В Земельной книге Латвии записаны участки земли, которые уже отданы России. Власти предпочитают помалкивать, чтобы не разразился международный скандал, но надеются вернуть Латвии небольшую часть территории в ходе демаркации границы - непосредственно на местности.
Председатель Лиепнского волостного совета Лаймонис Сиполс и собственница земли на территории данной волости Вента Белцане не могут себе представить, каким образом работа над делимитацией границы Латвии и России на карте могла завершиться замалчиванием правды и введением в заблуждение, а также последствиями, о которых ответственные должностные лица Латвии не желают говорить и вспоминать. При этом они даже не верят, что подобное вообще возможно.
Госпожа Белцене в 1996 году направила заявление в земельную комиссию Лиепнской волости Алуксненского района, в котором просила восстановить в правах собственности на отцовскую землю. В том же году, согласно протоколу земельной комиссии, хутор 'Гобусала' с земельным наделом в 21,1 гектара был присвоен законной собственнице, но три года спустя, в апреле 1999 года, комиссия аннулировала протокол заседания, так как оказалось, что в октябре 1997 года делегации латвийских и российских государственных экспертов утвердили линию границы таким образом, что 8,2 гектаров леса, принадлежащего хутору 'Гобусала', внезапно стали частью территории России. Лиепнская волость никогда не была в составе Абренского уезда (часть Пыталовского района Псковской области - прим. пер.), поэтому на ее территории никогда не было российской границы.
Волостной совет обратился с письмом в МИД Латвии с просьбой разъяснить существо вопроса о собственности 'Гобусала', а также указал, что вопрос о восстановлении права собственности на данный земельный участок в старых границах все еще остается в повестке дня. Заместитель государственного секретаря МИДа Мартиньш Вирсис в письме Лаймонису Сиполсу ответил, что 'определенная в настоящий момент линия латвийско-российской границы, а также проект договора о государственной границе между Латвийской Республикой и Российской Федерацией, который был согласован 30 октября 1997 года на уровне делегаций экспертов обеих стран и утвержден Кабинетом министров ЛР в декабре 1997 года, предусматривают государственную границу в Лиепнской волости по реке Ворожа. Таким образом, 8,2 га земельного участка 'Гобусала' находятся на территории Российской Федерации, и с подписанием пограндоговора между Латвией и Россией данный факт получит юридическое утверждение'.
Выходит, что фактически никакого разъяснения о том, почему эта земля была отторгнута от волости, ни господин Сиполс, ни госпожа Белцане не получили. Однако руководитель волости получил предупреждение от господина Вирсиса, 'что возможное решение Лиепнского волостного совета о восстановлении земельной собственности в старых границах не решит проблему возвращения земельной собственности и может негативно повлиять на латвийско-российские межгосударственные отношения'. Мартиньш Вирсис указал, что волостному руководству следовало бы предоставить наследнице хутора 'Гобусала' иной равноценный участок земли или принять решение о соответствующих компенсациях. Тем не менее, чтобы не разразился межгосударственный скандал, заместитель государственного секретаря хотел узнать, что же, в конце концов, решит Лиепнский волостной совет, и просил сообщить ему о принятом решении.
Российская земля в Земельной книге Латвии
Волость должна исполнять закон, и на нее возложена обязанность вернуть наследникам то, что им полагается. Вопрос о пограничном договоре тогда 'заморозили', но госпожа Белцане хотела вернуть собственность своего отца и отказалась от предложенной волостью якобы равноценной земли, в действительности таковой не являвшейся. Самоуправлению ничего другого не оставалось, как отменить предыдущее решение и в 2001 году целиком отдать хутор 'Гобусала' наследнице. Право собственности на него госпожа Белцане в том же году закрепила в земельной книге и до сего дня платит налоги, в том числе и за те 8,2 гектара, которые согласно демаркационной карте границы между Латвией и Россией находятся на российской территории.
МИД Латвии о сложившейся ситуации до сих пор не проинформировал Государственную земельную службу (ГЗС), которая насчитывает налоговые платежи и должна осуществлять госнадзор за землей как национальным богатством и связанными с ней объектами. Земельная книга, закрепляя право собственности, руководствуется утвержденными земельной службой планами границ земельных участков. Служба утвердила собственность госпожи Белцане в качестве земли, относящейся к территории Латвии. Как я выяснила, в ГЗС нет информации, что эта земля находится на территории России. Ни МИД Латвии, ни Министерство юстиции, под надзором которого находится ГЗС, не направили в службу прилагаемую к Договору о государственной границе между Латвией и Россией карту, которая является его неотъемлемой частью. Карта в весьма туманном виде доступна в номере официальной газеты 'Латвияс вестнесис' за 29 мая 2007 года, а в качественном варианте - в архиве МИДа.
Старший референт отдела организации работы Земельной книги Департамента Земельной книги Судебной администрации Ирина Гермова сообщила, что судья Земельной книги, закрепляя права собственности, руководствуется теми документами, которые внесены, и не требует дополнительных сведений, так как закон не возлагает на него такой обязанности. Земельная книга доверяет землемерным работам ГЗС и подписанным ее представителями планам границ участков. Поэтому и в дальнейшем не исключены случаи обнаружения закрепленной в Земельной книге Латвии земли, которая отдана России.
Председатель Педедзеского совета Алуксненского района Инта Никитина также вспоминает, что у их волости латвийские и российские эксперты отняли частичку болота, против чего руководитель самоуправления безуспешно протестовала. Российская сторона при этом не позволила себе ни сантиметра своей территории передать Латвии (в этом конкретном районе - прим. пер.), поэтому в Педедзеской волости граница с Россией зачастую прочерчена буквально у порога домов - как выйдешь из дома, так одной ногой уже в России.
Гунтарс Крастс также дезинформирован
Специалист МИД ЛР Айварс Воверс, руководивший делегацией Латвии на переговорах о границе с Россией, проинформировал меня о том, что нанесенная на карту линия границы была согласована с руководством самоуправлений, со всех волостей взято письменное согласие, и что в задачи делегации не входило решение конкретных спорных случаев. Поэтому об отнятой у Лиепнской волости земле и госпоже Белцане он ничего не знает. 'Данного конкретного случая не было или же я не был о нем проинформирован', - сказал Айварс Воверс. Скоро начнется демаркация границы на местности (уже охраняемой в данном варианте после заключения пограндоговора) в соответствии с ее делимитацией на карте.
Этот процесс может продлиться пару лет, и за него будет отвечать руководитель комиссии по демаркации, бывший посол Латвии в Китае Янис Ловникс, который, между прочим, в составе делегации Воверса отвечал за процесс восстановления реальной латвийско-российской границы, о чем позабыл господин Воверс. Об этом вспомнил экс-министр иностранных дел Валдис Биркавс, под началом которого в МИДе готовился пограндоговор с Россией. С господином Ловниксом связаться не удалось, так как он находится в Китае и недоступен для звонков, но Валдис Биркавс был удивлен событиями вокруг Лиепнской волости, также как и бывший премьер-министр Гунтарс Крастс (ныне - депутат Европарламента от национал-радикального объединения 'Отечеству и Свободе' / ДННЛ - прим. пер.), под руководством которого правительство Латвии утвердило границу в Лиепнской волости по реке Ворожа. Гунтарс Крастс заявил: 'Начертание границы было согласовано с волостями - по крайней мере, так мне утверждала рабочая группа под руководством Айварса Воверса. Мне говорили, что протекают непрерывные переговоры и обмен информацией рабочей группы с представителями приграничных волостей. А теперь открывается, что многое было формальным и окутано туманом. Что в проведении линии границы не учитывались местные интересы. Оказалось, что некоторые вообще не были проинформированы, что их земля будет находиться в России!'
Все же Гунтарсу Крастсу, будучи главой правительства, следовало знать о случае с госпожой Белцане, так как в 1998 году тогдашний министр юстиции Латвии Дзинтарс Расначс (ныне - депутат Сейма от национал-радикального объединения 'Отечеству и Свободе' / ДННЛ, заместитель председателя Юридической комиссии - прим. пер.) обратился с письмом к премьер-министру, в котором проинформировал, что восемь гектаров земли хутора 'Гобусала' остались за границей Латвии, и земельная комиссия Лиепнской волости приняла решение просить Алуксненское лесничество предложить равноценный надел леса на его территории. В этом письме содержатся следующие положения: 'В данной ситуации важна поддержка волостной земельной комиссии со стороны Государственной лесной службы, чтобы успешно решить вопрос о земельной компенсации. Необходимо произвести оценку леса на отчужденной части надела и предложить наследникам из государственного лесного фонда равноценную лесопосадку в приемлемом месте'.
Депутат Сейма Латвии Анна Сейле (председатель фракции 'Гражданский Союз', в 2006 году избрана от национал-радикального объединения 'Отечеству и Свободе' / ДННЛ - прим. пер.) пояснила, что в таком виде данный вопрос не мог решить ни Гунтарс Крастс, ни Дзинтарс Расначс. Об этом министру юстиции следовало знать, так как принадлежащие государству земли нельзя приватизировать, и Сейле считает своей заслугой, что удалось этого не допустить. Если бы правительственную делегацию, которая в Москве старательно согласовывала вопрос о границе, интересовала гражданка Латвии Белцане, то правительство, принимая во внимание закон об отчуждении имущества для нужд государства и самоуправлений, могла эти восемь гектаров отсоединить. Это означало бы их выкуп у наследницы по рыночной цене. Однако Айварс Воверс на вопрос о том, можно ли все же вернуть Лиепнской волости тайно отчужденную землю, сказал, что при прокладывании границы на местности при сравнении с нанесенной на карту есть возможность внести небольшие изменения, но любой подобный шаг невозможен без согласия России.
Землемеры обеих стран честно согласовали границу
Председатель Лиепнского волостного совета Лаймонис Сиполс хорошо помнит, как вместе с пограничниками и землеустроителями двух стран обошли границу Лиепнской волости с Россией и что землемеры соседнего Палкинского района Псковской области согласились, что вся Лиепнская волость является территорией Латвии, что зафиксировано также в совместно подписанном согласительном акте. Господина Сиполса попросили представить руководимой Айварсом Воверсом делегации детальное описание границ своей волости, что он и сделал. Граница Лиепны не изменена и на карте-плане территории волости, так как не было ни одного распоряжения, приказа и даже устной информации из государственных органов, что это следует сделать. Лаймонис Сиполс заявил: 'Нам никто эту новую карту латвийско-российской границы не показал. Если у меня требовали подробное описание границы, то было бы логично, что оно найдет отражение на карте. К сожалению, так не произошло. Чтобы на местности было проще провести демаркацию границы, было решено вести ее по протекающей в Лиепнской волости реке Ворожа, не считаясь с местными жителями'. Бывший председатель Алуксненского районного совета Вероника Юрча также свидетельствует, что у представителей самоуправлений в вопросе о границе не было решающего слова, если не сказать - вообще никакого. Можно было участвовать в заседаниях рабочей группы и слушать, но не более.
Если одурачивание продолжится. . .
Дело о собственности госпожи Белцане дошло до Сейма и попало в Комиссию по аграрной, региональной политике и политике в области окружающей среды. Ее председатель Анна Сейле написала письмо министру иностранных дел Латвии Марису Риекстиньшу (Народная партия - прим. пер.) и министру юстиции Гайдису Берзиньшу ('Отечеству и Свободе' / ДННЛ - прим. пер.), в котором призвала оценить сложившуюся ситуацию и найти ее разрешение. Возможно, даже подготовить специальный закон. А депутат Илма Чепане (заместитель председателя фракции 'Гражданский Союз', в 2006 году избрана от партии 'Новое время' - прим. пер.), которая также ознакомилась с этим делом, признала, что это абсолютно политическое нежелание урегулировать данный вопрос, ясно понимая, что в будущем появятся проблемы. Если государство их не снимет, то придется решать суду, куда госпожа Белцане имеет полное право обратиться за защитой от государства и договора о границе, разработчики которого ее одурачили.
_________________________________
Хуторской дозор ("Московские новости", Россия)
Россия - опасная империя ("Latvijas Avize", Латвия)
Не будем хоронить Россию ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)
Глава контрразведки Латвии генерал Янис Кажоциньш: "Я вырос вместе с легионерами Ваффен СС" ("Latvijas Avize", Латвия)