Действие - четвертое, картина - первая, место действия - престижное, те же действующие лица и лидер. Вы еще не догадались? Поясним. Речь идет о Нино Бурджанадзе и ее новом 'Фонде демократического развития' Его презентация состоялась в гостинице 'Кортярд Марриотт'. На мероприятии не присутствовал ни один политик - намек на то, что гости пришли на презентацию не партии, а неправительственной организации.
За годы своей политической жизни бывший председатель парламента уже трижды сменила покровителей - Шеварднадзе, Жвания, Саакашвили и в четвертый раз сделала заявку на ведущую роль в грузинской политике (или такую попытку).
На этот раз она выступила одна, но опираясь на свою команду. Сейчас ей уже никто не установит квоты в партийных списках. Надо полагать, что созданный для развития демократии и декларированный как неправительственная организация, это Фонд перед первыми же выборами превратится в политическую силу. Что дает основание для таких предположений? И мелкие, и значительные детали. Впрочем, давайте, все по порядку.
В преддверии парламентских выборов Бурджанадзе и Саакашвили не смогли договориться о численности своих сторонников в партийном списке, и раздраженная этим Нино Бурджанадзе, числившаяся первым номером в списке 'Нацдвижения', ввергла родную партию в такой цейтнот, что поставила под удар ее предвыборный марафон.
Однако после этого смолкла и направилась в Америку. Это и есть самая интересная и значительная 'деталь'. Экс-председатель парламента имела в США встречи на высшем уровне, в том числе с Государственным секретарем Кондолизой Райс, которая недавно посетила с визитом Грузию.
Вернувшись из-за океана, Бурджанадзе заявила о создании новой организации - 'Фонда развития демократии' и провела его презентацию за дня два до визита Кондолизы Райс. Немаловажно и то, что калбатони Бурджанадзе традиционно принимают за пределами Грузии лучше и ценят больше, чем в собственной стране. В Европе и Америке ее считают приверженным западным ценностям, взвешенным, мирным политиком, с которым можно вести диалог. В отличие от них, у собственного народа немало претензий к Бурджанадзе.
'Толчок, который 'революция роз' дала демократическим процессам, ослаб', - так начала Нино Бурджанадзе свое выступление на презентации Фонда.
Интересно, когда она это осознала? Тогда, когда беженцев выдворяли с помощью спецназа из временного жилья?! Или, может, тогда, когда направляющийся в Финляндию автобус, переполненный грузинскими женщинами, остановили на границе и председатель парламента не нашла для них ни слова поддержки?! Или когда обрушили на людей их собственные дома ради чьих-то финансовых интересов?! Или, может, 7-го ноября прошлого года, когда власть разогнала митингующих дубинками и 'новейшим европейским слезоточивым' газом?! Или о чем она думала во время трагедии семей Сандро Гиргвлиани и Буты Робакидзе?! И какого типа была демократия, в условиях которой в суровую зиму она не разрешила вынести даже пледы голодающим представителям фракции 'Новых правых'?!
К сожалению, бывший председатель парламента вспомнила о демократических ценностях только при личном недовольстве, когда не были удовлетворены ее политические амбиции, вспомнила и решила отстаивать демократию, предположительно, с благословения Америки.
Политику Фонда Демократического развития будет определять Совет советников, в котором объединены в основном представители академических кругов и видные эксперты в различных областях. В данном случае Бурджанадзе действительно не изменила себе и вновь остановила выбор на образованных, довольно влиятельных в своих сферах представителях общественности.
Экс-председателя парламента всегда отличали тесные связи с представителями академических кругов. Достаточно вспомнить тех депутатов, которые попали в парламент предыдущего созыва по ее квоте. К примеру, видный эксперт в области экономики Ладо Папава был представителем команды Бурджанадзе.
На презентации Фонда присутствовали послы разных стран, А представители ОБСЕ, Америки и Германии даже выступили со словом. Каждый из них говорил о необходимости развития демократии, отмечая, что это - сложный, долгосрочный процесс.
После выступлений представителей дипкорпуса о целях и предстоящих планах Фонда вкратце рассказал один из его членов Гоги Маргвелашвили. А в завершение повторно выступила президент Фонда. Она еще раз подчеркнула, что СМИ и приглашенные гости присутствуют на рождении неправительственной организации, а не политической партии. Хотя ее слова малоубедительны. Факт, что оба выступления Бурджанадзе скорее походили на первую программную речь лидера партии, чем руководителя неправительственной организации. Для примера приведем еще одну деталь из ее выступлений.
'Только свободные люди становятся успешными, и только успешные люди создают подлинно успешную страну', - заявила она в заключительном слове.
Поскольку мы касаемся политических амбиций и устремлений Бурджанадзе, наверное, следует вспомнить, что известные лица правящей партии очень сдержанно откликнулись на создание Фонда развития демократии, хотя обычно такая сдержанность для них не характерна. А сам президент вообще хранит молчание, и это понятно.
Президент уже воздал Нино Бурджанадзе за 'худой мир', который, как известно, 'лучше доброй ссоры'. Он всего за один лари подарил вчерашнему члену своей команды правительственную дачу в Цхнети и прикрепленный к ней огромный земельный участок. Тем самым Миша, фактически, внес первое 'пожертвование' в Фонд Нино.
А ведь по оценке экспертов, реальная стоимость этого подарка - 30 миллионов. Вероятно, именно это имели в виду руководители Фонда, когда отмечали, что их организация будет существовать на пожертвования доноров.
А вообще-то, Саакашвили мог не беспокоиться: Бурджанадзе - не Окруашвили, и маловероятно, что она осмелится противостоять бывшему покровителю. У нее, вероятно, более дальние расчеты: подготовить почву, наследовать Саакашвили. Тем более, что в отличие от того же Окруашвили, ее никогда не мыслили лидером 'партии войны'. Напротив, в Европе и Америке Бурджанадзе всегда считали приверженным миру, взвешенным политиком.
До следующих президентских выборов бывшему председателю парламента предстоит большая работа. С одной стороны, ее организация должна суметь создать себе имидж защитницы демократических и либеральных ценностей. А с другой, - добиться, чтоб внутри страны общественность и собственный народ забыли все те ошибки и предпринятые властью шаги, которые она, будучи в команде Михаила Саакашвили, допустила, всегда безусловно оправдывая их.
Если она справится с обеими этими задачами, тогда спустя годы, наряду с другими претендентами на пост президента Грузии, возможно, шанс появится и у Бурджанадзе.
____________________________________________
Нино Бурджанадзе: сама по себе или... ("Российские Вести", Россия)
'Бурджанадзе - явно 'проект Вашингтона' ("Georgian Times", Грузия)