Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Россия просто разозлилась!'

Для Латвии потеря российских грузов станет ощутимым ударом по бюджету

'Россия просто разозлилась!' picture
'Россия просто разозлилась!' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Министр финансов Латвии Атис Слактерис отправляется в Москву, чтобы обсудить с министром транспорта России Игорем Левитиным перспективы работы двусторонней межправительственной комиссии. В то же самое время вице-премьер российского правительства Сергей Иванов заявляет о том, что Россия с 2015 года прекратит транзит грузов через порты Балтии. 'Час' попытался разобраться, что все это значит и чем грозит.

Министр финансов Латвии Атис Слактерис отправляется в Москву, чтобы обсудить с министром транспорта России Игорем Левитиным перспективы работы двусторонней межправительственной комиссии. В то же самое время вице-премьер российского правительства Сергей Иванов заявляет о том, что Россия с 2015 года прекратит транзит грузов через порты Балтии. 'Час' попытался разобраться, что все это значит и чем грозит.

Как разбудили медведя...

Латвийским политикам перспектива потерять российский транзит, естественно, не понравилась. 'Россия ведет себя недемократично', 'Это - политическое решение', 'Путин закручивает гайки' - такие мнения можно было услышать от местных представителей правящей элиты, комментировавших заявление Сергея Иванова.

Причем беды вроде бы ничего не предвещало: у Латвии с Россией отношения в последнее время развивались ровно. В отличие от Литвы и Эстонии Рига старалась Москву лишний раз не провоцировать.

И вот асимметричный, как любят говорить в России, ответ. В 2015 году наши порты станут РФ неинтересны - как следствие наша государственная казна недосчитается миллионов латов. Да и России, если верить некоторым экспертам, этот шаг прибыли не принесет.

Артис Пабрикс, член комиссии Сейма Латвии по иностранным делам, экс-министр иностранных дел:

- Я считаю заявление Иванова негативным. Он проповедует идеологию экономического национализма. Развитию доверия между странами такие высказывания не способствуют. Он же не говорит, что РФ невыгодно переваливать грузы через наши порты. Очевидно, что в этом вопросе политика доминирует над экономикой.

На протяжении последних двадцати лет развитию нормального диалога между Латвией и Россией мешало отсутствие доверия. Очевидно, что Россия и сейчас нам не доверяет, раз Иванов делает такие заявления. Почему тогда мы должны доверять России?

Готова ли Россия отказаться от услуг балтийских портов? Думаю, что не все так просто: за перевалку через свои порты ей придется платить больше. Кроме того, никто не знает, что будет через 7 лет: сегодня энергоресурсы дороги и Россия чувствует себя прекрасно, но будет ли так всегда? Рост цен может остановиться, и ситуация может измениться кардинальным образом...

Что касается межправительственной комиссии, то она, безусловно, должна работать. Но питать иллюзий не стоит: вопросы с Россией решаются очень медленно и, cкорее всего, работа комиссии будет не слишком эффективной. Но если ей удастся решить хотя бы что-то, это уже будет успехом, - сказал Пабрикс.

Почему Россия решила отказаться от балтийских портов? В кулуарах популярно мнение - это месть. За Бронзового солдата в Эстонии, за запрещение советской символики в Литве, за подсчеты ущерба от советской оккупации в Латвии. В общем, достали...

- Россия просто разозлилась, значит, жди неприятностей, - сказал 'Часу' в кулуарной беседе один известный латвийский политический деятель.

Кто спасет балтийскую экономику?

Можно ли как-то повлиять на ситуацию? Все-таки для Латвии как транзитного государства потеря российских грузов станет ощутимым ударом по бюджету. Да и Эстония с Литвой вряд ли легко переживут уход России.

Член группы Сейма Латвии по сотрудничеству с Российской Государственной думой Валерий Агешин ('Центр согласия') не исключает, что высказывание Иванова носит политический характер, однако считает, что ситуацию могут изменить латвийские и российские предприниматели:

- По моим оценкам, после 2015 года для Латвии наступят еще более тяжелые времена, чем мы переживаем сейчас, - отметил парламентарий. - Недаром Россия вкладывает большие средства в развитие собственных портов.

Взаимоотношения между Латвией и Россией никогда не носили чисто политического или чисто экономического характера. Мы соседи, нас связывает общее прошлое, и это вносит свои коррективы в игру.

Я надеюсь, что латвийские и российские бизнесмены сумеют изменить ситуацию, но для этого им надо быть поактивнее. Политика строится на экономике, как бы банально это ни звучало, и этот принцип по-прежнему актуален.

А мы почему-то не спешим действовать. Вот, например, межправительственная комиссия заработала. Но как-то вяло... Латвия могла бы занять там более активную позицию, подключить предпринимателей.

Я знаю, что многие крупные спонсоры наших правящих партий заинтересованы налаживать отношения с большим соседом, то, что с трибуны Сейма их подопечные говорят о России не очень хорошо, это игра на национального избирателя, не более.

Надеюсь, что предприниматели станут активно лоббировать улучшение отношений с Россией. Один визит Валдиса Затлерса в Москву ничего не даст - нужны общие усилия. С обеих сторон.

Комментарии читателей Часа:

пророк 13, 08.07.2008 23:05

Если в Латвии будут продолжать действовать такие полит. организации - все Латвии, ТБ и ЛННК, национал-демократы Гарды, то Россия будет отвечать адекватными политическими, экономическими и дипломатическими мерами воздействия на их провокационные выпады в адрес России и неграждан Латвии!

Saimnieks, 08.07.2008 23:35

Россия с 2015 года прекратит транзит грузов через порты Балтии. Paldies Dievam!

luka, 09.07.2008 00:19

понимаю saimnieksa: дети поуезжали, надежды дожить до 2015-го нет. Караван передох по пути: кормить нечем - цены поднялись. Безнадега...

Тамерлан, 09.07.2008 01:49

Вот и получается, что наши радикалы, которые были против подписания невыгодного для Латвии пограничного договора, были правы. И земли потеряли и ничего взамен не получили. Получается, что Россию, как в свое время Германию, умиротворять бессмысленно.

русский европеец, 09.07.2008 02:53

Тамерлан 09.07.2008 01:49 "Получается, что Россиию, как в свое время Германию, умиротворять бессмысленно"

...что же вы, г-н Субханкулов, не заканчивате мысль? Или духу не хватает? "умиротврять" бессмысленно, а что "мысленно"? Какое-то хлипкое и трусливое оно - ваше русофобство.

Россия положит на Прибалтику "с прибором" и даже не заметит этого. И это будет справедливо. Никакие "лобби-шмобби" не помогут. Спросите "за что?!" Ответим -"на за вашу независимость, а за мелкое пакостничество". Одно дело независимость, другое дело открытая поддержка всего антироссийского из принципа (с удовольствием) и по команде (из "чувства долга" перед заокеанским гегемоном, чью политику прибалты гнут даже во вред ЕС)

...Да никто и не умрет в конце концов и в Прибалтике. Прокормитесь подачками - вас мало. Место ваше уже вырисовывается: заигрывания с "жертвами холодной войны" уходит в историю, управу на "евро-сканадалистов" в Европарламенте и СЕ уже ищут - впредь совать палки в колеса отношений гигантов будет сложнее. Так что не надо никого "умиротворять". Займите подобающее место и сидите тихонечко.

FORMULA, 09.07.2008 05:46

такие заявления экс-кандидата на кресло Главного предназначены джля внутреннего пользования. На самом деле:

1. вступление в ВТО поставит его на место

2. бизнесу не нужен указ.

______________________

Если они не будут кормить нас - мы будем кормить их ("Latvijas Avize", Латвия)

Россия вытесняет прибалтов с рынка морских перевозок ("Business Week", США)