Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель leone, за что мы ей крайне признательны
____________________________________
В течение нескольких лет я работал, финансируя нефтегазовые проекты в России и на Каспии; в частности я содействовал финансированию трубопровода BTC, который идет из Азербайджана до Турции через Грузию (я написал об этом на DailyKos 3 года назад). Нефтяные компании не нуждаются в деньгах: то, что они хотят для других сторон, это как банки, разделить политические риски, связанные с их проектами. Что означает, в свою очередь, что работа банкира, финансирующего проекты, состоит в том, чтобы понять их политические риски. И весьма очевидно, что отношения между Россией и странами Кавказа, включая Грузию, были в основе моей работы. Но если вы думаете, что я - только "неуклюжий европейский апологет советских злодеяний", не стесняйтесь идти дальше и игнорировать этот дневник.
В качестве дополнительной преамбулы: когда я говорю, что у Запада нет больше морального права в этом конфликте, это не означает, что у России моральное право есть, или, что я люблю Путина, это означает, что у Запада нет никакого морального права вообще; когда я насмехаюсь над требованиями Запада о правах человека и демократии, это не означает, что я думаю, что Россия - защитник прав человека и демократии, просто у нас нет никакого морального права в этом вопросе вообще.
Чтобы подкрепить мои заявления, я предлагаю несколько фактов о Грузии, сегодняшнем поведении ее президента, России и Вашингтона:
- Во-первых, давайте будем честны: есть две причины, по которым мы только заботимся о Грузии - нефтепроводы, которые проходят через ее территорию, и возможность, которую это обеспечивает, чтобы управлять агрессивной политикой по отношению к России.
- Во-вторых, также давайте быть предельно откровенными: этот конфликт не неожиданность. Это - прямое следствие нашей политики, в особенности, относительно Косово. Я даже пошел бы дальше и сказал, что к этому конфликт подстрекали некоторые неоконсерваторы в Вашингтоне.
- В-третьих, наши требования с позиции морального превосходства полностью смешны и должны усиленно пресекаться. Речь идет не о борьбе демократии против диктатуры, отважных приверженцах свободы против злобных угнетателей, а об отвратительной ссоре между властолюбивыми коррумпированными фигурантами с обеих сторон. Факт, что это превращено в подобный 'холодная войне' конфликт между добром и злом, является внутренней политической игрой некоторых деятелей в Вашингтоне, чтобы укрепить их власть и проводить определенную политику, которая имеет мало общего с Россией или Грузией. Это должно быть понято.
Нефть
ОК, сначала нефтяной подход. У Грузии нет нефти, но это - страна транзита. Это ценно, потому что это обеспечивает единственный выход для каспийской нефти и природного газа, которые не идут через Россию или Иран. И после 15-летнего перетягивания каната, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан был открыт два года назад: он пропускает примерно 1 миллион баррелей в день с месторождений Азери, которыми управляет BP, к средиземноморскому побережью Турции через Грузию. Это - более чем 1% мирового производства, и это полностью контролируется западными нефтяными гигантами. Есть также газопровод поменьше, который следует тем же самым маршрутом и прокачивает несколько меньшие объемы газа от Азербайджана до Турции. Эти трубопроводы были в основе отношений между Грузией и США все прошедшие 15 лет, но, достаточно странно, что они играли очень маленькую роль в текущем кризисе. Фактически, трубопровод BTC отключался в течение прошлых нескольких дней, не из-за событий в Грузии (которые происходят на севере страны, тогда как трубопроводы проходят южнее), но из-за атаки в Турции Курдской Рабочей Партии (PKK) с применением взрывных устройств, произошедшей прежде, чем конфликт начался.
Причина, по которой текущий конфликт не касается нефти, состоит в том, что теперь, когда трубопровод построен, та игра, в действительности, закончена. Теперь единственная вещь, которая может остановить нефтяной поток, кроме локальных нападений (как то, что было проведено курдами, и которые, как ожидалось, были полностью исключены постройкой нефтепровода по маршруту, который обходит курдской территории), это фактическое вторжение России на территорию всей Грузии и физическое взятие трубопровода под свой контроль. Но это были бы прямые военные действия не только против Грузии, но также и против США. Потому что, как часть процесса по прокладке трубопровода, Грузия пригласила американских военных открыть базу на ее территории рядом с нефтепроводом. Поэтому атака России на нефтепровод стала бы атакой на США. Но нужно отметить важную вещь - то, что эта база была основана не сегодняшним грузинским правительством, а его предшественником, Шеварднадзе, предыдущим президентом Грузии (и, если вы помните Советский Союз - министром иностранных дел в 80-х), который был отстранен от власти командой Саакашвили во время 'революции роз' несколько лет назад. Чуть больше об этом скажем ниже.
Та база была задумана как защитная оборонная жертва, уступка с целью получить преимущество в дальнейшем, и была относительно маленькой. Действительно, в Грузии, все еще имевшей на своей территории российские базы, иметь что-нибудь побольше - было бы... интересным. Вот то, что происходит сегодня.
Но прежде, чем мы окунемся во внутреннюю политику Грузии, нужно отметить в этом пункте то, что нефть, которая заинтересовала Запад, в заботе о Грузии больше не могла быть причиной конфликта сама по себе.
Цветная революция и "демократия"
Что изменилось в последние несколько лет: в ряде прежних советских республик были "цветные революции", начатые в Украине ('оранжевая революция') и продолжившиеся в Грузии ('революция роз'). Они часто глубоко неправильно понимались, и были упрощенно превращены в виде "храбрых демократов, борющихся за то, чтобы сбросить удавку, наброшенную злым Путиным на их страну", рассказ, который, так удобно сделал острее чрезвычайно агрессивную политику Вашингтона против Москвы.
Путин больше не был тем союзником, с которым можно сработаться, он был воплощением зла. Имеет ли это какое-либо отношение к факту, что он препятствовал тому, чтобы ЮКОС слился с американским нефтяным гигантом или заблокировал постройку нефтепровода и экспортного терминала в Мурманске, который не управлялся бы принадлежащей государству трубопроводной монополией, мы никогда не узнаем. Но факт остается фактом, устойчивая политика окружения России, прием бывших стран Варшавского договора в НАТО, а затем и бывших советских республик, и создание там крупных военных баз, продолжалась и ускорялась, несмотря на более ранние обещания России, не делать этого. И риторика об "энергетическом оружии России" внезапно стала пронзительной в 2006 году, поскольку Великобритания, преданный декоративный пудель неоконсерваторов, внезапно поняла, что больше не имеет достаточного количества газа, и должна найти виновного в этой ситуации, вместо того, чтобы дать рынку продиктовать свои условия.
Теперь, давайте согласимся кое с чем: Россия Путина - не совсем демократия. Но она не была ей и в 1999-2004 гг., время, когда рассуждения о движении России к авторитаризму были скорее приглушены (это могло быть связано с фактом, что ее нефтяной сектор был тогда почти полностью открыт для иностранных инвестиций?) Мое раскрытие лицемерия в рассуждениях о России в западных кругах не является попыткой выставить Россию идеалом, а предположением, что право рассуждать о демократии принадлежит не нам. И люди, которые обвиняют меня в том, что я слишком пророссийский, кажется, настойчиво пропускают это мимо ушей.
'Революция роз', которая привела Саакашвили к власти в 2003 году, конечно, приветствовалась (предыдущий режим был ужасно коррумпирован), но и у этой власти были свои собственные проблемы, и на новых выборах, превращенных в довольно антидемократические, чтобы избежать поражения. Разжигание националистического огня было испытанным способом попытаться обеспечить себе поддержку, и различные кризисы с Россией и суррогатами России помогли режиму поддержать свою власть в силе все более и более неприятными способами.
Это не останавливало представителей Белого дома, чтобы хвалить Саакашвили как великого демократа и поддерживать его против воображаемых заговоров его соседей и отколовшихся республик. Факт, что ему предоставили регулярную редакционную колонку на открытых страницах WSJ (рядом с другим полезным антироссийским идиотом, Гарри Каспаровым), чтобы болтать о том, как Европа трусливо предавала демократию и права человека, не противостояла России в предоставлении Грузии членства в НАТО, должен быть подсказкой. Этот человек - только инструмент подстрекающих к войне неоконов, склонный цепляться за власть чего бы это не стоило. Россия явно заявила, что, включение таких стран как Украина и Грузия, давних частей ее империи, в НАТО, был бы воспринят как агрессивный акт. Разве это такая уж нерациональная позиция? (Я подразумеваю, взгляд на американскую политику по отношению к Кубе...). И все же США продавливают свою позицию, несмотря на явные предупреждения. Кто является провокатором и требует конфликта - те, кто продвигают вооруженные силы на границы России, или те, кто говорят, что они рассматривают эту угрозу и будут реагировать, если это продолжится?
Косово и территориальная целостность
Что раздражает все более, так то, что это происходит в контексте, когда двойные стандарты Запада не были самыми шаткими. Мы говорим о территориальной целостности Грузии после явного игнорирования Сербии, продвигая Косово к независимости (то, что у этого будут непосредственные, очевидные последствия в Грузии, давно было замечено наблюдателями, не ослепленными риторикой Вашингтона). Мы говорим о дипломатии и международном праве после бомбардировок и вторжения в Ирак. Мы говорим о правах человека и демократии после того, как сотни тысяч жителей Ирака были убиты, миллионы являются беженцами, и после того, как правительство сделало пытки своей официальной политикой. (Если вы думаете, что это антиамериканизм, позвольте мне снова заметить, что я полагаю, что Европа полностью в этом замешана: мы разрешали или поощряли операции на нашей территории, мы никогда не возражали американской политике и вообще поддерживали войну с террором, если не практике, то в теории. Наши лидеры вообще счастливы участвовать в "покрывании " этой политики, поддерживая великие требования о мире, права человека и т.п., как будто у них есть больше морального права. Они любят быть замеченными в Вашингтоне или рядом с США на международной арене. Саркози и Берлускони кажутся в своей весовой категории еще большими стервятниками, чем Буш.
Не имеет значения, что делает Россия. У нас нет морального права, чтобы говорить о демократии, правах человека, территориальной целостности, мире, дипломатии и т.п., потому что мы полностью разгромили эти понятия в последние несколько лет.
Так, на вопрос относительно того, в чем состоят наши реальные намерения, мы скрываемся позади этих великих слов, но этот вопрос ДОЛЖЕН быть задан. Тот же самый вопрос нужно задать России, или любому другому игроку. Мы видим Россию, жестко играющую силовую игру в политике, но мы должны видеть и нашу сторону, делающую то же самое...
Мы столь же властолюбивы и безжалостны как русские - и вероятно немного более опрометчивы и высокомерны в последнее время. Это высказывание не делает меня российским апологетом, только взволнованным свидетелем.
____________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - leone
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей
____________________________________________
Россия - злодейка? Кого пытается одурачить Запад? ("The Independent", Великобритания)
Мы все еще ведем 'холодную войну' ("The Independent", Великобритания)
Обманчивая аналогия с 'холодной войной' ("Le Monde", Франция)