Здраво поразмыслив, мне пришлось признать, что 'Новая' волна и поднятая из-за нее и вокруг нее шумиха имеет большое просветительское и воспитательное значение. Разумеется, вряд ли нам что-то новое может преподнести сам проект - коктейль музея восковых фигур и 'Фабрики звезд', который по своему привычному шаблону по-прежнему прилежно воспроизводит советскую ностальгию для миллионов добровольных пленников до сих пор существующего информационного пространства бывшего СССР. Даже то, что на этом мероприятии прозвучало больше явных издевательств над Латвией, чем ранее, в действительности не является чем-то удивительным с учетом угара путинской мании величия и нескрываемого шовинизма, который в соседней восточной стране сгустился в последние месяцы. Как точно отметил Панс Клексис из утренней программы Радио SWH: российские шутники знают, что о своих правителях им шутить нельзя, поэтому они так плодотворно компенсируют это оскорбительными 'остротами' над инородцами - сегодня в понимании великоросса вообще смешно и жалко принадлежать к какой-либо другой национальности...
Этот 'карнавал желтых сенсаций' позволил нам еще раз обнаружить много поучительного и неприятного для нас самих. И на этот раз нелестный портрет особо остро акцентировал не только 'Казачок', исполненный в концертном зале 'Дзинтари' девушками в латышских национальных костюмах, но и резкий диссонанс с общим воодушевлением недавнего Праздника песни.
И честно говоря, нам есть за что сердиться на президента государства, для которого национальная позиция оказалась чем-то вроде принадлежности этикета, которой можно украсить себя, собираясь на народные мероприятия или посещая зарубежных латышей. Выходит, что Валдис Затлерс, должность которого требует от него представлять наше государство на международной арене, со своим кокетливым идеализмом способен представлять единственно реальную Латвию - ту, какой она является в действительности, и какими являемся мы. Не идеальный, гордый духом народ, - каким мы хотим себя видеть. Вполне возможно, что знаменитая бухарестская реплика, когда Затлерс вступил в конфронтацию с Путиным, появилась лишь из-за желания угодить другому 'большому дяде'...
Оказывается, хотя мы семнадцатый год полностью свободное и независимое государство, мы по-прежнему не можем быть свободным народом. Оказывается, наша гордо продемонстрированная вкрадчивость и духовная вялость никак не связаны с прежним чужим игом: нет, мы - как представители государства, так и публика - унижаемся сами по доброй воле. Более того, даже усматриваем в своем лакействе какие-то высшие идеи и государственные интересы, культурные связи и дипломатические перспективы. Хотя все происходящее в действительности напоминает сатирические сценки гоголевского 'Ревизора' или 'Времен землемеров' братьев Каудзитисов (в особенности в главе о лжеземлемерах): о спинах, которые автоматически сгибаются перед невесть откуда взявшимся прохожим.
Однако мы готовы продолжать обманывать себя рассказами о том, все происходящее на эстраде 'Дзинтари' и вокруг нее настолько важно в международном масштабе, высококультурно и нужно для Латвии, пытаясь оправдать тем самым свое инстинктивное унижение. В действительности, мы уже не можем потерять 'Новую волну'. Для одних латышей это будет боль из-за того, что их унижение оказалось безрезультатным ('может, мы не были достаточно гостеприимными, может, надо было положить звездам под ноги ковер в цветах государственного флага?'), а для других исчезнет точная 'лакмусовая бумажка', которая характеризует подлинное состояние нашей национальной позиции.
_________________
Цирк приехал! ("Vakara Zinas", Латвия)
Alla Borisovna и все, все, все... ("Telegraf", Латвия)