8 августа в день открытия Олимпийских игр между Россией и Грузией начался вооруженный конфликт из-за Южной Осетии, который быстро перерос с широкомасштабные военные действия. Хотя информация об этой войне до сих пор очень противоречива, некоторые главные выводы уже можно сделать.
Взаимный обстрел грузинские и югоосетинские силы на границе между сторонами начали еще 1 августа. Через несколько дней грузины и югоосетины договорились о возобновлении перемирия, однако в ночь с 7 на 8 августа (ровно в полночь) Грузия объявила о восстановлении конституционного порядка в мятежной республике и начала массированный артиллерийский обстрел, за которым последовало вторжение грузинской армии в Южную Осетию. Как всегда бывает в таких случаях, обе стороны обвиняют друг друга в провоцировании военных действий: Грузия утверждает, что Южная Осетия использовала перемирие, чтобы завезти большое количество оружия из России, в свою очередь, противная сторона считает, что Тбилиси предательски нарушил условия перемирия.
Тем временем, грузинская армия полностью заняла территорию Южной Осетии, включая столицу Цхинвали, и уже собиралась сообщить о полной победе над сепаратистами, когда к военным действиям подключились Вооруженные силы России, радикально изменив распределение сил.
'Операция по принуждению к миру'
Россия объявила об отправке дополнительных сил в помощь размещенным в регионе миротворцам (последние, численность которых 2500 человек, ранее вступили в бой с грузинскими войсками). Поскольку 90% жителей Южной Осетии граждане России, и в результате артиллерийского обстрела со стороны Грузии погибло много гражданских жителей, президент России Дмитрий Медведев отдал приказ об отправке дополнительных сил в Южную Осетию, заявив, что этим решением защищаются 'честь и достоинство граждан России'. Официально российская сторона нахождение своих войск на территории Грузии назвала 'операцией по принуждению к миру'.
Справедливое наказание и принуждение к миру вначале выразилось в изгнании грузинских войск из Южной Осетии. Хотя эксперты считали грузинскую армию одной из самых хорошо вооруженных и обученных на территории бывшего СССР, она не смогла устоять перед российской военной машиной, имевшей к тому же абсолютное превосходство в воздухе. Вскоре российская авиация усердно бомбила военную инфраструктуру Грузии, в особенности налеты совершались на город Гори. 11 августа российская армия прорвалась вглубь территории Грузии. Вдобавок ситуацией воспользовался другой сепаратистский регион республики - Абхазия, вооруженные силы которой заняли Кодорское ущелье, или так называемую Верхнюю Абхазию.
Тем временем, 12 августа президент России Дмитрий Медведев объявил о прекращении боевых действий, а затем благодаря усилиям президента председательствующей в Европейском союзе Франции Николя Саркози обе стороны согласились с мирным планом. План состоит из шести пунктов и предусматривает безоговорочное прекращение огня; создание гуманитарного коридора для вывоза раненых военных и гражданских жителей с обеих сторон, а также обмен пленными; возвращение грузинских войск на места их постоянной дислокации; отвод российских войск на позиции, которые они занимали до начала конфликта, что означает вывод российской армии с прежде контролировавшейся грузинскими войсками территории; формирование международной миротворческой миссии; выработку международных гарантий для стабильности и безопасности в Абхазии и Южной Осетии. Отметим, что в первоначальном варианте (прежде всего, Саркози согласовал план с Медведевым) последний пункт предусматривал международную дискуссию о будущем статусе Абхазии и Южной Осетии, однако Грузия с согласия Москвы изменила формулировку. Правда, как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, изменение формулировки не имеет существенного значения, поскольку вопросы безопасности Абхазии и Южной Осетии невозможно решать без обсуждения их будущего статуса.
Оружие и информация
В военном смысле исход однозначно ясен - Россия одержала убедительную победу, в большей мере потому, что обученная инструкторами США и Турции грузинская армия больше надеялась на иностранную помощь, а не на собственные силы. По сообщениям западных информационных агентств, передислокация и отступление грузинских войск зачастую походили на бегство, и о том, что грузинские силы не были хотя бы сколько-нибудь организованными, свидетельствует тот факт, что российская армия на занятой территории нашла большое количество в спешке брошенной бронетехники и оружия. (Как говорится в отчете ООН о продаже оружия в 2007 году, страны Балтии также участвовали в вооружении Грузии. Латвия поставила Грузии 188 радиостанций SEM-70 и комплектующие части к ним, а также 7 установок для программирования радиочастот, Эстония - компьютеризированную систему обучения SIM-3C, а Литва - 14 000 автоматов Калашникова).
Интересно, что сценарий российско-грузинского приграничного конфликта был написан еще в 2001 году, когда известный американский писатель Том Кленси участвовал в создании компьютерной игры Ghost Recon. В этой так называемой шутке поддерживающая югоосетинских сепаратистов Россия в августе 2008 года вторгается в Грузию и оккупирует ее территорию. В компьютерной игре на помощь грузинам отправляются солдаты армий США и НАТО, но в реальной жизни Запад ограничился только словесной поддержкой. Слишком важны все-таки поставки российских энергоресурсов и роль Кремля в решении, к примеру, иранского ядерного кризиса. (В Интернете даже появилась версия, что Запад 'променял' Грузию на Иран, что, однако, маловероятно).
В свою очередь, в информационной войне за поддержку международного общественного мнения однозначно победила Грузия. Правда, грузины постоянно распространяли непроверенную информацию, которую позже сами были вынуждены отзывать, но сам факт - вторжение сверхдержавы в маленькое демократическое государство (которое к тому же действовало так же, как прежде сверхдержава в Чечне) - вызвал всеобщее сочувствие. Происходящее в Грузии отражается намного шире, чем события в находящейся под контролем российской армии Южной Осетии. Вполне вероятно, что именно настрой общественности является причиной того, что высказывания западных лидеров становятся все более жесткими и переходят в угрозы, которые могут повлиять на Россию, - исключение этой страны из 'большой восьмерки' и непринятие ее во Всемирную торговую организацию. Многие эксперты считают, что именно из-за этих угроз российская армия приостановила наступление.
Политэкономический фронт
Есть подозрения, что президент Грузии Михаил Саакашвили, несмотря на провокации противной стороны сам бы не решился на вторжение в Южную Осетию. По всей вероятности, Саакашвили на этот шаг побудили США, пообещав, что не допустят ответного нападения России. Возможно, дипломаты просчитались, возможно, в их распоряжении не было информации о намерениях России, возможно - есть еще какие-то неизвестные широкой общественности факты, однако надежды на то, что Москва ограничится только резкими дипломатическими высказываниями, не оправдались.
Можно только гадать, каковы интересы России, кроме восстановления своего влияния на Кавказе. Их спектр может быть самым широким - начиная с желания заменить проамериканского Саакашвили пророссийским лидером, до минимума сократить военный потенциал Грузии и не допустить вступления этой страны в НАТО и, наконец, установить контроль над маршрутами транзита энергоресурсов, по которым в Европу в обход России поставляются азербайджанские и среднеазиатские нефть и газ.
Как бы там ни было, по крайней мере, большую часть своих планов Кремль реализовал. Инфраструктура грузинской армии разрушена, вера грузин в западных союзников исчезла, на Кавказе снова доминирует Россия, а желание предпринимателей инвестировать в Грузию как государство для транзита нефти и газа резко пошло на спад. Отметим, что через территорию Грузии должен проходить и альтернативный российским поставкам газопровод Nabucco. Так что Кремль убил сразу двух зайцев - и политического, и экономического. По сути, Запад получил шах и мат.
Признают поражение и многие ведущие западные СМИ. Так, британская The Times, представляя свою оценку о победителях и проигравших в конфликте, первым признает премьер-министра России Владимира Путина из-за его активных действий и решительной позиции. На втором месте - президент России Дмитрий Медведев ('объявил о прекращении военных действий еще до прибытия в Москву Николя Саркози, что дало России дипломатические преимущества') и российская армия. В свою очередь, проигравшие - Михаил Саакашвили, грузинский народ и западные правительства, которые 'не смогли помочь потенциальному члену НАТО и проиграли в дипломатической войне'. Аналогичные настроения выражает и ряд других СМИ.
Что будет дальше?
Перспективы на будущее, по крайней мере, для Грузии представляются не блестящими. По всей вероятности, Тбилиси придется расстаться и с Абхазией, которая считает свой целью полную независимость, и с Южной Осетией, руководство которой никогда не скрывало, что хочет объединиться с входящей в состав России Северной Осетией. Все более резкие высказывания президента США Джорджа Буша в адрес России (что усиливает напряженность в отношениях двух сверхдержав) вряд ли спасут территориальную целостность Грузии. Одновременно конфликт в Грузии способствовал продвижению проекта системы ПРО США - Польша заявила о готовности разместить на своей территории элементы этой системы, хотя ранее у Варшавы были определенные претензии. Напряженность между США и Россией может достичь высочайшего уровня со времен холодной войны.
Есть мнение, что Россия под руководством Владимира Путина начала планировать смену внешнеполитического курса еще в 2004 году - в ответ на цветные революции в бывших республиках СССР. В Грузии Кремль нанес первый контрудар вторжению западной демократии, и звучат опасения, что следующей жертвой может стать Украина, где Москва разыграет крымскую карту. По меньшей мере, до тех пор, пока Украина не стала членом НАТО, у России есть все возможности ссылаться на защиту своих соотечественников и граждан, недостатка которых в Крыму нет.
В свою очередь, что касается Латвии, то нам, как стране-члену НАТО, разумеется, агрессия не грозит. Однако из конфликта в Грузии нужно сделать некоторые выводы. Прежде всего, хотелось бы, чтобы у руля государства находился президент, а не олимпийский зоохирург. (В латышском обществе прозвучало недовольство тем, что президент Валдис Затлерс предпочел присутствие на Олимпийских играх в Пекине, а не отправился с 'визитом поддержки' в Тбилиси, как его коллеги из Литвы, Эстонии, Польши и Украины. Вместо Затлерса в Грузию ездил премьер Латвии Иварс Годманис. Затлерс - бывший хирург; по слухам, в свое время о его выдвижении на должность президента представители правящей коалиции договорились во время прогулки в Рижском зоопарке. - Прим. переводчика). Конфликт так же наглядно продемонстрировал, что чрезмерное доверие хорошим западным друзьям ни к чему хорошему не приводит. В действительности у западных друзей нет друзей, а есть только интересы.
* * * * * * *
Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
_________________________________________
Россия перешла на темную сторону ("The Washington Post", США)
Кто бы ни стал врагом России, тот автоматически становится союзником Латвии ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)
Русский бунт ("Spiegel", Германия)