Как говорили древние мудрецы: предупрежден, значит, вооружен. Поэтому мы можем быть только благодарны вице-премьеру России Сергею Иванову, который не поленился в очередной раз напомнить нам, что его государство продолжает развивать собственные порты, в том числе и затем, чтобы не давать сырьевые грузы транзитному бизнесу 'неблагодарных' стран Балтии. Частые заявления должностных лиц соседней страны в этой связи действительно нужно признать джентльменскими, даже в некотором роде дружескими. Они, словно своевременное напоминание в любимом магазине о запланированном ремонте: извините за неудобства, скоро будем ждать вас снова! В конце концов, русские политики еще от советских предшественников получили в наследство общество, которое свято верило, что в основе его бедности - щедрое кормление своими богатствами всяких 'паразитов' (стран Варшавского блока, развивающихся стран, 'братских республик СССР'). Намного проще и выгоднее вложить деньги в строительство портов, чем уверять народ в том, что эта лестная для самосознания убежденность - самообман.
Если бы Кремль действительно был таким злым и сатанинским, то русская власть определенно действовала бы намного хитрее: усыпила бы нашу бдительность, позволяя своим предпринимателям качать нефть (потому что речь в основном идет о ее экспорте) по трубопроводу к Вентспилсу или возить ее цистернами в Ригу и порт Мууга в Эстонии, укрепляя наши надежды на то, что этот поток никогда не закончится, а сами россияне, тем временем, без лишнего шума застраивали бы Усть-Лугу, Выборг, Мурманск, чтобы потом, в один день и одним рывком 'перекрыв вентиль', очень просто поставить жирную точку под транзитным бизнесом балтийцев. В таком случае вполне вероятно, нашу экономику постиг бы впечатляющий судный день. Портовый бизнес - совершенно определенно. Хотя мы помним, что даже неплатежеспособность России ('дефолт') 1998 года и организованный до этого бойкот латвийских товаров несмотря на первоначальный шок, оказался даже благоприятным для народного хозяйства Латвии, потому что это своевременно вырвало многих наших производителей из летаргической убежденности в гарантированном сбыте своих товаров на ненасытном восточном рынке.
Теперь у портов стран Балтии достаточно времени принять меры, чтобы работающие в них фирмы переориентировали свою деятельность на грузы другого вида. Как упоминалось в контексте сказанного Ивановым, полностью экспортировать нефть через собственные терминалы Россия сможет к 2015 году. К тому же никто в России не грозил, что заставит импортеров товаров направлять свои грузы только в российские порты, потому что это было бы абсолютным экономическим абсурдом.
Объемы перевозок контейнерных грузов, о которых с фанатичной горячностью говорил министр сообщения Айнарс Шлесерс, по Балтийскому морю увеличиваются, и на них должны переориентироваться наши порты. К тому же то, что российское общество зависит от импорта различных грузов - разного рода техники, автомашин, предметов моды и роскоши и даже продовольствия, не льстит национальному самосознанию, поэтому вопрос о том, с каких 'неблагодарных' пристаней приходят контейнеры с этим добром, вряд ли когда-либо будет поднят. Мы, балтийцы, окажемся в выигрыше, потому что сдобренный политикой и рискованный для экологии бизнес перевалки нефти благодаря России, которая берет эту тяжесть на себя, будет заменен на более чистый и вовсе не менее прибыльный.
_____________
Россия вытесняет прибалтов с рынка морских перевозок ("Business Week", США)
Иванов смотрит в будущее ("Diena", Латвия)