Цены на углеводороды до небес, растущая инфляция, а теперь еще и война в Грузии угрожают кошелькам потребителей. Об этом мы говорим с самым известным из анатиликов Financial Times Мартином Вольфом (Martin Wolf), который связывает свои стратегические сценарии и ежедневные переживания простых потребителей.
- Война, по Вашему мнению, будет способствовать росту цен на нефть и газ?
- Есть возможность немедленного эффекта на психологическом уровне: рост неуверенности рынков как следствие приведет к увеличению стоимости барреля нефти в ближайшее время.
- А в действительности?
- В случае если США будут вынуждены урезать импорт сырой нефти и газа, это может привести к очень серьезному кризису в отношениях. Он даст мощный толчок ценам, нанося травматический удар по кошелькам потребителей.
- Вы считаете такой сценарий возможным?
- Не думаю, в случае, если отвод грузинских войск из Осетии положит конец войне и не произойдет эскалации конфликта. Если он закончится быстро, то удар, нанесенный кризисом в Грузии по ценам на топливо, останется ограниченным.
- Существует ли иной сценарий событий?
- Есть три вероятных сценария, весьма тревожных, но не сиюминутных. Первый - это жесткий ответ западных дипломатий. Второй - это распространение конфликта, целью которого будет смена правительства Грузии. Третья гипотеза заключается в том, что Россия спровоцирует отделение Осетии, а это ускорит вступление Грузии в НАТО. Следствием чего станут российские контраргументы в виде роста цен на энергоносители.
- А как, по Вашему мнению, отреагируют на это финансовые рынки?
- В конце прошлой недели мы стали свидетелями возврата доверия к доллару: и эта тенденция могла бы сохраниться. Тем не менее, сейчас речь идет о шоковой ситуации на рынке, связанной с одним из важнейших стратегических регионов.
- В отличие от других обозревателей, Вы утверждаете, что причины, вызвавшие российскую агрессию, мало связаны с нефтью.
- Да, это причины политико-стратегические. Желание наказать Запад за Косово. Решимость установить власть Москвы в ее исторических имперских границах. Жесткий сигнал НАТО не подходить слишком близко к ее домашним границам.
- Такие итальянские нефтяные компании как Eni имеют тесные деловые связи с российским энергетическим гигантом 'Газпром'. Этим отношениям что-либо угрожает?
- Отношение Москвы к нефтяным компаниям зависит от отношений с правительствами. Британское и американское правительство считаются недружественными. Вот у Shell и BР в России большие проблемы. Напротив, отношения с такими 'дружественными' правительствами, как итальянское, останутся хорошими. Только в случае изменения отношения премьера Берлускони к другу Путину, что я считаю невероятным. С этой точки зрения итальянские потребители могут быть достаточно спокойны.
- Сейчас, когда новости из России и Китая вышли на первые полосы всех СМИ, как Вы можете сравнить олимпийский Китай и Россию с ее танками?
- Это две страны антипода, два мира. Россия - страна-рантье, живущая за счет ренты от продажи полезных ископаемых, неспособная создать конкурентоспособную экономику и привлечь зарубежные инвестиции. Парадоксально, но только шок от снижения цен на энергоресурсы сможет спасти ее от упадка, запустив процессы реформ, в ином случае непредставимых.
- А Китай?
- Он тоже далек от истинной демократии. Но он смог создать механизмы роста экономики. Для их развития ему жизненно необходимы открытые рынки, мирная обстановка внутри страны и добрососедство с другими странами.
Перевод: Елена Коваленко
* * * * * * *
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
_____________________________________________
Это история не российской агрессии, а американской экспансии ("The Guardian", Великобритания)
Удар России демонстрирует силу трубопровода ("The Washington Post", США)
Китай и Россия устроили себе 'смотрины' ("The Washington Post", США)