Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У многих европейцев вызывает недоумение вопрос, почему независимость грузинских регионов Абхазия и Южная Осетия, кроме России, признала также далекая центральноамериканская страна Никарагуа. Маловероятно, что хотя бы один процент жителей Никарагуа вообще знают, что это такое Абхазия и Южная Осетия, независимость которых признал президент Даниэль Ортега. Но не народу решать о стратегической дружбе

У многих европейцев вызывает недоумение вопрос, почему независимость грузинских регионов Абхазия и Южная Осетия, кроме России, признала также далекая центральноамериканская страна Никарагуа.

Маловероятно, что хотя бы один процент жителей Никарагуа вообще знают, что это такое Абхазия и Южная Осетия, независимость которых признал президент Даниэль Ортега. Но не народу решать о стратегической дружбе. И в данном случае это не дружба с сепаратистскими провинциями Грузии, а с Россией. Д.Ортега ведь не бросился первым на амбразуру, как, к примеру, Исландия, которая, не дождавшись позиции сильных мира сего, в свое время первой признала независимость Латвии; Д.Ортега своим заявлением лишь последовал за позицией России.

В прошлом веке Никарагуа не раз меняла курс отношений со сверхдержавами США и Россией. Вернувшись на пост президента после длительного времени, Ортега снова недвусмысленно развернул корабль страны в направлении антиамериканизма, стремясь к более тесной дружбе с Россией, Венесуэлой, Кубой, Боливией. Венесуэла на последних выборах президента Никарагуа даже выделила средства для избирательной кампании Ортеги, соперником которого был либеральный Эдуардо Монтеаллегри (его во время избирательной кампании нередко сопровождал посол США).

Отношения с США были хорошими во время жестокой диктатуры клана Самоса, который ни с чем хорошим не ассоциировался, и достаточно было лишь одной капли (убийство известного оппозиционера) и какого-нибудь организатора, чтобы народ восстал. Ортега был одним из лидеров лево-радикальной организации, повстанческого движения 'Сандинистский национальный фронт освобождения', а после революции стал фактическим диктатором Никарагуа. С приходом сандинистов к власти изменился и курс - с проамериканского на антиамериканский с такими друзьями, как Куба и СССР. Затем последовал экономический спад, который еще больше усилился с развалом СССР. В результате Ортега в 1990 году проиграл на президентских выборах и вернулся на пост главы государства только сейчас спустя 16 лет - со старым курсом в надежде на дивиденды от альянса с нефтедобывающими государствами.

А их роль в глобальной политике и экономике сейчас становится все больше. Одна из причин грузинского конфликта - желание России не снижать свою роль в мире, удерживая монополию на поставки энергоресурсов и снижая возможности альтернативных поставок нефти и газа. Не зря российские самолеты бомбили нефтетерминал в порту Поти, который обеспечивал транзит нефти из Азербайджана на Запад, а также нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который соединяет Азербайджан с Турцией, не зря во время конфликта российская 'Трансфнеть' поспешила договориться с Азербайджаном об экспорте нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск в обход Грузии. Дополнительным стимулом для этого могло стать снижение цен на нефть из-за охлаждения экономики: если спрос большой, то и цена высокая, и нет и причин грызться с конкурентами, с учетом прогнозов о том, что запасы нефти иссякнут (по одной из популярнейших версий - в 2080 году).

Со своими энергоресурсами Россия уже ворвалась в высшее международное сообщество, для которого грузинский конфликт все же оказался слишком большой жабой, которую трудно проглотить, даже смазав нефтью. Происходящее усиленное группирование государств вокруг России и США в этом конфликте обозначает очертания новой "холодной войны", вопрос только в том, как она проявится сегодня, когда экономика всех стран связана намного больше, чем в третьей четверти прошлого столетия. Что произойдет сейчас, когда потребление нефти и газа для наращивания объемов производства, транспорта и других нужд намного выше, а объемы добычи этих ресурсов осознанно ограничиваются? Это будет также тест для современной дипломатии - действительно ли она доросла до решения реальных конфликтов или остановилась на стадии продвижения корыстных интересов каждого государства.

* * * * * * *

Опрос киберпартизан: "Решающий фактор в информационной войне" (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)

Не много ли на 'Эхе' Шендеровичей? (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)

Валерия Новодворская: У меня вопросы к тем, кто одной со мной крови (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)

Я тебя убью. Но не сегодня (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)

Анатомия московской лжи ("Флот Украiни", Украина)

Из Тацита: "Саак Свирепый, Царь Колхов" ("Народна правда", Украина)