Специально для ИноСМИ
Эта публикация является продолжением статьи Великая Отечественная: когда мы избавимся от ложных мифов? ("Молодежь Эстонии", Эстония). Материал любезно предоставлен автором Игорем Чубайсом
_________________________________
Затронув тему национальных движений, сделаю еще одно полуотступление, а, может быть, правильнее сказать, продолжу основной сюжет. Раскрою причины некоторых событий, до сих пор не объясненных или неправильно объясненных нашими горе-обществоведами. Советские и постсоветские теоретики не задаются вопросом - почему кровавого Сталина сменил либеральный Хрущев? В лучшем случае они ссылаются на решения ХХ партсъезда. Но в действительности, в реальной истории прошедшего века не известны случаи добровольной самолиберализации тоталитарной системы, власть такого типа прогибается лишь под мощным напором извне или огромным давлением изнутри. (Например, Ленинский переход к НЭПу - это ответ на Кронштадтское восстание). Хрущев, подписавший в годы массовых репрессий на Украине и в Москве сотни документов, лишавших жизни тысячи людей, тоже не мог измениться 'ни с того, ни с сего'.
Так почему же началась оттепель? Историки знают, что в 1953-54 годах, в ГУЛАГе - в Воркуте, Норильске и Кенгире прошли три мощнейших восстания, в которых участвовали десятки тысяч заключенных. Я присутствовал на заседаниях небольшой конференции проходившей в Москве в память о 50-летии Кенгирских событий, на которую съехалось десятка полтора участников. Но даже сами протестанты не догадывались, к каким результатам привели их действия. Несколько раньше, в октябре 1989 года в Москве проходила первая конференция общества 'Мемориал', где выступал руководитель воркутинского бунта Игорь Михайлович Доброштан. Он рассказывал, как его и его штаб самолетом возили в Москву на переговоры с членами президиума ЦК. Условия, выдвинутые бунтарями, обсуждались на высшем номенклатурном уровне. (Последние годы жизни Игорь Михайлович провел на Украине, в Харькове, где его должны знать и помнить).
Анализируя ситуацию, к концу 1953 года окончательно вышедшую из-под контроля компартии, Хрущев пришел к выводу: репрессии необходимо немедленно остановить, а ГУЛАГ придется срочно распускать, иначе взбунтовавшихся людей не остановят ни ВОХРы, ни тайга, ни кремлевские стены. С этого времени, заручившись поддержкой одной части высших аппаратчиков и избавляясь от другой, несговорчивой части, первый секретарь решил проводить курс на либерализацию, называемую 'хрущевской оттепелью'. При этом сам Никита Сергеевич не собирался объяснять современникам и потомкам подлинные мотивы своих решений. Более того, всю славу десталинизации, добровольного признания собственных ошибок и 'возвращения к ленинским нормам' совруководство присвоило самому себе. Но не должны же мы вечно держаться за этот лживый миф! И в тоталитарном СССР историю творил народ, а не партноменклатура.
В описанную здесь цепь событий необходимо добавить еще одно звено. Ответим на вопрос - кто поднимал восстания, кто был дрожжами гулаговских бунтов? Сидевшие там с довоенных времен большевики и другие 'политические' были уже надломлены. Но в начале 50-х за решеткой оказалась молодежь, те самые бандеровцы, которых эмгебешники хватали на западе Украины, и которые уцелели в кровавых стычках со спецвойсками. Эти ребята сохранили и боевой дух, и военную выучку, о чем пишет Александр Солженицын в своем знаменитом 'Архипелаге'. По логике вещей, в актив могли также входить молодые представители национальных движений Балтии, Белоруссии и т.д., но таких свидетельств у меня нет. Исследовательская работа здесь еще предстоит. Так что за крах сталинской системы мы должны благодарить тех самых бандеровцев и узников ГУЛАГа, которым страна до сих пор не поставила памятник. Украина внесла в свой календарь день памяти и скорби - день голодомора, уверен, он должен быть и в российском календаре, ведь от сталинских преступлений страдали все народы бывшего СССР. Но в нашей недавней истории есть и день народного мужества и гордости - вечная слава героям-воркутинцам, норильцам, кенгирцам!
Раскрыв роль и значение в советском прошлом гулаговских бунтов, не трудно восстановить внутреннюю логику иных событий и политических решений того времени. Почему в середине 50-х в стране началось массовое жилищное строительство, появились хрущевские пятиэтажки - да потому, что миллионы людей возвращались из лагерей, и им надо было где-то жить. Массовые репрессии сменились массовым жилищным строительством. Почему началось освоение целинных и залежных земель, 2 миллиона молодых и наиболее активных граждан было брошено в полунепригодные для земледелия казахские степи (а ведь было в стране и Черноземье, и даже субтропики!). Это не экономический, а, прежде всего, политический проект. Целина, в первую очередь, была механизмом косвенных репрессий, выталкиванием под пропагандистские фанфары в тяжелейшие бытовые условия, в отдаленные районы самой активной части общества. К 1956-му году были отпущены на родину последние немецкие военнопленные, а в 55-м СССР неожиданно подписал с открытой некоммунистической страной - Австрией - договор о ее нейтралитете и вернул свои войска на родину (чтобы не разбежались). Период насилия и террора, как основа стратегии советского государства, себя исчерпал. Частичные итоги подвел Никита Хрущев в секретном докладе на ХХ партсъезде. Начинался переход к новой стратегии...
Игорь Чубайс - д.ф.н., директор Центра по изучению России РУДН
Свои вопросы Игорю Чубайсу вы можете задать на нашем "Пресс-клубе"
_________________________________
Великая Отечественная: когда мы избавимся от ложных мифов? ("Молодежь Эстонии", Эстония)
Игорь Чубайс: Кто ты, россиянин? ("Rzeczpospolita", Польша)
Без имперской идеи Россия погибнет ("Liberation", Франция)
С кем воевали 'красные мстители'? ("Зеркало Недели", Украина)
Бандера и бандеровщина: попытка честного исследования ("Газета 2000")