Является ли война на Кавказе предвестником новой 'холодной войны'? Или это призыв России к Западу изменить статус-кво, сохранявшийся на мировой арене с момента окончания прошлого 'холодного' противостояния?
Вооруженные силы РФ, безусловно, не годятся для глобального противостояния с Западом. Мало того, что российская разведка 'проспала' намечавшуюся атаку Грузии на Южную Осетию, так еще военные электронные системы России и ее плохо экипированные наземные войска выглядели в ходе последних событий реликтом советской эпохи.
Хотя совсем не обязательно использовать сверхсовременное оружие, чтобы донести посредством войны мощное политическое послание всему миру. В конце концов, наличие самой передовой армии в истории не спасает США от потери все большего числа рычагов влияния. Завоевав одного из сторонников Америки, на что не осмеливался даже Советский Союз, и показав, что Штаты потеряли свою монополию на одностороннее использование силы, Россия в открытую бросила вызов американскому 'миру', воцарившемуся после окончания 'холодной войны'.
Войны с Грузией могло бы и не быть, если бы США не так отвратительно пользовались своей мировой гегемонией. Они начали гибельную войну в Ираке, упустили не одну возможность привлечь на свою сторону революционный режим в Иране, инициировали кампанию по 'расползанию' НАТО вплоть до границ России и самонадеянно проигнорировали возражения Москвы по поводу размещения системы ПРО в Восточной Европе. Под прикрытием 'войны с террором' США начали 'оправдывать' опасения России быть окруженной в результате американского военного вторжения в страны Центральной Азии, такие как Афганистан, Пакистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан и Таджикистан.
Россия со своей стороны делает все, чтобы вернуть себе когда-то имевшиеся у нее точки опоры на Ближнем Востоке, чтобы потеснить США, которые играют сейчас сольную партию в этом регионе. Недавний визит президента Сирии Башара Асада в Москву стал прозрачным намеком на возможность восстановления былых альянсов. Россия продолжает чинить препятствия американцам, предлагающим очередные санкции против Ирана, - страны, с которой у Москвы подписаны крупные энергетические контракты и которой она собирается продать новейшие ракетные комплексы, способные воспрепятствовать возможным атакам со стороны Израился или США. Добавим к этому списание Россией Ираку большей части долга и наличие заключенных между ними выгодных контрактов по добыче нефти.
Одной из жертв американской односторонности эпохи после 'холодной войны' стал Североатлантический альянс. Стремления США по расширению НАТО разделяют далеко не все их сторонники, а Европа и вовсе не настроена следовать примеру имульсивного президента Грузии и позволить бывшим советским балтийским республикам совместно с Польшей втянуть себя в конфронтацию с Россией. Европа, зависящая от российских энергетических поставок, не готова к новой 'холодной войне', а рассматриваемый ею как альтернатива Иран с его нефтью, в свою очередь, не угоден американцам.
Словом, возвращение к стратегии 'холодных войн' явно не в интересах Запада. Угрозы исключить Россию из 'Большой восьмерки' или Всемирной торговой организации (ВТО) только усилят ощущение изолированности этой страны, укрепят ее авторитаризм и вынудят сыграть роль революционной силы, намеревающейся изменить статус-кво на постсоветском пространстве и за его пределами. Украина, Молдавия и страны Балтии, где русские теперь находятся в меньшинстве, но еще ждут, что все вернется, - являются потенциальными очагами проявления российского неоимпериализма.
Однако Россия, обремененная внутренними проблемами и хроническим недостатком безопасности своих густонаселенных пограничных районов, также не заинтересована в новой 'холодной войне'. Несмотря на недавнее соглашение с Китаем о демаркации совместной границы Москва не может быть полностью уверена в истинных намерениях своего соседа с его колоссальными потребностями в сырье для растущей экономики и территориях для огромного населения.
Война на Кавказе показала, что мировая экономика не дает полной гарантии безопасности в случае подобных конфликтов. Одно дело - все просчитать и рискнуть, правильно рассудив при этом, как в случае с Россией, что Запад не включится в войну за Грузию, и совсем другое, если Москва решит рискнуть всеми приобретенными за последние годы экономическими благами ради тотальной конфронтации с Западом.
Ведь, действительно, война с Грузией уже бросила Россию в пучину тяжелейшего финансового кризиса со времен дефолта 1998 года - 17 миллиардов долларов было потрачено за одну неделю конфликта. Акции на Московской бирже упали в августе на 15 процентов, а Центральный банк РФ предсказывает снижение объема иностранных инвестиций в этом году на 25 процентов.
Москве следует искать настоящего стратегического партнерства с Вашингтоном, который, в свою очередь, должен понимать, что изолированная и презираемая, Россия может причинить ему еще большие неудобства в глобальном масштабе. Игнорируемая и унижаемая США со времен окончания 'холодной войны', Россия должна быть интегрирована в новый мировой порядок, где уважаются ее интересы как возрождающейся державы, а не стать частью стратегии конфронтации с Западом.
Шломо Бен-Ами - бывший министр иностранных дел Израиля, а ныне - вице-президент Международного центра мира в Толедо (Испания).
Перевод: Алексей Фаезов
* * * * * * * * * *
Тонущий пиратский корабль "Россия" (Сообщество читателей ИноСМИ)
Русский медведь и зонтик НАТО (Сообщество читателей ИноСМИ)
Ющенко арестует Тимошенко? (Сообщество читателей ИноСМИ)
Алло, НАТО? Или Страшный сон Вайры Карловны (Klubs, Латвия)
Алексей Пушков: "Пресса в обозе истории" ("ИноСМИ", Россия)
___________________________________
Эдриан Гамильтон: Нам нужен новый подход к старой глобальной политике ("The Independent", Великобритания)
Россия и НАТО как лунатики идут навстречу конфронтации ("The Guardian", Великобритания)
Россия: мы готовы к новой 'холодной войне' ("The Guardian", Великобритания)