Россия и Китай урегулировали пограничный спор, который длился около 40 лет. Спорные территории площадью 375 кв. км поделены примерно поровну. Протокол об окончательном пограничном размежевании подписали главы МИД двух стран Сергей Лавров и Ян Цзечи.
Линия госграницы между Россией и Китаем в восточной ее части до последнего момента оставалась неопределенной. В частности, было неясно, кому принадлежат несколько островов на Амуре, хотя соглашение между Китаем и Россией об изменении границы было подписано еще в 2004 году, а три года назад одобрено Госдумой и президентом России. Согласно ему граница проходит в районе острова Большой в верховьях реки Аргунь (правый приток Амура), Читинской области и островов Тарабаров и Большой Уссурийский вблизи Хабаровска.
Территории делятся между сторонами примерно поровну, и Китай получает 174 кв. км островных территорий. Теперь Тарабаров остров превратится в Иньлундао - остров Серебряного Дракона. А Большой Уссурийский остров начнет жить под двумя именами - его западная часть будет китайской, а восточная, прилегающая к Хабаровску, останется у России. В Китае его называют Хэйсяцзыдао - остров Черного Медведя.
Как отмечают эксперты, эти острова были получены в результате манипуляций Китая с изменением русла реки Амур, поэтому уступка Китаю не принесет России каких-либо территориальных потерь. Китай получит доступ к территориям в августе, что станет настоящим подарком к стартующей в Пекине Олимпиаде. Ожидается, что в августе же китайские и российские пограничники займут новые рубежи.
Часть аналитиков полагает, что решение России передать Китаю ряд островов на Амуре продиктовано тем, что Москве выгодно иметь добрососедские отношения с Пекином и в его основе лежат долгосрочные интересы России.
'У Москвы имеются мощные политические интересы, такие как получение выгоды от крупных российских продаж оружия в Китай. Поэтому Россия не склонна ставить под угрозу свою прибыль путем вражды с Китаем по вопросу границ', - считает американский эксперт по российско-китайским отношениям Джон Ткачик.
Он также полагает, что, возможно, МИД России пересмотрел свои материалы 1929 года и в итоге пришел к выводу, что эти территории исторически принадлежат Китаю. 'Красная Армия в 1929 году оккупировала острова в попытке обеспечить Советский Союз контролем над речным судоходством по Уссурийскому каналу и Амуру и возможностью защитить крупные речные порты Хабаровска в случае нападения Маньчжурии', - сказал Ткачик.
По мнению эксперта московского Центра Карнеги Николая Петрова, речь не идет о выгоде от территориальных уступок. 'России выгодно иметь добрососедские отношения с Китаем, иметь четкую и утвержденную обеими сторонами границу, и если для этого необходимо совершить несколько территориальных разменов, то это воспринимается как выгодные инвестиции в будущее', - полагает эксперт.
В то же время ряд экспертов предупреждают, что заключенное между Россией и Китаем пограничное соглашение и передача части островов на Амуре Китаю может быть использовано другими странами в качестве прецедента, на основе которого они могли бы начать агрессивно-наступательную политику по отторжению российских территорий на якобы договорной основе. Речь идет в том числе о давних претензиях Японии на российские Южные Курилы.
Факты
Нерешенность пограничных вопросов долгие годы омрачала отношения между Китаем и Россией. Во времена Мао Цзэдуна в Пекине заявляли, что Россия еще в середине XIX века отторгла около полутора миллионов квадратных километров якобы исконных китайских территорий.
В марте 1969 года спор о принадлежности острова Даманский на реке Уссури вылился в кровопролитное столкновение между китайскими и советскими пограничниками: погибли 48 советских пограничников и до тысячи китайских.
В 1991 году Михаил Горбачев подписал соглашение, позволившее юридически оформить 98% от всей протяженности границы. Остров Даманский отошел Китаю.
Однако сторонам еще 13 лет не удавалось договориться о принадлежности островов Большой Уссурийский и Тарабаров вблизи Хабаровска и острова Большой на реке Аргунь.
______________
Путин уступает Китаю острова и пожинает критику из своих собственных рядов ("Die Welt", Германия)
Китай возлагает надежды на путинизм ("Asia Times", Гонконг)