые или покрыты забвением, или умышленно искажены, переписаны. Ясно, что с 'Советской историей' злобно борются те, кто все еще придерживается 'стандартов' советской официальной истории.
Но читателям нашей газеты будет не только интересно, но и полезно узнать, как этот фильм критикуют или осуждают люди, считающие себя, очевидно, специалистами по самому правильному, западноевропейскому мышлению. Те наши читатели, кто посмотрел 'Советскую историю' 17 июня по LTV-1, уже слышали критические возражения. Следует отметить, что они не прозвучали из уст известного историка, профессора, доктора исторических наук Антонийса Зунды (советник президента Латвии по вопросам истории - прим. пер.), присутствовавшего в студии перед показом. Однако уже на следующий день, 18 июня в газете 'Диена' была опубликована статья Густава Стренги под кричащим заголовком: 'Пропаганда в стиле 'The Soviet Story' (латышский историк, ведущий свой блог на Интернет-странице газеты 'Диена' - прим. пер.). Думаю, что нашим читателям стоит знать опубликованные другим изданием нарекания в адрес фильма Эдвинса Шноре. Следует отметить, что все собранные на данный момент отзывы аудитории 'Латвияс авизе' (самая тиражная ежедневная газета, издаваемая на латышском языке - прим. пер.) о данном фильме были признательными, и ни один известный историк против него с возражениями не выступил.
Насколько я понял из прочитанного, автор 'Диены' Густавс Стренга не выступает против фильма господина Шноре с указанием на неточности или искажения. Как вытекает из заголовка Г.Стренги, критик упрекает в том, что данный фильм является пропагандистским, что он содержит 'точно такие же пропагандистские клише, как и осуждаемый в нем советский режим'.
Густавс Стренга утверждает, что 'Советская история' вызывает ощущение манипуляции, не позволяет зрителям самостоятельно думать, самим свободно осмысливать наше прошлое, 'вся работа' является политической риторикой, продолжающей традиции советской истории и пропаганды и т.д. Самым главным недостатком фильма или, как обозначил Густавс Стренга, 'травмой восточноевропейцев' является 'неспособность дискутировать об истории, навязывая силой свои версии, а не позволяя другим самим свободно размышлять над нашей историей'.
Читатели, пережившие насилие советского режима, пусть сами судят о значимости упреков Густава Стренги. Я же увидел в фильме Эдвинса Шноре документальные кинофакты, которые могут быть даже неприятны 'свободомыслящим' толкователям истории, включая 'невосточноевропейских' специалистов. В публикациях 'Латвияс авизе' наши самые эрудированные историки не раз указывали на одностороннее, игнорирующее факты 'свободное мышление' историков Запада. Поэтому с удовлетворением можно наблюдать, что в последнее время известнейшие латышские историки критически оценивают догмы западнической школы, и фильм Эдвинса Шноре стал настоящим вкладом в эту работу. Густавс Стренга многократно призывал взглянуть на фильм критически, с холодным умом. С этой правильной точки зрения кинокартина 'Советская история' является более убедительной, чем ее критика.
________________
Неизвестный историк: портрет критика 'Советской истории' ("Diena", Латвия)
Итак, идеологическая работа проведена с честью ("Latvijas Vestnesis", Латвия)
Автор 'Советской истории': Мне не страшно ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)
Александр Дюков: Ликбез для эстонских историков (REGNUM, Россия)
Александр Дюков: 'Еврейский вопрос' для ОУН-УПА ("Газета 2000", Украина)
Александр Дюков: "Москва и жидовство - главные враги Украины": украинские националисты и Холокост (REGNUM, Россия)
Как работает российская пропаганда ("Latvijas Avize", Латвия)
Александр Дюков: История на экспорт ("Riga.Rosvesty", Латвия)