Керченский государственный историко-культурный заповедник должен стать объектом особого внимания украинских властей. Иначе он станет очередным 'форпостом' России в Крыму.
В последние месяцы проблема вывода Черноморского флота Российской Федерации с территории Крыма стала одной из главных составляющих информационного пространства нашей страны. В конце концов, государственная власть и экспертная среда Украины благодаря Лужкову всерьез задумалась над вопросом, а как же реально избавиться от этого проклятого флота и сделать Крым в самом деле 'украинским'? Бурное обсуждение проявило во всей остроте ряд крайне неприятных для Украины тенденций, которые определяют ситуацию вокруг Севастополя и Крыма в целом.
Самоуверенность россиян, которые откровенно заявляют, что не собираются выводить флот из Севастополя, так как, видите ли, он там находится уже 225 лет, и даже раздумывают, а не увеличить ли количество кораблей и военнослужащих, базируется на непререкаемой вере в то, что крымское население будет на их стороне. И следует признать, что эта вера имеет основания.
Поддержка населения - это ключевой момент, который может пересилить все действующие межгосударственные соглашения, международные конвенции и другие формальные вещи. Это - наибольшая проблема, которую сейчас в Киеве почему-то замалчивают. Даже в сегодняшнем 'цивилизованном' мире, где международное право не пустой звук, можно быть правым на бумаге, но в реальности проиграть. Так как 'право силы' и, скажем так, 'жизненных реалий', ограниченно, но отнюдь не упразднено. Пример Косова - яркое тому подтверждение.
Нет никаких сомнений в том, что для 'обоснования' своих претензий Россия способна организовать массовые митинги, демонстрации, петиции и другие акции гражданского неповиновения, направленные на сохранение флота. Не говоря уже о возможных провокациях. Поэтому вопрос 'работы с населением' Крыма является одним из главных в контексте решения проблемы Черноморского флота. Если подавляющее большинство жителей поддержат освобождение полуострова от российской военно-морской базы, то у Москвы не будет выбора.
Реально ли изменить ситуацию за оставшиеся 8-9 лет? Вполне, если системно и целенаправленно этим заниматься.
А что мы сейчас имеем в сфере работы с населением? Полную беспомощность Киева! Отечественные политики и чиновники по устоявшейся традиции очень много рефлексируют на тему: 'что же там задумали коварные русские', вместо того, чтобы самим практически что-то сделать для полуострова.
Последние лет 15 Россия вкладывает средства и открыто развивает разнообразные 'социальные сети', которые укрепляют ее присутствие в Крыму, примеров тому множество. А что может противопоставить Украина? Например, что украинская власть за последние 17 лет построила в Крыму, чтобы можно было сказать - это символ украинского присутствия, символ нового этапа крымской истории? Элитные виллы, в том числе на заповедных землях? Аквапарки родственников местных политиков? Можете ли вы вспомнить хотя бы один материальный пример, который бы удостоверил: вот, Украина заботится о полуострове, украинское государство пришло сюда всерьез и надолго? Мы, к сожалению, ничего существенного, в самом деле символического, кроме погранзаставы на острове Тузла, припомнить не можем.
Тем не менее, отечественные политики почему-то считают, что крымчане должны 'органически' ощущать себя частью Украины, хотя свыше 53% из них - этнические русские, а о вопросах языка и информационной политики на полуострове нечего и говорить.
И если Киев действительно стремится добиться вывода флота, ему необходимо в десятки раз активизировать свою работу в Крыму. Крымчане разных национальностей, особенно те, кому от 20 до 50 лет, должны четко видеть собственную перспективу в украинском контексте.
Такая перспектива может появиться лишь тогда, когда по инициативе украинского государства в Крыму будет реализовано заметное количество ярких социально-экономических и гуманитарных проектов, рассчитанных на средний срок (3-10 лет).
Не надо быть пророком, чтобы предугадать: Россия сейчас еще больше активизирует свою интервенцию через гуманитарные каналы, и надо будет с ней конкурировать. Заявления того же Лужкова о выделении правительством Москвы $ 34 млн для реализации гуманитарных проектов в Крыму - это только первая ласточка. Уже давно российские эмиссары мониторят социально-гуманитарные инициативы по всему Крыму, не только в Севастополе, и предлагают свою поддержку. Эта поддержка не обязательно является большой. Главное - она фиксирует присутствие и формирует сети сочуствующих.
Приведем лишь один пример, когда перспективный гуманитарный проект скоро может стать очередным символом доминирования россиян в Крыму. Есть на полуострове город-герой Керчь, форпост Украины в Азово-Черноморском бассейне. Его значение для укрепления позиций нашего государства в регионе тяжело переоценить. Россияне так же понимают важность Керчи, поэтому недаром настаивают на построении транспортного перехода из Кубани в Крым.
В городе действует такой себе Керченский государственный историко-культурный заповедник. Слышали что-то о нем? Нет? Оно и не удивительно, так как Керчь появляется в информационном пространстве Украины только после очередной аварии на море.
А этот заповедник фактически является 'государством в государстве'. Сейчас в его состав входят 5 античных городов (!) и 14 памятников национального значения. Среди них - всемирно известные царские курганы и 'Склеп Деметры' с уникальными росписями. Кроме этого заповедник контролирует огромную крепость времен Крымской войны и знаменитый мемориальный комплекс времен Великой отечественной войны 'Аджимушкайские каменоломни'; кроме того, обсуждается вопрос о передаче на баланс заповденика средневековой турецко-генуэзской крепости 'Ени-Кале'.
Представили масштаб? Бывшая столица Боспорского царства может справедливо считаться 'украинскими Афинами'. Тем не менее, Керченский заповедник, в котором только предметов археологии хранится свыше 120 тысяч, до сих пор имеет местный (фактически - районный!) статус, так как в Киеве до него никому нет дела.
Несмотря на такое безразличие столицы, в Керчи просто бурлит музейная и научная жизнь. С помощью частных спонсоров под эгидой заповедника в Восточном Крыму работает 10 археологических экспедиций, из них 7 - российских (из Эрмитажа, московского Государственного исторического музея и т.п.). Для сравнения: Национальный музей истории Украины не проводит ни одной экспедиции!
Археологи каждый год передают в фонды музея 4-5 тысяч новых находок. 9 лет подряд в Керчи проходит крупнейшая в Восточной Европе международная конференция по истории и археологии античности и раннего средневековья.
В 2005 г. в Керчи произошел беспрецедентный случай - впервые за время украинской независимости в археологическом музее, который входит в состав заповедника, при поддержке местных благотворителей открылась 'золотая кладовая' - чуть ли не единственный за пределами Киева музейный зал, который имеет разрешение выставлять ценности! Остальные музеи или вынуждены передавать их в Киев, или прятать глубоко в фондах или банковских сейфах.
Два года назад заповедник 'обнаглел' настолько, что начал подготовку к строительству нового помещения музея, которое будет в 4 раз больше существующего. Ведь фонды уже давно переполнены, уникальные находки скрыты от людей. Надо или останавливать все экспедиции, или увеличивать площади. Фактически это будет крупнейший археологический музей в Восточной Европе, его площадь будет составлять 5000 кв.м.
К осени 2008 г. специалисты крымского филиала Института востоковедения НАНУ закончат археологические раскопки на месте будущего корпуса. Уже в августе 2008 г. будет изготовлен детальный проект здания и концепция каждого зала музея. Можно будет переходить непосредственно к строительству.
Стоимость всех работ 'под ключ' (все строительство, внутренняя отделка, специальное оборудование) эксперты оценивают в 60 млн грн., что значительно дешевле строительства первой очереди 'Мистецького арсеналу' и мероприятий по возрождению гетманской столицы в Батурине. Но в отличие от указанных проектов, которые до сих пор не имеют четких концепций, в Керчи есть утвержденный план и излишек вещей. Поэтому строительство музея - это реальность, обусловленная необходимостью.
Сейчас инициаторы строительства продолжают поиск спонсоров, которые приобщатся к строительству музея. Какую-то часть денег уже пообещал дать Совмин автономии. И здесь как раз во всей красе появились россияне, которые четко понимают, что, профинансировав такой проект, они навсегда 'приватизируют' все античное наследие Восточного Крыма.
Во-первых, в 2007 году был подписан протокол о намерениях между Крымом и правительством Москвы, в котором зафиксировано стремления россиян вложить около $ 3 млрд. в развитие туристической и сопутствующей инфраструктуры Восточного Крыма. Юрий Лужков лично рекламировал эту инициативу. Во-вторых, на Таманском полуострове и Кубани проекты по исследованию античности активно финансирует богатейший россиянин Олег Дерипаска. За его деньги российские ученые регулярно наведываются в Керчь для проведения изысканий.
Сумма в $ 10-12 млн для указанных лиц колеблется в пределах 'статистической погрешности'. Тем более что на карте стоит вопрос 'присвоения' нескольких тысячелетий истории, которая может вернуться в лоно России. Они активно присматриваются к строительству, ведь музей буде вершиной историко-культурной пирамиды в Восточном Крыму и одной из туристических жемчужин всего полуострова.
Строительство нового музея такого размера и еще в таком знаковом месте станет культурным событием европейского масштаба. Оно будет иметь фантастический пропагандистский эффект. Ведь музей - это не отель и не аквапарк. Тот, кто строит музеи, демонстрирует уверенность в будущем.
Другими словами, не будет преувеличение сказать, что строительство музея становится вопросом в самом деле стратегического значения. Если Украина поддержит инициативу Керчи (или через бюджет, или через ориентирование спонсоров) и соответствующим образом 'раскрутит' проект, местное население получит повод изменить отношение к киевской власти. Если же нет, и его построят россияне - украинская элита распишется в неспособности работать на перспективу, а наши северные соседи захватят еще один замечательный плацдарм на полуострове.
Таких примеров в Крыму можно найти десятки. Чем больше их попадет в поле зрения украинского руководства в ближайшее время, тем меньше придется в будущем тратить усилий и средств на сглаживание противоречий.
Украине крайне нужны наглядные подтверждения того, что она - не Россия, и может самостоятельно достигать заметных результатов. Может, уже пора Киеву дополнить шумные акции на манер 'НАТО - так!' более системной работой? Конечно, если власть всерьез рассчитывает сохранить Крым в составе Украины...
Свое мнение мы попросили высказать некоторых специалистов, хорошо знакомых с данной проблемой.
Глеб Ивакин, заместитель директора Института археологии НАН Украины, доктор исторических наук (г. Киев):
'К сожалению, так сложилась история, что в самой Керчи до недавнего времени мало что можно было увидеть. Находки в другие страны вывозились во время войн, революций, а во времена Советского Союза - в Москву и Ленинград. Такая ситуация была характерна для всей Украины, но Керчь, именно в силу своей 'археологической исключительности', пострадала особенно. Сегодня ситуация стала постепенно меняться. Работа многих украинских, российских, польских археологов постоянно наполняют керченский музей. И хотя находок уровня золотых склепов конца ХIХ - начала ХХ ст. пока еще нет, это, по моему мнению, только вопрос времени. Керчь постепенно становится основным археологическим центром Украины, а ее научные перспективы, при правильном подходе, поистине безграничны.
В связи с этим очень актуально строительство в городе нового здания музея. Музея современного, с новейшими требованиями к экспонированию материалов, их хранению, реставрации, с возможностью проведения в музее лекториев, временных выставок из других музеев, научных конференций. Этот проект, особенно учитывая значения керченской археологии и интерес к ней во всем мире, требует самого высокого уровня и обязательно государственной поддержки. Мне приятно, что инициатива создания нового музея исходила не 'сверху', а снизу, от научной общественности, но я прекрасно понимаю, что на одном энтузиазме далеко не уедешь'.
Виктор Зинько, старший научный сотрудник Института востоковедения НАНУ, доктор исторических наук, директор Благотворительного фонда 'Деметра' (г. Керчь):
'Археологический потенциал Керчи уникален для всего Черноморского региона. С древнейших времен до позднего средневековья территория Восточного Крыма в силу своего стратегического положения имела ключевое значение для связей между Востоком, Малой Азией и Европой. Недаром боспорский царь Митридат Евпатор в первом веке до нашей эры бросил вызов могуществу Рима и едва не одолел его. А тогда, кто знает, как сложилась бы история всей Европы! Следы древних народов - греков и причерноморских варваров, германцев, кочевников, рвущихся на Запад, византийцев хранит керченская земля.
Уникальные находки из Керчи раскиданы по крупнейшим музеям мира - Британский музей, Лувр, Варшавский археологический музей, Эрмитаж, Метрополитен - это далеко не полный список. Строительство современного музея в Керчи при нынешней интенсивности археологических исследований - это жизненная необходимость. А, учитывая значение найденных вещей, новый музей наверняка будет представлять интерес для туристов'.
Евгений Молев, декан истфака Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Россия), доктор исторических наук, профессор.
'Мне как бывшему сотруднику Керченского историко-археологического музея совершенно очевидно, что строительство новых корпусов музея - это объективная необходимость. То огромное количество материала, которое пропадает, спрятанное в фондах, зачастую мало приспособленных к хранению, и те материалы, которые каждый год поступают в результате проведения раскопок и других видов исследований, настоятельно требует расширения экспозиционных площадей и соответствующих современных требованиям условий хранения. Если мой голос будет иметь какое-то значение в решении этого вопроса, я за строительство нового здания музея и считаю его проект вполне соответствующим требованиям современного музейного дела'.
_________________
Что противопоставить политике кремлевских провокаторов? ("Украинская правда", Украина)
'Значительная часть Украины была в составе Крымско-татарского ханства' ("Киевские Ведомости", Украина)