Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Энергетический эгоизм не приводит к энергетическому благополучию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Энергетическая безопасность вот уже более полстолетия является одним из главных предметов озабоченности европейских политиков. Кризисы 50-х и 60-х годов оставили в памяти большинства европейцев глубокий след, дав толчок к радикальному повышению энергоэффективности, разработке альтернативных видов топлива и созданию крупных запасов на территории стран-потребителей

Энергетическая безопасность вот уже более полстолетия является одним из главных предметов озабоченности европейских политиков. Кризисы 50-х и 60-х годов оставили в памяти большинства европейцев глубокий след, дав толчок к радикальному повышению энергоэффективности, разработке альтернативных видов топлива и созданию крупных запасов на территории стран-потребителей. Украинцы не имеют этой истории, однако им есть что рассказать о кризисах поставок нового тысячелетия.

В течение десятилетий получая энергию из бывших республик СССР, Украина в свою очередь обеспечивала их не только сельскохозяйственными товарами, но и продукцией тяжелой промышленности - металлом, машинами и оборудованием. В энергетической сфере, вклад Украины в советскую экономику (с момента истощения собственных запасов нефти и газа в конце 70-х) состоял в обеспечении транзита энергетических ресурсов в страны Варшавского договора, а также потребителям Старой Европы.

После распада СССР транзитные возможности Украины составляли значительную долю ее ВВП, особенно в сфере транзита энергоносителей. Поставка российских и среднеазиатских ресурсов на Запад стала одним из немногочисленных надежных источников валютных поступлений Украины и одним из двигателей ее экономического возрождения в конце 90-х.

Новое тысячелетие сулило еще более радужные перспективы. Находясь на перекрестке энергетических поставок с Востока за Запад Европейского континента, Украина видела себя важным энергетическим узлом Новой Европы. Растущая добыча в регионах к Востоку от Украины - в России, на Каспии и в Центральной Азии - как и начало экономического роста в бывших странах Варшавского договора, граничивших с Украиной на Западе, обещали максимальное использование украинской инфраструктуры: морских терминалов, трубопроводов и огромных хранилищ.

К сожалению, не все видели роль Украины такой же, какой она виделась изнутри страны. По политическим соображениям, вопреки экономическому расчету, нефть новых месторождений Каспия нашла путь на Запад через 3,500-километровый нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Нефтепровод Одесса-Броды, построенный в Украине благодаря напряжению сил всей нации, до сих пор остается без каспийской нефти, а потребители Центральной Европы получают ее по маршруту, вдвое более длинному, чем украинский путь.

По всей видимости, это печальное для Украины положение сохранится и в дальнейшем. Еврокомиссия до сих пор не внесла маршрут Одесса-Броды в список приоритетных для ЕС инфраструктурных проектов в энергетике, который был составлен в 2005 году.

Газовый проект Набукко, объединяющий сегодня 6 европейских наций, также обходит Украину вопреки экономической логике и интересам европейских потребителей, заинтересованных получать энергетические материалы по минимально возможной цене. Активные усилия Еврокомиссии по получению центральноазиатского газа для проекта Набукко создают прямую конкуренцию Украине - главному покупателю этого газа сегодня.

Атмосфера 'Нового охлаждения' между евроатлантическим сообществом и Россией делает энергетические перспективы Украины еще более блеклыми. Политика 'энергетического эгоизма', в равной мере присущая Европе и России в новом тысячелетии, не обеспечит благополучия ни одной из соревнующихся сторон.

Украина, еще недавно главный энергетический мост между Востоком и Западом, сегодня становится первой жертвой 'энергетического эгоизма', воцаряющегося в Европе.

Я называю 'энергетическим эгоизмом' развитие Россией танкерных поставок из своих новых и расширенных старых портов, из-за чего транзит нефти через Украину с начала столетия снизился более чем вдвое. Однако танкерные перевозки несут большую опасность для экологии и более уязвимы для террористических атак. Кроме большей надежности, трубопроводы еще и намного более экономичны, чем перевозка по морю.

Еще одним примером 'энергетического эгоизма' является развитие Россией и ее европейскими партнерами - Германией и Италией - газопроводов по дну Балтийского и Черного морей. Эти новые маршруты, какими бы надежными их не называли, всегда будут нести в себе риск разгерметизации и утечек нефти или газа. Более того, их ремонт будет технологически сложным, если вообще осуществимым, поскольку речь идет о работах на глубине моря до 2000 метров.

Между тем Украина вынуждена сама поддерживать стареющую нефтяную и газовую инфраструктуру, которая все еще обеспечивает 25% европейского потребления газа, в то время как инвестиции и Европы и России направлены куда угодно, кроме маршрута, обеспечивавшего надежность европейских энергетических поставок последние четверть столетия.

Новую опасность для энергетического партнерства между Востоком и Западом Европы несут опасения многих европейских политиков и экспертов по поводу значительной доли России в энергетических поставках европейских стран. Искусственные барьеры, возведенные для российских компаний, желающих более активно участвовать в европейском энергетическом рынке - будь то нефть или газ - могут стать, и уже становятся преградой для продолжения российских поставок.

В современном мире владелец ресурсов встречает растущий спрос по всему миру. И он получит торговую и розничную маржу - если не на европейском, то на других растущих рынках Азии и других регионов. Сдерживая российские энергоресурсы, Европа делает уязвимыми не только страны, которые обеспечивают их доставку, такие как Украина. Европа ставит под угрозу собственное энергетическое благополучие в последующие десятилетия, потому что энергетические ресурсы могут быть направлены другим потребителям и эти потери будет невозможно восполнить из других источников.

Энергический вызов 21-го века должен быть встречен новым альянсом производителей, потребителей и транзитных наций, потому что это вопрос сохранения стандартов жизни для наших стран, или, перефразируя, 'жизни' в ее привычном понимании. Участники нового 'Евроазийского энергетического альянса' должны объединить свои усилия, финансы и научные возможности для обеспечения максимально полной добычи всех энергетических ресурсов региона, их максимально эффективной переработки и использования (включая скорейшее распространении новейших энергосберегающих технологий среди стран объединения).

Это даст Новой Европе, шанс создания которой, я верю, еще окончательно не утрачен, новую эффективность и конкурентность на глобальных рынках, новые перспективы для развития общества 21-го века и для сохранения стабильности на континенте. Политика 'энергетического эгоизма' должна отступить назад в прошлое. Ей не место в 21-м веке.

Юрий Бойко, министр энергетики Украины в 2006-2007 гг.