Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как закрыть ящик Пандоры?

Пока Москва полностью игнорирует все предупреждения Запада, считая их блефом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Один из возможных вариантов развития событий - Россия пойдет по пути модификации советской модели государства. Располагая сверхдоходами от нефтегазового экспорта, российское руководство вполне может пожертвовать имиджем страны, а также своим сотрудничеством с Западом. И с поднятым триколором и гимном СССР вернуться по дороге политической и экономической самоизоляции в эпоху холодной войны, угрожая миру ядерной и энергетической дубинкой.

Наращенные энергетическим допингом мускулы прибавляют уверенность Москве. А победный запах пороха, витающий над разрушенной и разграбленной Грузией, отсутствие жесткого противодействия Запада российской оккупации этой страны вполне способны вскружить голову российскому руководству и стимулировать его к непродуманным и непредсказуемым демонстрациям 'силы и мощи' России. И вот, несмотря на призывы и предостережения мирового сообщества, Кремль, апеллируя к истории с Косово, принимает решение признать независимость Абхазии и Южной Осетии.

Используя крайне резкую риторику, Соединенные Штаты и страны-члены Европейского cоюза отреагировали негативно на этот шаг Москвы, призвав российское руководство пересмотреть решение о признании независимости этих двух грузинских регионов. Президент Джордж Буш назвал действия Москвы 'безответственным решением' и заявил, что 'территориальная целостность и границы Грузии должны сохраняться точно так же, как территориальная целостность и границы России и любой другой страны'. Жесткой была оценка и других лидеров государств, входящих в демократическое сообщество.

В частности, министры иностранных дел 'большой семерки' выступили с заявлением, в котором осудили решение Москвы - своего партнера по 'группе восьми' - признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Как сказано в документе, тем самым Россия поставила под вопрос свои усилия в достижении мира и безопасности на Кавказе. В свою очередь генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер назвал шаг РФ по признанию независимости Абхазии и Южной Осетии прямым нарушением нескольких резолюций Совета Безопасности ООН, касающихся территориальной целостности Грузии.

Геополитические союзники России из исламского мира заняли куда более благоприятную для Кремля позицию. Одними из первых решение Москвы одобрили Ливия, Иран и Сирия, страны, долгое время конфликтующие с Западом. Решение РФ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии поддержали также такие радикальные организации, как 'Хамас' и 'Хезболла'.

Что касается СНГ, то многие его участники крайне осторожны. Неизвестно, согласится ли даже Минск пойти за Москвой. В своем послании Дмитрию Медведеву Александр Лукашенко высказал поддержку российской позиции в вопросе о статусе Абхазии и Южной Осетии, подчеркнув, что 'в сложившейся ситуации у России не было иного морального выбора'. При этом о признании Южной Осетии и Абхазии Беларусью Лукашенко не сказал ни слова, лишь подчеркнув, что вопрос о статусе этих республик должен быть рассмотрен Советом коллективной безопасности Организации договора по коллективной безопасности, в которую входят, помимо России и Беларуси, Армения, Казахстан, Киргизстан и Таджикистан.

В то же время страны, формирующие Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) - Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан,

- не поддержали решение Москвы признать независимость Южной Осетии и Абхазии. В итоговой декларации, принятой на состоявшемся в Душанбе саммите ШОС, хотя в целом и были одобрены миротворческие усилия России, все же указывается на необходимость соблюдать принципы территориальной целостности государств. Примечательно, что только президент Казахстана Нурсултан Назарбаев публично поддержал Россию в ее действиях в Грузии, выразив убежденность, что Москва действовала в защиту мирных жителей Южной Осетии.

А вот Киев, который называет свои отношения с Тбилиси и Москвой стратегическими, в резкой форме осудил решение Кремля. Президент Виктор Ющенко пояснил позицию нашей страны так: Украина исходит из того, что обеспечение фундаментального международного права на территориальную целостность любой страны является основой современной политики безопасности. Таким образом, нарушение этого принципа 'формирует обострение не только в Кавказском регионе'. А после долгого молчания о поддержке правительства Украины территориальной целостности Грузии заявила и премьер-министр Юлия Тимошенко. Правда, глава украинского правительства никак не оценила решение России о признании независимости двух грузинских регионов...

Но публичная оценка действий Кремля со стороны международного сообщества - это только первая реакция на действия Москвы. Открытый русскими ящик Пандоры пугает мир. И сейчас лидеры государств проводят консультации, пытаясь выработать общий взгляд в случае, если Россия не пойдет на попятную. А на фоне паралича работы Совета Безопасности ООН, где его постоянный член - Россия - блокирует любое решение, подтверждающее территориальную целостность Грузии, в мире идет усиленное обсуждение того, какие меры были бы наиболее действенными в ответ на решение Российской Федерации признать независимость Южной Осетии и Абхазии. (Этот вопрос, кстати, Евросоюз будет рассматривать на своем саммите в Брюсселе первого сентября.) Известный американский политолог Збигнев Бжезинский полагает: 'необходимо сделать так, чтобы до России дошло: она стоит перед лицом опасности международного остракизма'.

Но в резерве у Запада не так уж и много средств. Особенно учитывая, что для ЕС и США неприемлемо применение силы по отношению к РФ, а также отсутствует желание возвращать эпоху холодной войны.

Сразу же после завершения горячей фазы грузино-российского конфликта стороны заговорили о сокращении военного сотрудничества России и НАТО. Тогда же Вашингтон заявил о своих планах отказаться от сотрудничества с Москвой в ядерной сфере. Теперь со стороны влиятельных представителей экономически развитых стран демократического сообщества все громче раздаются призывы исключить Россию из 'группы восьми', приостановить переговоры с ней по ее вступлению в ВТО, ограничить инвестиционные и торговые отношения, а также бойкотировать Олимпиаду-2014 и проигнорировать Евровидение-2009.

Среди предлагаемых возможных мер воздействия на российское руководство - усиление правового и финансового контроля за деятельностью российской бизнес-элиты. Кроме того, в арсенале у западной дипломатии имеются маленькие хитрости наподобие 'рассадки по французскому алфавиту', способных унизить российских политиков и дипломатов.

В то же время среди экспертов существуют сомнения в эффективности этих средств воздействия на Москву. Безусловно, хотя Россия и имеет серьезные доходы от поставок нефти и газа, тем не менее объем российской экономики в десять раз меньше, чем у американской. Да, она зависит от западных технологий и заинтересована в западных инвестициях. Ее истеблишмент хранит свои деньги в западных банках, а российский бизнес владеет акциями западноевропейских и американских предприятий. Все это так. Но что произойдет, если в Кремле и далее будут готовы идти на сознательное обострение отношений с Западом, игнорируя позицию своих партнеров по 'Группе восьми' и мнение стран-соседей?

В этой ситуации один из возможных вариантов развития событий - Россия пойдет по пути модификации советской модели государства. Располагая сверхдоходами от нефтегазового экспорта, российское руководство вполне может пожертвовать имиджем страны, а также своим сотрудничеством с Западом. И с поднятым триколором и гимном СССР вернуться по дороге политической и экономической самоизоляции в эпоху холодной войны, угрожая миру ядерной и энергетической дубинкой: И это так же пугает Запад.

Пока же Россия полностью игнорирует все предупреждения с той стороны, считая их блефом. Зависимость стран Европы от российских энергоносителей вселяет уверенность российскому руководству в своей безнаказанности. Высокие цены на нефть и газ наполняют российскую казну валютой и позволяют Кремлю чувствовать себя независимым от прочих государств. Уверенность в том, что Запад никогда не применит военную силу против страны, обладающей вторым в мире по мощности ядерным арсеналом, развязывает руки.

Похоже, единственное, что может заставить Россию прислушаться к мнению международного сообщества, - низкие цены на нефть и газ. Ведь одним из факторов, способствовавших развалу Советского Союза, было падение мировых цен на энергоносители в начале восьмидесятых. Но маловероятно, что Соединенным Штатам сейчас удастся повторить эту операцию...

Российские эксперты, в том числе и близкие к Кремлю, оценивают нынешнее осложнение в отношениях России с Европейским союзом и Соединенными Штатами как временное: многие в Москве полагают, что через несколько месяцев ситуация стабилизируется. Ведь Запад заинтересован не только в российской нефти и газе, но также и в сотрудничестве с Россией в борьбе с терроризмом, в операции по поддержанию мира в Афганистане, сдерживании Ирана и т.д.

Поэтому сегодня один из ключевых вопросов: ограничился ли Запад только вербальными заявлениями ради бесперебойных поставок российской нефти и газа и сохранения сотрудничества с Россией в ряде сфер или все же решится предпринять какие-то более серьезные меры воздействия на Москву, добившись мягкой изоляции страны и поддав остракизму ее политическое и военное руководство? Ответ на него будет демонстрировать степень влияния Кремля на принятие решений европейскими политиками, готовность ряда старых стран-членов Евросоюза, зависящих от российских энергоносителей, остановить государство, которое игнорирует международное право и угрожает военной силой соседям ради достижения своих целей. И, наконец, покажет, готовы ли Соединенные Штаты к конфронтации с Россией, чтобы отстоять декларируемые ими принципы.

Очевидно, что от того, какой будет реакция международного сообщества на действия России, зависит в будущем и территориальная целостность нашей страны. Среди 'старичков' Европейского союза уже зреет осознание того, что проводимая нынешним российским руководством политика угрожает национальной безопасности Украины. В этой связи весьма примечательно публично высказанное на минувшей неделе мнение министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера, что следующими целями для России после событий вокруг Южной Осетии и Абхазии станут Украина и Молдова. Говоря о нашей стране, министр, в частности, уточнил, что разногласия могут возникнуть относительно Крыма.

Точку зрения, высказанную французским дипломатом, разделяют многие на Украине. Здесь не забывают, что российские политики в последние месяцы уже не раз подвергали сомнению принадлежность нам полуострова. Кроме того, украинские дипломаты отмечают, что в Крыму периодически возобновляется раздача российских паспортов гражданам Украины. А в последние дни российские чиновники повторяют: Россия будет обеспечивать безопасность своих граждан в любой точке мира.

'Мы будем обеспечивать безопасность своих граждан везде, где бы они ни проживали - хоть среди белых медведей, хоть в Африке, хоть в США', - так постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин ответил в эфире радиостанции 'Эхо Москвы' на вопрос, готова ли Москва защищать своих граждан в Крыму, как сделала это в Южной Осетии. И в это же время совет крымской республиканской организации Партии регионов обвиняет украинскую власть в ущемлении конституционных прав граждан на обучение детей на русском языке. Как говорится в распространенном в четверг заявлении крымских регионалов, 'последние годы в Украине идет массированное наступление по вытеснению русского языка во всех сферах общественно-политической жизни и прежде всего в области образования'. А чем это не повод для Москвы защитить права своих 'русскоязычных соотечественников'?

Агрессивное поведение России на постсоветском пространстве обязывает Украину иметь действенные международные механизмы защиты своего суверенитета и территориальной целостности. Увы, но таковых сегодня нет в арсенале Киева. Анализ деятельности международных организаций, способных реально защитить своих членов, показывает, что таковых не так уж и много. Как свидетельствует практика, Будапештский меморандум, единственный международный документ, декларирующий гарантии безопасности Украине со стороны стран, располагающих ядерным оружием, не действует в условиях возникающего кризиса.

Для сторонников нейтралитета, предлагающих предоставить Будапештскому меморандуму статус межгосударственного многостороннего договора, который был бы ратифицирован всеми парламентами стран-гарантов безопасности Украины, сообщим, что несмотря на оценку, данную главой французского внешнеполитического ведомства, Париж не спешит проводить с Киевом консультации, как это предусматривает статья 6 данного документа. Судя по всему, не намерен это предпринимать и Лондон. Во всяком случае, это следует из того, что министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибенд так и не ответил на вопрос 'ЗН' о том, готово ли Соединенные королевство начать с Украиной консультации в рамках Будапештского меморандума.

При этом механизм Будапештского меморандума не действовал ни в случае с украинско-российским газовым кризисом 2006 года, ни во время кризиса вокруг острова Коса Тузла в 2003-м. Все это требует от Киева поиска новых механизмов, позволяющих реально, а не гипотетически, гарантировать безопасность Украины. Учитывая беспомощность ООН и ОБСЕ, членами которых является как наша страна, так и Грузия, только Североатлантический альянс может реально гарантировать безопасность своим участникам: 5 статья Вашингтонского договора предусматривает, что нападение на одного члена НАТО означает нападение на всю политико-военную организацию.

Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибенд убежден, что российская агрессия относительно Грузии усилит аргументы в вопросе предоставления Плана действий относительно членства в НАТО (ПДЧ) Киеву и Тбилиси. 'Мне кажется, что события последних нескольких недель подкрепляют аргументы тех, кто поддерживает свободный демократический выбор двух стран', - заявил глава британского внешнеполитического ведомства. Примечательно, на прошедшем на минувшей неделе заседании комиссии Украина-НАТО (КУН) альянс подтвердил свою позицию относительно позитивных перспектив членства нашей страны.

В декабре должно состояться заседание КУН на уровне министров иностранных дел. В соответствии с решением Бухарестского саммита, главы внешнеполитических ведомств имеют полномочия принять решение о предоставлении Украине ПДЧ. Но для Киева в сложившейся ситуации было бы оптимальным, если вопрос о предоставлении Украине Плана действий относительно членства в НАТО был поднят не в декабре, а уже осенью. Впрочем, это для Украины сегодня представляется маловероятным. Как заметил Дэвид Милибенд, 'относительно сроков предоставления ПДЧ для Украины и Грузии, то нет таких позиций, которые нельзя корректировать. Но министры иностранных дел стран НАТО имеют на сегодня инструкции относительно принятия этого решения в декабре, и пока что других планов не существует'.

**************

Алло, НАТО? Или Страшный сон Вайры Карловны (Klubs, Латвия)

Длинные похороны Империи лилипутов (Сообщество читателей ИноСМИ)

Нехристь: американские ракеты в Луганске и Харькове! (Сообщество читателей ИноСМИ)

Конкурс. "Главный предатель Украины" (Сообщество читателей ИноСМИ)

Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! (Сообщество читателей ИноСМИ)

____________________

Россия и новый демократический реализм ("The Financial Times", Великобритания)

Единогласно в защиту Грузии ("The Washington Post", США)

США: А может, договориться с Россией? ("Gazeta Wyborcza", Польша)