В начале июля вице-премьер РФ Сергей Иванов пообещал, что уже с 2015 года Россия больше не будет кормить Балтию и станет экспортировать свои нефтепродукты совершенно самостоятельно.
В политической среде и в прессе Латвии, в особенности в Latvijas avize, это заявление вызвало всплеск оптимизма.
Премьер-министр Иварс Годманис усомнился в способности России полностью перенаправить экспорт в свои порты. Советник Годманиса Василий Мельник выразил оптимистическую позицию о том, что России не обойтись без портов Балтии. Председатель комиссии Сейма по народному хозяйству Гунтис Блумбергс напомнил, что у Вентспилса есть неоспоримые преимущества, что это не замерзающий порт и т.п.
Заявление Иванова имеет две стороны. Объективную - добыча нефти в России фактически сокращается. В прошлом году сокращение было в пределах 1%, а если такие тенденции продолжатся, то в 2015 году не будет надобности в дополнительных мощностях.
Вторая сторона - субъективная: почему политиков и политологов удивляет, когда правительства России или Китая ставят задачи по развитию экономики? Еврокомиссия регулярно выдвигает одну задачу за другой (иногда эти задачи абсолютно нелогичны или даже вредны для экономики), и все члены ЕС рвутся исполнять директивы и постановления. К примеру, до 2009 года Балтия должна прекратить снабжать себя электроэнергией, поскольку Игналинскую АЭС нужно закрыть!
Россия продекларировала, что она постепенно будет сокращать экспорт сырья и увеличивать производство продукции высокой добавочной стоимости в РФ, в том числе и перемещая мощности по перевалке на российскую территорию. Российские политики и дипломаты периодически напоминают об этом. Посол РФ в Латвии Александр Вешняков сказал в интервью Neatkariga в апреле: 'Россия заинтересована экспортировать не сырье, а продукцию с большей добавочной стоимостью. К примеру, в Латвии и в ЕС в последнее время прозвучала критика в связи с тем, что Россия повысила экспортные тарифы на кругляк. Да! Это экономический рычаг, политика государства, чтобы обработка происходила в России. Россия не хочет только экспортировать сырье. России нужно развивать мощности переработки сырья. Каждое государство защищает свои интересы'.
Однако, кроме интересов России, есть также глобальные экономические процессы. Латвии может нравиться или не нравиться Россия. Латвии может нравиться или не нравиться Америка. Однако Латвия существует в глобальной экономической системе, с тенденциями которой придется считаться. А в глобальной экономической системе началось смещение экономических ценностей.
До сих пор (после Второй мировой войны) действовал надежный механизм накопления капиталов и резервов. Инструментом служили активы в долларах США. Некий товар (нефть) продавался, а покупку следующего товара (нефтебуровой вышки) надо производить через несколько лет, и капитал накапливался в долларах США. В тот момент, когда нужно было покупать другой товар, долларовые активы меняли на другие товары. Капитал в долларовых активах приносил прибыль и компенсировал инфляционные потери.
Долларовые активы стали также главным средством для создания резервов и т.п. С развитием этого процесса глобальная экономическая власть на стыке веков сконцентрировалась там, где сконцентрировались долларовые активы. В Нью-Йорке решали, какую валюту топить, и где начинать экономический рост. Концентрация финансовой власти в США сделала это государство единственной глобальной военной и экономической сверхдержавой. Россия и Китай по-прежнему доверяют управление своими резервами банкам США.
Тенденции последних двух лет подорвали эту систему. Крупнейшие экономические игроки свои стратегии на отдаленное будущее больше не связывают с активами в долларах США. Стоимость доллара существенно снизилась, а цены на главные ресурсы - нефть и продовольствие - в течение последнего года выросли почти втрое.
Если долларовые активы больше не служат резервом из-за катастрофического падения их стоимости, то что станет источником формирования накоплений капитала и резервов в 21-м веке? Ответ в реплике Сергея Иванова - ресурсы и контроль над ресурсами.
Нефть, коридоры транспортировки нефти, контроль за распределением ресурсов и распределением мощностей коридоров транспортировки. Те, кто в прошлом году вложили свой капитал в договоры на поставки нефти, как минимум, удвоили его, а те, кто вложили капитал в пенсионные фонды Латвии, лишились капитала.
В этом причина того, почему Россия больше не демонстрирует пиетета к образцовым урокам демократии и не кланяется Западу. Россия чувствует, что центр экономической власти постепенно перетекает из Нью-Йорка и Лондона в Москву, Эр-Рияд, Тегеран и Багдад. Правда, Багдад уже оккупировала армия США, под контролем которой сейчас вторые по величине запасы нефти в мире.
Сказанное Ивановым нужно воспринимать, как монотонное повторение новых истин и новых реалий, призыв считаться с Россией как с будущим центром глобальной финансовой власти 21-го века, который возьмет на себя функции, пока принадлежащие банкирам Нью-Йорка.
Чему из всего этого должна научиться Латвия? Латвия должна учиться на собственном опыте. Латвии урок уже преподали. Когда в 2002 году Россия перекрыла нефтепровод, это обошлось Вентспилсу в одну пятую часть ВВП города. Руководство Вентспилса вовремя начало готовиться к такому повороту и развивало экономические альтернативы, что компенсировало потери от транзита. За короткий период Вентспилс из промышленного города превратился в лидера отечественного туризма и т.п.
Россия дает намек за намеком. Руководители Латвии могут реагировать тремя способами. Можно снова и снова, словно мантру, повторять, что Россия без латвийских портов никогда не обойдется, и ничего не делать. Второй вариант - политики могут воспринять намеки России и угодливо торговаться об условиях, на которых экономика Латвии может сохранить российский транзит. Есть и третий - Вентспилсский вариант. Воспринять угрозы серьезно и готовиться к альтернативам. Сформировать такую экономику Латвии, чтобы она была жизнеспособной и не пережила катастрофу, если в 2015 году Россия полностью прекратит транзит через
порты Балтии.
Третий вариант самый трудный, поскольку это означает, что нужно познакомиться с опытом Вентспилса и признать, что именно руководство этого города выдержало первое боевое крещение блокадой транзита нефти и не поддалось давлению России.
У Латвии достаточно собственных ресурсов для создания альтернативы. Это латвийские леса, обрабатывающая промышленность и люди Латвии, однако нынешняя экономическая политика государства способствует уничтожению и разбазариванию ресурсов. Если не будет сформирована самостоятельная политика, то нам останется просить милости у тех, кому будет принадлежать экономическая власть в 2015 году.
_________________
Государствами управляют не роботы, а люди с чувствами! ("Latvijas Avize", Латвия)
Мэтью Брайза: "Вы переплачиваете за газ в несколько раз" ("Бизнес&Балтия", Латвия)