Одного дня хватило президенту России Дмитрию Медведеву, чтобы откликнуться на призыв своего парламента о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Что касается того, кто кого в действительности призывал, и кто решал, - российская вертикаль власти после президентских выборов стала намного загадочнее, хотя действует она по-прежнему безупречно. Несмотря на то, что даже российская пресса расценила принятое во вторник решение как дипломатическую авантюру ('Россия может оказаться в очень опасной международной изоляции, если ни одно другое государство не признает независимость Абхазии и Южной Осетии', - пишет 'Российская газета'), такой сценарий можно было предвидеть. И не столкновения в Грузии сыграли решающую роль, а старая боль из-за того, что накануне западные страны проигнорировали волю России, признав независимость Косово. Об 'опасном прецеденте' Косово российские дипломаты и политики говорили много и упорно, а сейчас сами решили действовать так же опасно. Если недавние действия России в Грузии расцениваются как военная агрессия, то решение этой недели можно назвать дипломатической агрессией.
С учетом этой предыистории и аргументов тем более странно звучит аргумент Медведева, что своим указом он хочет 'спасти жизни людей'. Безусловно, больше жизней было бы спасено, если бы Россия не ввязывалась в военные действия, а также поспешила бы вывести свои войска из соседней страны. Но что-то ведь нужно было сказать...
Однако интересно то, что призыв парламента и указ Медведева противоречит прежним высказываниям бывшего президента Владимира Путина. На одной из последних пресс-конференций в должности главы государства В.Путин, отвечая на вопрос о том, признает ли Россия независимость Абхазии, в своем стиле ответил: 'Мы не собираемся обезьянничать'. Теперь оказалось, что Путин поставил в неловкое положение своего преемника, или, говоря прямо, назвал его 'обезьяной'. Разумеется, не надо думать, что в этом вопросе между Путиным и Медведевым действительно имеются какие-то разногласия, потому что во вторник перед объявлением решения они оба совещались. И все же Путин, который в последнее время на телеэкранах появляется даже чаще, чем президент, на этот раз избрал роль пассивного советчика.
Что дальше? Страны Европейского союза, в том числе и Латвия, осудили решение Медведева. Президент США Джордж Буш потребовал, чтобы Россия отменила свое 'безответственное решение'. Еще более жестким был один из кандидатов в президенты США Барак Обама, который призвал изолировать Россию. Представители России укрепляют себя сознанием того, что мир не может обойтись без России, и продолжают пугать соседей, например, Молдову, что ее в будущем может ожидать судьба Грузии.
Стоит отметить, что для Южной Осетии и Абхазии решение Москвы, словно медвежья услуга, потому что оно ничего не решает, и будущее очень неясно. Мир по-прежнему воспринимает эти регионы как составную часть Грузии, Россия объявила их независимыми государствами, и ходят слухи, что через некоторое время эти территории могут оказаться в составе Российской Федерации. Погасить пламя сепаратизма намного сложнее, чем безответственно разжечь его.
*****************
Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! (Сообщество читателей ИноСМИ)
Абхазы? Нет такой нации! (Сообщество читателей ИноСМИ)
Черноморский кулак НАТО (Сообщество читателей ИноСМИ)
__________________
Это история не российской агрессии, а американской экспансии ("The Guardian", Великобритания)
Упрек Западу за его роль в грузинских делах ("The Financial Times", Великобритания)
Посмотрим на Россию другими глазами ("Le Figaro", Франция)