Вчера в зоне грузино-осетинского конфликта весь день стреляли. А ближе к вечеру начался ожесточенный бой с грузинским спецназом. Он развернулся у селения Нул в Южной Осетии.
'Сегодня под прикрытием крестьян грузинский спецназ занял жизненно важную высоту у селения Нул, тем самым фактически отрезав от Цхинвали значительную часть Южной Осетии', - сказал президент Южной Осетии Э. Кокойты в среду. - Мы были вынуждены предпринять меры, чтобы очистить эту высоту'.
Какие меры были приняты, догадаться не трудно - используя огневые средства южноосетинские подразделения попытались выбить грузин с высот. Те, по словам официального представителя правительства Южной Осетии Ирины Гаглоевой, 'чтобы не допустить помощи из южноосетинского села Цунара, начали массированный обстрел этого населенного пункта'. В ходе боя, по информации южноосетинской стороны, ее подразделения подожгли два грузинских БТР. К 17 часам по рижскому времени грузинский спецназ был вынужден покинуть село. Южноосетинские подразделения контролировали ее с помощью огневых средств'.
Этой бой стал апогеем вчерашних событий в зоне конфликта, где периодически постреливали с самого утра. Сначала со стороны селения Нул поработали снайперы, потом, как заявили в Цхинвали, начался обстрел из крупнокалиберного оружия села Хетагурово. Плюс к этому надо учесть постоянные пролеты грузинских беспилотных самолетов над территорией Южной Осетии. Российские миротворцы между тем в ночь на среду зафиксировали восемь пролетов реактивных самолетов по маршруту с юга (Гори) на север (Джава).
'Появление на территории зоны конфликтов военных самолетов является грубейшим нарушением', - заявил 'Интерфаксу-АВН' помощник командующего Смешанными силами по поддержанию мира Владимир Иванов и напомнил, что такие полеты нарушают положения решения Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта от 30 июля 2002 года. Но разве грузинскую сторону это когда-нибудь останавливало? А когда беспилотники сбивали, в Тбилиси всегда старались либо откреститься от своей техники, либо заявляли, что грузины летали и будут летать над своей территорией.
Вопрос, зачем, думается, излишен. Такого рода самолеты предназначены для ведения разведки. А та, как правило, предшествует началу крупномасштабных боевых действий. Когда они начнутся? Вероятно, осенью, предположил президент непризнанной республики Эдуард Кокойты, заявив при этом, что у него есть неопровержимые доказательства, что широкомасштабные военные действия начнутся именно к сентябрю. Уже сейчас, отметил Кокойты, грузинское руководство распространяет среди жителей грузинских сел на территории Южной Осетии информацию о том, что здесь к сентябрю будет власть грузинского руководства.
Грузия, как водится, гнет свое. Так, представители грузинского миротворческого батальона заявили, что огонь вчера был открыт в ответ на агрессию с южноосетинской стороны: вечером в среду южноосетинские подразделения предприняли массированный обстрел грузинских сел Нули, Авневи и Двани, а также расположенного вблизи них поста грузинских миротворцев. Итог обстрела - повреждены десятки домов.
Все эти события вчера развивались на фоне утренних заявлений грузинской стороны о намеченных на четверг переговорах госминистра Грузии Темура Якобашвили с вице-премьером Южной Осетии Борисом Чочиевым. На них госминистр намеревался передать осетинам послание Саакашвили, в котором говорится, что грузины не желают войны и хотят мира.
'Мы желаем восстановить экономические отношения, это и станет шагом к восстановлению доверия между грузинами и осетинами. На первом этапе мы хотим предложить цхинвальским де-факто властям создать ограниченную свободную экономическую зону, возможно, путем восстановления закрытой Эргнетской ярмарки в окрестностях Цхинвали', - отметил госминистр.
Через некоторое время после этих заявлений, когда ситуация накалилась до предела, стало ясно, что переговоры не состоятся - Кокойты от них отказался. При этом он еще раз повторил, что видит смысл лишь в переговорах в четырехстороннем формате с участием сопредседателей совместной контрольной комиссии от России, Северной и Южной Осетии, а также Грузии. По его словам, формат смешанной контрольной комиссии 'не изжил себя и дает хорошие планы по ведению переговоров'. Но согласится ли с ним Грузия?
_________________________________
Южная Осетия ставит Россию и Грузию на грань войны ("The Independent", Великобритания)
Тлеющий конфликт может столкнуть Россию с Западом ("The Times", Великобритания)
Если Тбилиси начнет войну против Южной Осетии, Абхазия откроет второй фронт ("Spiegel", Германия)