Если до грузинского кризиса на фоне кризиса государственного бюджета казалось довольно сомнительным, что правительство устоит, то сейчас все изменилось.
В связи с грузинским кризисом из эстонских СМИ волшебным образом пропали новости о спорах в связи с урезанием бюджета. Конфликты в правительстве, где министр юстиции Рейн Ланг пригрозил из-за нехватки денег уволить полсотни работников, а министр внутренних дел Юри Пихл - сократить часть работников полиции, заменились сообщениями о куда более значимом конфликте в Грузии. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Грузинское несчастье пошло на пользу и Юри Пихлу, отвечающему за внутреннюю безопасность страны (социал-демократ), и отвечающему за вооруженные силы Яаку Аавиксоо (Союз Отечества и Res Publica). Конечно, однопартийцы премьер-министра прекратят требовать от них урезания бюджета в том же объеме, что и до грузинского кризиса. С увеличением расходов на внутреннюю безопасность и оборону государства молча смирятся не только реформисты, но и крупнейшая (и, по большей части, единственная весомая) оппозиционная сила - Партия центристов.
'Финский подход' против 'маккейнизации'
В общем, во внутренней политике заметна такая же ситуация, как и после апрельских событий 2007 года: создается поляризация по национальному признаку, т.е. 'эстонские' партии (реформисты, социалисты и представители Союза Отечества и Res Publica) против 'русской' партии (центристы). Эти настроения углубляются настроением, царящим в эстонских СМИ - хорошие грузины против плохих русских. Разумеется, правящие политические силы используют сложившуюся ситуацию в политической риторике.
В глобально-политическом смысле выиграет от кризиса в Грузии кандидат в президенты США от республиканцев и хороший знакомый Марта Лаара Джон Маккейн. Он остро противопоставляет себя России и говорит об опасности, которую та представляет. Внутренняя и внешняя политика Эстонии, таким образом, будет следовать курсом Маккейна. В то время когда СМИ говорят о 'финском подходе', т.е. о крайне прагматических отношениях Финляндии с Россией, которые порой затмевают даже свободу слова, Эстония как будто 'маккейнизируется'. С Эстонией у Маккейна давние теплые отношения - еще будучи сенатором, он впервые посетил Эстонию в 1993 году (см. СПРАВКУ).
Маккейн мог бы только порадоваться политическому направлению, которое Эстония возьмет осенью благодаря конфликту в Грузии. Так, реформист и член Рийгикогу Игорь Грязин говорит, что для внутренней политики Эстонии конфликт в Грузии означает то, что будет увеличен бюджет на оборону. 'Если раньше и я проголосовал бы за урезание бюджета на оборону, то грузинский конфликт изменил мое мнение по этому вопросу', - говорит Грязин.
Он также согласен с мнением, что грузинский кризис заметно укрепил позиции Андруса Ансипа. Грязин считает, что сейчас не время говорить о внутреннем 'ремонте' правящих партий, т.е. о замене Ансипа на другого реформиста, который не играл бы для России роль красной тряпки. В то же время Грязин отказался комментировать слухи, которые витают в политических кулуарах о том, что одного из создателей Партии реформ вице-президента Европейской комиссии Сийма Калласа переманивают обратно в Эстонию, чтобы тот взял бразды правления в правительстве в свои руки. Грязин отметил, что считает, что отставка Ансипа в нынешней ситуации, очевидно, приведет к повышению рисков в связи с безопасностью Эстонии. 'Это было бы крайне опасно', - подчеркнул он, намекнув, что Россия расценит это как сигнал о нашей слабости.
Очевидно, правительственного кризиса не будет
'На фоне всего этого я бы сказал, что осенью не будет никакого правительственного кризиса, потому что без участия и руководства Партии реформ Эстония не справится', - дополнил Грязин. Он предсказывает, что на предстоящем обсуждении госбюджета одним из камней преткновения может стать вопрос сохранения кресел министра по делам народонаселения и региональных министров без портфеля. 'Вся эта тема интеграции была бредом с самого начала, потому что сама идея бредовая, - говорит Грязин, - ETV 2 (русскоязычный государственный телеканал, о создании которого велись споры после апреля 2007 года - прим. авт.) стал очередной статьей траты денег'.
Грязин считает, что вместо интеграции следует говорить о сегрегации, т.е. о неравномерном распределении разных этнических групп и отдалении их по разным причинам друг от друга. На чем еще может сэкономить страна - если не очень хочется экономить на безопасности в свете грузинских событий, а учителей уволить не получится?
'У нас 36 пожизненно заключенных, - говорит Грязин, известный сторонник смертной казни, - каждая казнь принесет в казну 500 тысяч крон в год'.
По мнению депутата от оппозиционной Партии центристов Кадри Симсон (Муст), грузинский кризис оказывает на внутреннюю политику Эстонии такое влияние, что политики практически единодушно выступают против сокращения бюджета на оборону. В том, что депутат знает, о чем говорит, сомневаться не приходится, ведь она - заместитель председателя комиссии Рийгикогу по обороне.
Однако Симсон не уверена в том, что правительство Ансипа останется у власти в предстоящем политическом сезоне. 'Что касается 'ремонта правительства', то об этом не сообщается за полгода, - говорит Симсон. - Урезание бюджета дастся правительству нелегко'. Кадри Симсон также не слишком уверена в том, что популярность правительства существенно возрастет на фоне кризиса в Грузии.
Однопартиец Симсон из Нарвы Михаил Стальнухин характеризует внутриполитическую ситуацию в Эстонии в куда более резких выражениях. Он говорит, что в Эстонии происходит 'грузинизация' и активное воссоздание образа врага во имя того, чтобы правящие партии смогли удержаться у власти. Стальнухин считает, что страна находится в политическом тупике: 'На мой взгляд, положение вещей могут спасти только внеочередные выборы парламента. Предложить их хотя бы на уровне общественной инициативы - это единственное, что еще не сделано центристами в попытках выровнять ситуацию' (подробнее в ИНТЕРВЬЮ).
Лаар требует сохранить расходы на оборону
В то время как Стальнухин пишет эти строки, в канцелярии Марта Лаара пишут нечто совсем иное. В редакцию приходит пресс-релиз: Лаар сообщает, что Эстония должна наращивать силы для ведения информационной войны. Кроме военных действий Россия также начала против Грузии кибер- и информационную войну. 'Сохранение уровня расходов на оборону является для партии Союз Отечества и Res Publica при обсуждении бюджета одной из тех 'красных линий', за которую мы отступить не можем', - предупреждает Лаар.
Возникает лишь один вопрос: откуда взять на это деньги в ситуации, когда правительство экономит даже на школьных обедах?
Также бывший посол Эстонии в России Март Хельме, который больше активно не участвует в политике, говорит, что правительству нелегко будет найти деньги на оборону. Правительство, очевидно, останется у власти - его 'зацементирует' грузинский кризис, считает Хельме, но в то же время возможно, что коалиция начнет жонглировать министерскими портфелями и некоторым министрам придется отправиться в Рийгикогу. Хельме предполагает, что, вероятно, некую кадровую чистку или обновление придется пережить, например, Министерству иностранных дел.
В любом случае, недавние события заставили задуматься, сколько внешних политик существует в Эстонии.
Так, Министерство иностранных дел осудило отправку эстонских офицеров запаса с гуманитарной миссией в Грузию, сообщив, что статус военного может быть трактован как оказание военной помощи. И в то же время к акции положительно отнесся советник президента Грузии Михаила Саакашвили председатель Союза Отечества и Res Publica Март Лаар. На сегодняшний день миссия освещается в СМИ в крайне положительном контексте, в то время как о призыве Министерства иностранных дел не отправлять помощь такого рода забыли. На фоне всего этого ироничными кажутся кадры о встрече министра иностранных дел с эстонской гуманитарной миссией в Грузии.
И снова возникает вопрос: кто же настоящий министр иностранных дел - Урмас Паэт или Март Лаар? Или же Март Лаар, просто исходя из соображений мести, показывает Партии реформ ее место: ведь вопреки ожиданиям при формировании правительства его партия была оставлена без портфеля министра иностранных дел.
ИНТЕРВЬЮ
Михаил Стальнухин: упор будет делаться на грузинизацию Эстонии
- Сколь вероятным и каким именно вы представляете себе осенний 'ремонт' правительства? - ведь перераспределение министерских портфелей может произойти и так, что ни одна из правительственных партий не будет отстранена от власти. Или осуществляется тот же сценарий, что и после апрельских событий 2007 года, когда популярность премьер-министра среди эстоноязычного населения возросла, хотя в этот раз все происходит на фоне 'чужого' конфликта?
- Бюджет идет вразнос и вместе с ним множество экономических, социальных и региональных программ. Возможностей улучшения не видно, и в этой ситуации, учитывая патовую по количественному составу фракций ситуацию в Рийгикогу, которая не дает возможностей маневра парламентским партиям, вероятнее всего, упор будет делаться на грузинизацию Эстонии. Думаю, что в ближайшее время в высшей мере активно начнут поиски внутренних и внешних 'врагов народа', как бы виновных в экономических проблемах. Планируемое повышение зарплат КаПо на фоне сокращений в министерствах и департаментах, антироссийская риторика при активном промывании мозгов в эстоноязычных средствах массовой информации и в государственных русскоязычных напрямую указывают на желание коалиции продержаться максимально долго в нынешнем составе.
- В какой степени, по вашему мнению, на фоне грузинского конфликта заметна поляризация партий по национальному признаку (с точки зрения эстонцев, Партия центристов, т. е. 'они' против Партии реформ, Союза Отечества и Res Publica и социалистов, т.е. 'нас')? Или то же самое, но с точки зрения русскоязычного населения?
- По дебатам в Рийгикогу 12 августа четко определяется, чем партии коалиции будут в ближайшее время устрашать избирателей - предполагаемым ими финансированием центристов из-за границы. Это, разумеется, бред, но взятые ими на вооружение приемчики геббельсовской пропаганды еще ни разу их не подводили.
- Из бесед с политиками сложилось впечатление, что оппозиционные партии, например, Центристская, вовсе даже не хочет завоевывать власть в правительстве в нынешней ситуации (в любом виде), так как на муниципальные выборы, которые пройдут осенью следующего года, проще пойти в роли оппозиции государственного уровня? Ведь правление в условиях плачевной экономической ситуации не прибавляет популярности правителям.
- Помимо популярности есть еще ответственность перед страной и людьми, в ней живущими. Когда необходимо спасать тонущий корабль, заполненный пассажирами, настоящий старпом сместит свихнувшегося капитана, не задумываясь о мере ответственности: если есть хоть малейшая возможность спасти положение.
- Как вы считаете - стоит ли Партии центристов более активно стремиться к власти в стране?
- На мой взгляд, положение вещей могут спасти только внеочередные выборы парламента. Предложить их хотя бы на уровне общественной инициативы - это единственное, что еще не сделано центристами в попытках выровнять ситуацию. С другой стороны, необходимо отчетливо понимать, что нынешняя ситуация не является следствием каких-то случайностей - это результат в корне неверных принципов, заложенных в основу государственности Эстонии. Мы не строили никогда гражданское общество, мы ничего не сумели предпринять для консолидации всех эстоноземельцев. В Эстонии живет и побеждает либеральный (в худшем значении этого слова) нигилизм. Посеешь ветер - пожнешь бурю. 'Плевать!' - отвечает на это политическая элита и продолжает усугублять кризис. Не уверен, что эта ситуация вообще лечится.
- Очевидно, одним из испытаний для правительства станет урезание бюджета. Так, Игорь Грязин отметил, что он бы проголосовал за упразднение министров без портфелей, что, конечно, не позволит значительно сэкономить, но прекратит издевательства над русскоязычными гражданами путем т.н. интеграции. Вы разделяете точку зрения Грязина?
- Впервые в жизни я с Грязиным почти согласен - в плане прекратить издевательства. Что касается ликвидации упомянутых министерских постов - категорически против. Будет очень печально осознавать, что они исчезнут, не сделав вообще ничего полезного - им надо дать на это шанс. И он появился бы, будь на то соответствующая политическая воля.
- Как вы считаете, на чем государство может сэкономить?
- В том-то и дело, что вместо экономии необходимо срочно начинать использовать бюджет в целях поддержания экономической активности промышленности и дееспособности местных самоуправлений. При величине Эстонии это вполне реально. Мешает этому убежденность наших членов кабинета министров в том, что регулируемая экономика - это всегда плохо. Они, к сожалению, не хотят слышать, что по этому поводу говорят предприниматели.
- Насколько поможет улучшить отношения с Россией замена 'красной тряпки' для России - премьер-министра Ансипа и министра иностранных дел Паэта? Пусть даже на других представителей Партии реформ - можно премьером сделать, например, Сийма Калласа.
- Еще раз повторю: проблема не в персонах, проблема в царящей идеологии. Оглядываясь на прошедшие годы, могу констатировать - нужна не мена шила на мыло, а принципиальное изменение государственной политики. У Эстонии нет, к сожалению, на это ресурсов. Уже выросло поколение, которое не знает правды о 60-80-х годах, которое смотрит на страну как на стартовую площадку для реализации собственных амбиций. В обществе просто нет никаких дискуссий, скоро подойдем к рубежу, с которого начнем жить в условиях негласной, но от этого не менее жесткой государственной цензуры. Меняйте Ансипа и Паэта на какой угодно другой тандем реформистов - они физически будут неспособны произнести: 'Мы были неправы. Давайте успокоимся и попробуем начать сначала'.
Справка 'ДД'
Маккейн как хороший друг некоторых правых эстонских политиков. Или где прячутся истоки эстонской политики в отношении Грузии
Впервые сенатор и кандидат в президенты США от Республиканской партии Джон Сидни Маккейн посетил Эстонию в 1993 году. В то время, когда Март Лаар впервые руководил правительством, Эстония уже выбрала путь развития в направлении США-Великобритания. Финляндия, с другой стороны, равнялась на Россию и Германию, в т.ч. на прагматические отношения с Россией. Конфликт в Грузии, несомненно, идет на пользу предвыборной кампании Маккейна. 'Ветеран холодной войны' Маккейн всегда подчеркивал, что России нельзя доверять и с ней невозможно договориться.
Обстоятельства визита Маккейна в Эстонию в 1993 году и по сей день скрыты под покровом тайны. Однако известно, что он посетил центр обучения российских подводников в Палдиски, который был сверхсекретным военным объектом из-за ядерных реакторов находящейся там подводной лодки. Бывший спецпредставитель правительства Эстонии в Палдиски Юри Лийм припомнил в беседе с 'ДД', что вместе с Маккейном в Палдиски побывал и сенатор Фил Грэмм. Бывший сверхсекретный объект они смогли посетить с согласия адмирала Ольховикова только потому, что отказом русские военные побоялись разрушить хрупкие отношения между США и Россией. Ведь США обещали России финансовую помощь для переселения семей российских военнослужащих обратно на родину и обеспечения их жильем.
По словам Лийма, сенаторы были крайне заинтересованы, они осмотрели и исследовали каждый уголок центра, в который их пускали. Глава центра адмирал Ольховиков не знал, подавать ли Маккейну руку. 'Он водил рукой туда-сюда, туда-сюда, пока, наконец, не подал ее', - вспоминает Лийм. Ведь Маккейн принимал участие во Вьетнамской войне, в 1967 году был сбит его бомбардировщик и он попал в плен. Из плена Маккейн освободился в 1973 году.
Коллегу Маккейна Фила Грэмма очень заинтересовала карта России, которая висела в кабинете адмирала и на которой были указаны российские ракетные базы и их цели в США. 'Вот они и рассматривали вдвоем эту карту и кричали: о, глянь-ка, отсюда в Вашингтон полетит, а отсюда - в Нью-Йорк', - говорит Лийм.
Март Лаар и его партия Союз Отечества и Res Publica всегда сочувствовали позиции Маккейна. Для них обоих характерны речи об опасности со стороны России. Кроме Грузии, Лаар сотоварищи пытался внедрить западный уклад и, например, в Белоруссии, где в 2000 году они консультировали представителей оппозиции. Все это проходило при финансовой поддержке США.
В 2001 году Март Лаар и Джон Маккейн встретились в США. В 2004 году Маккейн вновь посетил Эстонию, на этот раз в компании нескольких сенаторов, в т.ч. демократа Хиллари Клинтон. В ходе программы также прошла встреча с премьер-министром Юханом Партсом и министром обороны Маргусом Хансоном. Последний просил Маккейна, чтобы тот использовал свои связи в США и НАТО, чтобы помочь решить вопросы охраны воздушного пространства Эстонии.
В связи с нынешним грузинским кризисом Маккейн сделал заявление, что он поддержал бы принятие Грузии в состав НАТО. Он также призвал к исключению России из состава 'большой восьмерки' - международного клуба, объединяющего ведущие промышленные страны мира. Чтобы дистанцироваться от действующего президента Джорджа Буша, который утверждал, что, заглянув в глаза Путина, увидел русскую душу, Маккейн сказал, что увидел там лишь три буквы - КГБ. Март Лаар - не единственный знакомый Маккейна, консультирующий Саакашвили. В онлайновой версии издания Los Angeles Times можно найти указания на некого Рэнди Шенемана, который был связан с Маккейном и якобы через одну небольшую фирму консультировал правительство Грузии с 2004 по 2007 год, причем оплата его услуг составляла 200 тысяч долларов. Можно заключить, что Грузия была для Маккейна важным регионом задолго до того, как разгорелся кризис.
*********
Какие страны останутся после Третьей мировой войны? (Сообщество читателей ИноСМИ)
Антиолимпийские новости (Сообщество читателей ИноСМИ)
Нас душит ненависть к русским оккупантам (Сообщество читателей ИноСМИ)
Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)
______________________________________________________
Как бы покруче насолить России... ("Delfi", Эстония)
'Холодная война'. Вам подогреть? ("Los Angeles Times", США)
Новые заморозки 'холодной войны' ("The American Spectator", США)