В конфликте на Кавказе речь идет о нефти и газе. Энергетический гигант 'Газпром' замахивается на мировые запасы. Смотрит ли Запад в трубу?
Несколько демонстрантов, собравшихся около российского посольства, пытаются с помощью громкоговорителя привлечь к себе внимание. Почти 100 проживающих в Германии грузин приехали на прошлой неделе в Берлин, чтобы устроить демонстрацию протеста против войны на Кавказе. Перед усердно фотографирующими туристами и профессиональными фотографами демонстранты держали самодельные плакаты с надписью: 'Ваш российский газ пахнет грузинской кровью'.
Упрек в том, что конфликт на Кавказе является войной за сырьевые ресурсы, разделяют многие эксперты. 'Грузия является важнейшей транзитной страной для поставок нефти и газа', - подчеркнул Алексей Хайтун, руководитель Центра энергетической политики Института Европы РАН. 'Для премьер-министра России Владимира Путина невыносимым является представление о том, что Грузия тесно сотрудничает в США. Он хочет сохранить над Грузией свое влияние'.
И это касается не только Грузии. Кремль при поддержке 'Газпрома', российского государственного монополиста, скупает по всему миру газовые резервы, и тем самым повышает зависимость от себя своих клиентов - в первую очередь европейцев. 40% газового импорта Евросоюз сегодня получает из огромной восточной империи. Поэтому Запад лихорадочно ищет новые страны-поставщики и дополнительные возможности для маневра, чтобы не быть беспомощно отданным на произвол ценового диктата и настроения русских. Один из важнейших инструментов - строительство запланированного газопровода Nabucco. Здесь сразу две проблемы: новый мега-трубопровод должен пройти через кризисный регион Грузию - кроме того, альтернативным проектом 'Южный поток' 'Газпром' пытается в зародыше задушить мягкие попытки европейцев получить независимость.
Европейцы предупреждены. Поскольку уже дважды русские использование свое оружие 'Э' (энергетическое оружие) и перекрывали газ соседним странам. Сначала это была Украина, затем Белоруссия. Даже если поставки были приостановлены ненадолго, доверие к российской надежности на Западе сильно пошатнулось. 'Русские делают все, чтобы создать газовую монополию, - предупреждает Алексей Хайтун. - При этом для Кремля речь в меньшей степени идет о достижении экономических целей, чем о политической власти'.
Запад срочно нуждается в газе. Настоящей альтернативы 'летучему' горючему не существует. Уголь слишком грязный, ядерная энергетика в политическом плане (по крайней мере, в Германии) еще не имеет полной поддержки, а возобновляемая энергетика не покрывает существующую потребность. Уже в 2020 году, согласно исследованию, проведенному компанией A.T. Kearney, Европа будет на четверть больше сжигать газа, чем это было в 2005 году. Но едва ли тогда будет использоваться газ из отечественных месторождений: газ будет поступать или из Норвегии или Британии. К этому времени добыча в этих регионы упадет на целых 40%. Следовательно, должен расти импорт - из России или Африки, с Ближнего или Среднего Востока.
По этой причине бывшее федеральное правительство Германии запустило в 2005 году пользующийся дурной славой проект Nord Stream. Благодаря любимому проекту Герхарда Шредера сибирский газ из российского Выборга с 2012 года должен поступать в Грайфсвальд. Почти 30 миллиардов кубометров газа могли бы обогреть европейские квартиры и сжигаться на тепловых станциях, превращаясь в электроэнергию, позже объем поставок увеличится вдвое. Однако проект затормозился и не укладывается в ранее установленные временные рамки. Кроме того, он ни на шаг не приближает европейцев к их цели - стать более независимыми от российского газа.
Тем интереснее теперь становятся другие богатые сырьем страны. Такие государства как Туркменистан, Азербайджан или Казахстан. Теперь в России это тоже отметили: своими действиями в Грузии Москва хочет дать потенциальным конкурентам на мировом рынке ясный предупредительный сигнал. Им следуют три раза подумать, проворачивать ли в обход России энергетические дела с Западом.
К тому же Путин & Co. привлекают другие государства большими деньгами. Так, глава Газпрома Алексей Миллер недавно предложил главе ливийского государства Муаммару Каддафи (Muammar al-Gaddafi) продать по мировым рыночным ценам весь нефтяной и газовый экспорт страны. Без скидок на количество. Подобную сделку русские уже заключили с Туркменистаном. Также 'Газпром' начинает действовать и в Иране. Страна обладает вторыми по величине газовыми резервами в мире, которые для европейцев из-за давления США (еще) являются табу.
Поэтому Запад должен что-то придумать. Например, федеральный канцер Ангела Меркель (Angela Merkel) во время своего визита в середине июля в Алжир дала понять, что страна в обмен на нефть и газ могла бы получить современные немецкие военные корабли. Между тем, больше половины резервов газа всего средиземноморского региона сосредоточены в Алжире, который уже сегодня является третьим по величине поставщиком Европы. В июне 'Газпром' открыл там свое представительство, он 'все же еще опережает европейцев', - подчеркнул Александр Рар (Alexander Rahr) из Германского общества внешней политики.
'Газпром', по мнению экспертов по энергетике, многому научился на примере стратегии западных нефтяных концернов в 70-80-х гг.. Матиас Корд (Matthias Cord), представитель фирмы A.T. Kearney, считает: 'Определенно, к целям руководства 'Газпрома' относится желание защитить рынки, но подобное встречается также и в крупных концернах других отраслей'. Политолог Рар добавляет, что европейцы просто поздно оказались во многих местах. Энергетическое соревнование между Западом и Востоком напоминает 'Сказку про зайца и ежа', при этом европейцы берут на себя роль постоянно атакующего, но в конечном итоге терпящего неудачу игрока: 'к тому же у русских в общении с диктаторами явно гораздо меньше сдерживающих факторов, чем, например, у немецкого канцлера'.
Дуэль между Востоком и Западом никогда не проявлялась настолько ясно, как во время показательного проекта Евросоюза Nabucco. Название оперы Верди украшает гигантский трубопроводный проект, который тянется от восточной части Турции через Болгарию и Венгрию в Австрию. Через этот мега-трубопровод когда-нибудь в следующем десятилетии из региона Каспийского моря, Средней Азии и, возможно, даже из Ирана в направление Западной Европы будут поступать миллиарды кубометров газа, но не газ из России. 'Это - не нужно и нежелательно', - объявил как-то с гордостью комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс (Andris Piebalgs).
Свой главный энергетический проект, в котором с недавних пор также участвует энергетический концерн из Эссена RWE, Евросоюз собирается активно поддерживать кредитами. Также и США оказывают большую поддержку Nabucco. Только Москва - по вполне понятным причинам - всеми средствами торпедирует запланированное строительство трубопровода и демонстрирует игру мускулами. Государственный концерн 'Газпром' заключает договоры о поставках с все большим числом новых стран из региона Каспийского моря и планирует совместно с итальянским энергетическим концерном ENI собственный трубопровод, который носит имя 'Южный поток'.
'Естественно, можно построить два, три или пять трубопроводов, - недавно издевательски заметил Владимир Путин. - Вопрос лишь в том: что по ним потечет?' Сомнения высказывает также глава концерна E.ON-Ruhrgas Бернхард Ройтерсберг (Bernhard Reutersberg): будет ли у конкурента RWE для проекта Nabucco вообще достаточно газа. Менеджер концерна RWE Штефан Юдиш (Stefan Judisch), напротив, обнадеживает: 'Я уверен, что мы будем получать достаточно газа. В каспийском и арабском регионах находятся резервы, которые суммарно почти вдвое превышают российские'. Юдиш к тому же считает, что не русские, а китайцы являются самым большим конкурентом в гонке за энергетические резервы.
Глава Ruhrgas Ройтерсберг также предупреждает от истерии в отношении русских и ссылается на конкретные цифры: 'Мы получаем природный газ из шести стран-поставщиков. Около 3/4 наших доходов из западных стран'. Он не видит опасности того, что Россия могла бы взять европейцев в энергетические тиски. 'Теоретически возможно, что русские прижмут к стенке европейцев зависимостью от импорта, - признает также специалист фирмы A.T. Kearney Матиас Корд. - Но я не считаю это правдоподобным. Хотя Западу и нужен 'Газпром', но и 'Газпром' также нуждается в Западе'. Без высоких доходов от энергетических сделок с Германией, Францией или Италией концерн не сможет найти достаточно инвестиций для разработки новых месторождений и строительства новых транспортных путей.
Более недоверчиво, чем их западные коллеги, в этой связи высказываются российские эксперты по энергетике. 'Пока энергетические концерны будут контролироваться государством, нефть и газ будет использоваться в качестве политического оружия', - предупреждает Запад бывший советник президента Андрей Илларионов. В конце концов, Владимир Путин уже в мае 2006 года в завершении саммита ЕС-Россия, на котором обсуждался вопрос об энергетических поставках в Европу, отметил, что с нефтью и газом обращаются также как со сладостями. 'Можно легко это понять, если вспомнить о детстве, - сказал тогда бывший российский Президент и нынешний премьер. - Представь себе, ты идешь во двор, держись в руке конфету, и тут тебе кто-то говорит: дай сюда конфету. Ты держишь ее крепко в руке и говоришь: что я за это получу? То же самое мы хотим узнать у Европы. Что мы получим от вас за наш газ и нашу нефть?'
* * * * *
Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
___________________________________________
Нефтяной привкус российско-грузинской войны ("proUA.com", Украина)
Удар России демонстрирует силу трубопровода ("The Washington Post", США)
Россия обходит ЕС с фланга по трубе ("The Wall Street Journal", США)
Куда "Газпром", туда и Россия ("The New York Times", США)