Проведение военно-спортивной игры 'Поход Эрны' уже много лет вызывает горячие споры между российскими и эстонскими политиками и историками. Сегодня, в день начала очередной игры, мы предлагаем читателям 'МЭ' два мнения на события, ставшие основанием для сценария учений. Одно из мнений отражает позицию Эстонии на события 1941 года, а другое представляет позицию российских историков. Редакция 'МЭ' благодарит Министерство обороны Эстонии и Посольство РФ в Эстонии за предоставленные материалы.
Еще раз об истории 'Эрны'
Со времени Второй мировой войны прошло 70 лет, но копья вокруг минувшего ломают до сих пор. Былые события зачастую играют важную роль в качестве аргументов современной политики. Дискуссии вновь и вновь возвращаются к старым, уже не раз опробованным темам. История группы 'Эрна' 50 лет остается одной из таких.
Советская историография представляет отряд 'Эрна' как пример сотрудничества эстонцев с 'фашистскими завоевателями', противопоставляя ему 'боевую славу' истребительных батальонов НКВД, так как операция против 'Эрны' и примкнувших к отряду 'лесных братьев' была крупнейшей для истребительных батальонов на территории Эстонии. В исторической литературе Эстонии группа 'Эрна' является примером того, как эстонцы, отправившиеся в Финляндию, чтобы участвовать в Зимней войне, или бежавшие туда зимой 1940-1941 годов, воспользовались шансом вступить в борьбу с оккупировавшим Эстонию Советским Союзом. Не без ауры военных приключений. О группе 'Эрна' написан ряд книг, в новейшее время он пополнен двумя, автором которых является член 'Эрны' Юло Йыги (1993, 1995). Книга воспоминаний другого члена группы Тоомаса Хеллата (впоследствии сотрудничавшего с советской госбезопасностью) издана в прошлом году. Историю третьего участника группы Лео Талгре записала его дочь Маарья (1992). Отряду посвящены также отдельные главы исторических книг и большое количество статей. Документальные отчеты истребительных батальонов об операции против 'Эрны' и 'лесных братьев' были опубликованы в 1993 году.
Как была создана группа 'Эрна'
Зимой 1939-1940 годов в Финляндию, чтобы сражаться в Зимней войне, отправились несколько десятков эстонцев. Для выучки они были направлены в добровольческое подразделение 'Сису', но на фронт так и не попали, так как между воюющими сторонами было заключено перемирие. По данным Юло Йыги, в списке 'Сису' эстонцев было 57. Десять из них весной 1940 года сражались добровольцами в составе норвежской армии против немцев под Норвиком. Тоомас Хеллат в качестве разведчика финской стороны зимой 1940-1941 годов три месяца находился нелегально в Эстонии.
Зимой 1940-1941 годов из оккупированной Эстонии в Финляндию по замерзшему заливу бежали еще люди. Весной 1941 года военная разведка Финляндии призвала на свою службу 15 эстонских добровольцев, отправив их на спецподготовку. Хеллат писал, что в начале апреля 1941 года они приняли присягу перед эстонским флагом в присутствии Харальда Веллнера, последнего атташе Эстонии в Финляндии Акселя Кристиана и бежавшего в июле 1940 года в Финляндию Йохана Питка.
Весной и в начале лета 1941 года, до того как открылись военные действия против СССР, к подготовке эстонцев были привлечены два германских офицера из учебного полка спецподразделений военной разведки в Бранденбурге - старший лейтенант Курт Рейнхардт и зондер-фюрер Z2 Вернер Швартце. Германские войска должны были захватить Эстонию, там будущее разведподразделение должно было перейти в подчинение 18-й армии Германии. Рейнхардт стал командиром группы 'Эрна' с немецкой стороны, а Швартце - офицером связи штаба 18-й армии. Командиром группы с эстонской стороны стал колонель Хенн-Антс Кург. После вступления в войну Финляндии 25 июня 1941 года были призваны дополнительные эстонские добровольцы, их также направили для спецподготовки. Всего из Финляндии в состав 'Эрны' вошли более 60 эстонцев. В июле все они принесли присягу. Юло Йыги пишет, что Рейнхардт требовал присяги Гитлеру, а колонель Кург отказался это сделать, люди присягнули финскому государству. Хеллат помнит иначе: 'Мы стремились бороться исключительно за свободу своей родины и подчиняться в это время приказам германской армии'. Бойцы носили финскую форму, имели финское оружие.
В лесах Каутна
10 июля 1941 года, разбившись на группы, отряд 'Эрна' был десантирован в Эстонии: часть морским десантом на берег Сальмисту, часть воздушным десантом. Базовый лагерь был разбит в Каутна. К людям, прибывшим из Финляндии, присоединились местные 'лесные братья', большинство из которых скрывались от депортации после 14 июня и с началом немецко-советской войны искали возможности для активной борьбы. Численность мужчин и женщин, скрывавшихся тогда в каутнаских лесах, называлась в пределах двух тысяч. Йыги приводит список из 62 мужчин, которые в тылу Красной армии присоединились к 'Эрне'. Задачей 'Эрны' была разведка в тылу Красной армии, члены группы следили за передвижением воинских частей, устанавливали местонахождение штабов, о чем по радио информировали центр, располагавшийся в Финляндии.
Деятельность 'Эрны' и 'лесных братьев' не была секретом для тыловой службы НКВД. После того как бойцы истребительных батальонов сожгли хутора Симисалу и Саэ, убив жителей, 26 июля 'лесные братья' вместе с членами 'Эрны' в отместку атаковали волостную управу Албу, служившую базой истребительного батальона и авианаблюдательным постом. Атака не удалась из-за нехватки разведданных. НКВД силами пяти истребительных батальонов начал операцию по уничтожению 'лесных братьев' и группы 'Эрна'. Территория была окружена, 31 июля произошел кровопролитный бой. Хутор Каутна был уничтожен вместе с жителями. Группе 'Эрна' удалось вырваться из кольца, с боями она 4 августа перешла линию фронта. Бойцы истребительных батальонов уничтожили в районе еще около десятка хуторов. После перехода линии фронта группа 'Эрна' была реорганизована в батальон ('Эрна 1'), в него влились еще около двухсот человек. Во второй половине августа батальон очистил захваченные немцами Юминда и леса полуострова Пяриспеа, а также обеспечил доставку на материк людей с судна Eestirand, эвакуировавшихся из Таллинна. Судно село на мель возле острова Прангли. Большинство из 3000 человек на Eestirand были мужчины, мобилизованные в Красную армию из Таллинна и его окрестностей.
Часть членов батальона 'Эрна' участвовали 20-28 августа в таллиннской операции. Колонель Кург был легко ранен и под предлогом ранения сдал пост командира батальона (на самом деле причиной были разногласия с Рейнхардтом). Вместо него был назначен майор Раймунд Хиндпере. Новой задачей батальона (теперь уже 'Эрна 2') стало участие в операции на эстонских островах. Часть людей, заключивших договоры сроком до освобождения Таллинна, ушла из батальона, в него дополнительно было набрано 113 человек (в основном островитян). 'Эрна 2' воевала на Муху и Сааремаа до 27 сентября, а затем батальон был отправлен назад в Таллинн и ликвидирован. Из прибывших из Финляндии в Эстонию членов батальона погибли десять человек, из тех, кто присоединился к 'Эрне' в Эстонии, погибли 17 человек.
Подводя итог
Для большой войны это ничтожный эпизод и в смысле продолжительности, и в смысле числа участников, а также количества павших. Но военные события имеют не только статистическое измерение. В группу 'Эрна' вступили люди, которые, добровольцами уйдя на Зимнюю войну, хотели отдать финнам долг чести за их помощь Эстонии в Освободительной войне. Позднее их целью стала борьба против Советского Союза. Для финско-германской военной разведки члены 'Эрны' были людьми, которые, зная территорию и местные условия, могли дать адекватную информацию о тылах противника. Такое сотрудничество с гражданами завоеванных стран знают все большие войны. Члены 'Эрны' были первыми в Эстонии, кто с оружием в руках выступил против верховной власти СССР. Они достойны многажды восстановленного в их честь памятника.
Тоомас Хийо - историк, научный директор музея Й.Лайдонера
Материал предоставлен Министерством обороны Эстонии
***
'Поход Эрны': Как он видится из России?
В связи с началом очередной военной игры 'Поход Эрны', которая представляется современной эстонской исторической наукой как якобы высокогуманная и героическая миссия отряда, принявшего неравный бой с 'творившим насилие на территории оккупированной Эстонии НКВД', было бы целесообразно разобрать историческую суть событий, к которым приурочено данное мероприятие.
Как утверждается, целью отряда якобы была защита местного эстонского населения от злодеяний 'превосходящего по численности и жестокости врага, который после депортации в июне 1941 года женщин, детей и стариков не постеснялся живьем сжигать людей в их домах'.
Однако при объективном рассмотрении истории создания и боевого пути 'Эрны' подобная извращенная трактовка событий июля-августа 1941 года в Эстонии не выдерживает критики.
Так, широко известен факт, что еще в середине 1939 года в Финляндии был создан филиал военной разведки Германии (Абвера) Kriegsorganisation Finland. В мае 1941 года по указанию 'Бюро Целлариуса' и в тесном взаимодействии с местными спецслужбами в Хельсинки был создан 'Эстонский комитет освобождения' во главе с Х.Мяэ, в период немецкой оккупации ставший главой эстонского 'самоуправления'. Комитет формировал боевые группы из антисоветски настроенных эмигрантов эстонского происхождения (добровольцев-участников советско-финского конфликта 1939-40 гг. и перебежчиков) для подрывной работы на территории Эстонской ССР.
С началом войны Германии против Советского Союза на основе этих боевых групп был создан батальон особого назначения - около 70-80 обученных диверсантов, включая 15 окончивших разведшколу в Рованиеми радистов (начальник - бывший военный атташе Эстонской Республики в Париже полковник Х.А.Кург). После переброски в Эстонию батальон предполагалось передать в подчинение одной из регулярных частей Вермахта.
В начале июля 1941 года группу передислоцировали на о.Пиртти, где эрновцы приступили к последним приготовлениям к высадке на эстонском берегу. Операцию предполагалось осуществить в ночь на 10 июля 1941 г. в районе деревни Сальмисту (залив Колга) тремя группами на малых сторожевых катерах финского флота и рыбацких шхунах. Перед 'Эрной' была поставлена задача вести активную разведывательную и диверсионную деятельность на шоссейных и железнодорожных магистралях в тылу советских войск, в частности, дезорганизовать железнодорожное сообщение на участке Таллин - Нарва. Для поддержания связи с наступающей в южной Эстонии 18-й немецкой армией и штабом в Финляндии группа получила две радиостанции.
В ходе высадки передовые группы под командованием К.Рейнхардта наткнулись на советский военный конвой и были вынуждены вернуться. В назначенном месте удалось десантироваться лишь группе полковника Х.А.Курга (37 человек). Взяв на себя командование оставшимся личным составом, Х.А.Кург предпринял тридцатикилометровый марш в южном направлении. Продовольствие и ночлег отряду предоставляли местные жители. В районе х.Мустйыэ 'Эрна' пополнилась 62 вооруженными 'лесными братьями', в основном бывшими членами военизированной организации 'Кайтселийт'.
На исходе вторых суток отряд Х.А.Курга в количестве 100 человек сконцентрировался в районе Козе - Равила для контроля участка шоссе Таллин - Тарту. Первоначальная задача нарушить железнодорожное сообщение на линии Кехра - Тапа группой так и не была выполнена.
По свидетельству очевидцев, диверсанты совместно с отрядами 'лесных братьев' совершали казни местных коммунистов, советских активистов и заподозренных в связях с 'большевиками' мирных жителей, организовывали засады и налеты на отступающие колонны тыловых служб Красной армии и гражданской администрации.
Так, 15 июля 1941 года, выдвинувшись в направлении деревни Вискла, дозор 'Эрны' наткнулся на советскую автоколонну. В ходе боя эстонцам удалось уничтожить весь состав трибунала фронта, направлявшийся в село Арду, понесли первые потери и эрновцы - один диверсант был убит, двое ранены. На следующий день группа была обнаружена и, пытаясь уйти от преследования, с помощью местных проводников вышла в район болота Каутла, где организовала опорный лагерь. С 19 июля бойцы 'Эрны' осуществляли наблюдение за деятельностью штаба 8-й советской армии в Поркуни и передвижениями войск 10-го стрелкового корпуса РККА, который в это время вел тяжелые бои за города Тюри и Пайде. В Каутла к Х.-А.Кургу присоединился отряд лейтенанта Яанхолда, дезертировавшего из советской кавалерийской части под городом Тапа.
После повторной попытки морского десанта в районе хутора Рутья 13 июля 1941 года, оказавшейся безуспешной, оставшаяся в Финляндии часть 'Эрны' была разделена на четыре подгруппы по два человека (разведчик-радист) и 21-27 июля 1941 г. выброшена с парашютами над северной Эстонией.
31 июля 1941 года группировка 'Эрны' была рассеяна. С 1 по 4 августа оставшиеся в живых бойцы 'Эрны' скрывались в лесах и болотах к западу от Каутла, дожидаясь подхода фашистских войск. 6 августа эрновцы вошли в контакт с германскими войсками и были включены в состав 311-го пехотного полка в качестве отдельного батальона.
В начале сентября 1941 года батальон был фактически заново сформирован и получил наименование 'Эрна-II'. В составе 217-й пехотной дивизии Вермахта он участвовал в операции по захвату архипелага Моонзундских островов (о-ва Вормси, Муху и Сааремаа). 10 октября 1941 года остатки 'Эрны-II' были расформированы, а личный состав частично переведен в созданные фашистскими оккупационными властями подразделения местной 'самозащиты' ('Омакайтсе').
Боевые действия, развернувшиеся в июле-сентябре 1941 года в Эстонии между 'красными' истребительными отрядами и 'лесными братьями', имели все черты внутриэстонского гражданского противостояния со всеми присущими братоубийственной войне эксцессами. К такому выводу пришла и Международная комиссия по расследованию преступлений против человечности в Эстонии, учрежденная по инициативе президента Эстонии Леннарта Мери в 1998 году. Она констатировала, что представители обеих противоборствующих сторон были в подавляющем большинстве эстонцами по национальности. Более того, при всей ангажированности Комиссии на осуждение 'советской оккупации' ее эксперты не могли не признать, что 'есть сомнения в том, как действовали 'лесные братья', а позднее 'Омакайтсе' в первые недели после немецкого вторжения, намеренно убивая ни в чем не повинных мирных жителей. В эту категорию попадают многие сотни 'подозреваемых', попавших в облавы 'Омакайтсе'.
Материал предоставлен Посольством РФ в Эстонии
_________________________________
Чьим интересам служит "Эрна"? ("Delfi", Эстония)
"Игры абвера": протесты России остаются без внимания ("Telegraf", Латвия)
Эрна-2008: игры мужчин или прославление фашизма? ("Час", Латвия)
О действиях разведывательно-диверсионной группы 'Эрна' в Эстонии в июле-августе 1941 г. ("МИД", Россия)