Военные действия Грузии, направленные против непризнанной республики Южная Осетия, с целью обеспечить территориальную целостность страны и показать ее конституционный порядок, вместе с вмешавшейся в конфликт Россией, получили совершенно новые измерения, которые могут привести к распространению конфликта на весь кавказский регион.
Все эти события были уже пройдены, когда Абхазия с целью вернуть часть земель Кодорского ущелья, захваченными грузинскими вооруженными силами в 2006 году, организовала нападения на военные подразделения грузинской армии в этом районе. На этот раз Южная Осетия, молниеносно захваченная грузинскими подразделениями, обратилась к России за помощью восстановить конституционный порядок. Однако этот конфликт, начавшийся с обращения восстановить 'порядок' обратился тем самым в войну между Грузией-Южной Осетией-Абхазией-Россией.
Президент Грузии Михаил Саакашвили объявил в стране режим 'военного положения', подписав соответствующий документ, который на следующий день был ратифицирован Парламентом Грузии. Российский Генеральный Штаб настойчиво сообщал о том, речь не идет о том, чтобы объявлять военное положение, а задача состоит в том, чтобы защитить своих граждан в проблемном регионе. Грузия же оказалась в положении, когда она с одной стороны объявила о переходе страны на военное положение, а с другой, была вынуждена просить прекращения огня и перемирия.
Во всяком случае 08 августа 2008 года не была выбрана случайно, как дата для развязывания войны, так как весь мир в это время был занят началом Пекинской Олимпиады. Российский премьер-министр Путин и другие мировые лидеры находились также в Пекине.
После того, как в 2003 году к власти в Грузии в результате 'революции роз' пришел Саакашвили, первым его обещанием грузинскому народу было сохранение территориальной целостности Грузии. После того, как Грузия обрела независимость от Советского Союза, в ее состав входили три автономные республики, две из которых, Южная Осетия и Абхазия, добились своей независимости от Грузии. Третья республика - Аджария - осталась вне зоны конфликта. Однако на нее сильное влияние оказывает Турция, которая выступает в качестве гаранта автономного статуса республики. Турция никогда не ставила на повестку дня свое привилегированное положение по отношению к гражданам Аджарии. Саакашвили же первым делом начал именно с этой республики. После того, как президент Аджарии Аслан Абашидзе был изгнан из Аджарии в Москву, республика потеряла свой привилегированный статус. Население Аджарии, большинство которого составляли мусульмане, стало вытесняться частично христианами, а на государственный флаг республики был добавлен новый символ - крест.
Сейчас же очередь дошла до второй слабой республики - Южной Осетии, которую Грузия пытается себе вернуть. Однако с такой позицией в корне не согласна Россия. Российская Федерация уже долгое время готовилась к такому повороту событий, так как большинство населения Южной Осетии составляют граждане России. В этом регионе присутствуют российские миротворцы, на объекты размещения которых грузинскими военными периодически наносятся точечные удары. Сейчас Россия действует двумя путями: с одной стороны, при помощи своих миротворческих сил и военных подразделений она пытается отодвинуть грузинских военных от Южной Осетии, а с другой, пытается уничтожить промышленную и военную инфраструктуру грузинских войск. Кроме того, Россия вводит эмбарго на некоторые виды деятельности (почтовые, авиаперевозки) с Грузией и продолжает обдумывать варианты усиления санкций в отношении Грузии. Резкое вмешательство российских военных в конфликт послужило причиной того, что Саакашвили попросил временного перемирия. Такой шаг можно охарактеризовать как 'шаг назад'. Так как в случае, если события будут развиваться по такому сценарию, Южная Осетия и Абхазия смогут полностью оторваться от Грузии. Кроме того, представляется проблематичным, что после произошедшего Грузия сможет вернуть Абхазию и Южную Осетию мирным путем.
Таким образом, начавшийся между Южной Осетией и Грузией военный конфликт, в который уже вмешались Россия и Абхазия, постепенно расширяется и приобретает уже совершенно другой оттенок, который необходимо охарактеризовать с точки зрения разных региональных сил.
С точки зрения США, НАТО, ЕС:
США, Европейский Союз и страны НАТО выступают за защиту территориальной целостности Грузии, или хотя бы выступают с намеками на эту защиту. Другие же страны, например как Дания, решительно выступают против действий России, однако в целом, страны ЕС и ОБСЕ не могут дать совершенно точную оценку происходящим событиям. Здесь, прежде всего, на первый план выходит энергетическая политика России, которая угрожает интересам многих европейских стран, и это оставляет на втором плане все усилия и миротворческую деятельность России.
Военный действия Грузии в отношении Южной Осетии остались практически не освещенными на Западе (США, ЕС и другие страны) и это, на наш взгляд, представляется нелогичным и неразумным шагом. Со всем непонятным обстоятельством можно считать уверенность Грузии в том, что Россия останется в стороне от конфликта. Возникает вопрос: А задумывалась ли действительно Грузия о возможной войне с Россией? Как бы то ни было, Грузия своими действиями приняла сторону войны, и втянула в нее Россию.
Какие же стратегические цели преследовала Грузия? В общем, их можно охарактеризовать следующим образом:
Придать России на международной арене имидж 'государства агрессора'
Понимая всю сложность самостоятельно сражаться с Россией, привлечь на свою сторону страны НАТО и США
Ускорить процесс вступления Грузии в НАТО
Наложить отрицательный отпечаток на начало Олимпийских игр в Китае - главного соперника Соединенных Штатов
Отодвинуть внимание от исхода выборов в США и направить его в другое русло
Отодвинув российское внимание полностью к решению региональных проблем, Израиль и США могут провести операцию против Ирана
Возможные сценарии и теории развития событий могут со временем увеличиваться. Но самый неясный до сих пор вопрос, это насколько сильно США собираются помогать Грузии. Вплоть до настоящего момента США заявляли лишь о прекращении огня и объявлении перемирия, выводе российских войск и обеспечении территориальной целостности Грузии. Насколько после этого изменится позиция США прольет свет на возможные сценарии развития событий в регионе. С другой стороны, реальная помощь, которую ожидал Саакашвили от США и ЕС, так и не пришла, и это стало причиной появления призывов к перемирию.
Серьезное противостояние, продолжающееся между Россией и Грузией, приводит к дальнейшему осложнению уже существующих в регионе конфликтов. Эти конфликты время от времени возгорались с новой силой, однако до сих пор не имели четких линий и очертаний. Сейчас же важно понять, кого собираются поддерживать в этом столкновении региональные государства?
Точка зрения региональных государств:
Азербайджан, имеющий границу как с Россией, так и с Грузией, выразил поддержку в пользу территориальной целостности Грузии, тем самым дал понять, что поддерживает на дипломатическом уровне вторжение Грузии в Южную Осетию. Для того, чтобы понять позицию Азербайджана в этом вопросе, следует посмотреть на ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, в которой Азербайджан предъявляет претензии Армении и обвиняет ее оккупации этой территории. В этом вопросе Грузия поддерживает Азербайджан, поэтому и в вопросе Южной Осетии Азербайджан поддерживает Грузию. Если Азербайджану не удастся в среднесрочной перспективе и мирным путем заполучить Нагорный Карабах, то в этом случае следует ожидать военное решения этой проблемы. По этому вопросу существуют довольно четкие заявления как президента Азербайджана Ильхама Алиева, так и министра обороны Азербайджана Сафара Абиева.
Армения в противостоянии Грузии и России находится полностью на стороне Российской Федерации, и даже предлагает нанести удар со своей территории, где располагаются российские самолеты, по грузинской военной базе в Вазиана и Марнаули, которая модернизируется силами стран НАТО и США. Кроме того, Казахстан также склоняется на сторону Российской Федерации.
Польша, Украина и прибалтийские государства полностью заняли прогрузинскую позицию. Из этих стран Украина, имеющая достаточно проблем с Россией, обозначила, что готова предоставить любую помощь Грузии, кроме вооружения. Польша, следуя в русле стран ЕС и НАТО, выступает против позиции России в этом вопросе и усиливает дипломатический ресурс для того, чтобы защитить Грузию. Таким образом отчетливо представляется, что большинство этих региональных государств, в прошлом имевших проблемы в выстраивании отношений с Россией, находятся на стороне Грузии.
С точки зрения Турции:
Нельзя не сказать и о роли Турции и ее позиции по этому вопросу, исходя из того, что страна занимает одно из ключевых мест в регионе. Турция выступает за территориальную целостность Грузии по причине наличия на своей территории подобной проблемы. С другой стороны, она пытается не нанести ущерб российско-турецким отношениям, получившим ощутимый импульс к развитию в последнее время. Известно, что Турция принимает участие в модернизации грузинских войск, их техническом переоснащении, и даже в случае необходимости готова предоставить свой воздушный коридор. В российской прессе, Турция стоит в списке стран, осуществляющих помощь Грузии, на одном из первых мест.
Другой причиной привязанности Турции к Грузии является то, что Турция для Грузии представляет собой трансферный коридор. Именно по территории Турции проходят транспортные и трубопроводные сети. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), газовый трубопровод Шахдениз-Эрзурум, железнодорожная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Эти стратегические линии представляют жизненно-важный для Турции интерес, поэтому турецкие опасения вокруг этого конфликта увеличиваются.
В тени этого конфликта кроются множество государств, поэтому мы не можем рассматривать этот вопрос как только грузино-югоосетинское противостояние. Россия находится прямо в эпицентре конфликта. Турция, имея стратегические отношения с Грузией, естественным образом поддерживает Грузию. Кроме этого, Турция всецело выступает за территориальную целостность Грузии. С другой стороны народы Северного Кавказа поддерживают Южную Осетию. На территории Турции находится серьезная кавказская диаспора.
Естественно, что представители этой диаспоры будут находиться на стороне южноосетинцев. Россию и Турцию связывают очень хорошие отношения, стремящиеся перерасти на уровень многопланового партнерства. В этой связи, не стоит ожидать, что Турция будет оказывать поддержку какой-либо из противоборствующих сторон.
Турция зарекомендовала себя в качестве посредника в вопросе решения ближневосточного вопроса. Грузии не достаточно просто захватить Южную Осетию, ей необходимо ее удержать в своих руках. А сделать это будет очень сложно, особенно после того, как в конфликт вмешалась Россия и народы Северного Кавказа. В тоже время Грузия требует от Турции помощи. В этой связи Турции необходимо быть очень аккуратной в поиске решения этого конфликта, и необходимо работать в рамках ООН, а вне стен ООН содействовать только лишь в качестве посредника для проведения мирных переговоров. Других каких-либо действий Турции предпринимать не стоит.
Если опасность нанесения ущерба транспортным и энергетическим объектам, представляющих интерес для Турции? По мнению министерства энергетики - нет. Однако по мере того, как бомбардировке подверглись морской порт Поти, военная база Вазиани и другие объекты, находящиеся на территории Грузии, говорить о том, что бомбы не доберутся до трубопровода БТД разжигают споры в турецком обществе. Не следует забывать о том, что проживающие в конфликтном районе армянские граждане могут нанести ущерб энергетическим сетям Турции.
Синан Оган - председатель ТЮРКСАМ (центр стратегических исследований и оценок), известнейший в Турции политолог, исследователь проблем России и постсоветских государств
Перевод: Александр Бакустин
* * * * * * *
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
____________________________________
Сойдет ли это с рук России? ("The New York Times", США)
Если Западу придется выбирать между Москвой и Тбилиси... ("Le Monde", Франция)
Западу стоило бы держаться подальше ("The Guardian", Великобритания)
Российская война амбиций ("The New York Times", США)
Грузия: мы избежали второго Сараево ("The Times", Великобритания)