Раньше я с огромным интересом поглощала научную фантастику. Это было давно - до того, как были изобретены почти все те технические чудеса, которыми мы пользуемся сегодня. Но в мире фантастики все эти вещи присутствовали.
Один из важнейших вопросов для литературы, как научно-фантастического жанра, так и прочих, заключается в том, насколько точно она представляет человеческие качества своих героев - их достоинства, недостатки и так далее - и насколько она предвзята в своих попытках привлечь внимание читателя. Научная фантастика, несмотря на свою игру воображения и невероятные (для той эпохи) технические выдумки, в целом правдиво повествовала о человеческой натуре. Хотя ее герои летали на таких машинах, и таскали в своих кобурах такие штуки, о которых мы даже не мечтали, они были всякими: хорошими, плохими, напуганными, неуверенными, храбрыми, глупыми, ошибающимися, уязвимыми. В общем, такими, как и все мы - представители рода человеческого.
Многие писатели-фантасты изображают и картину нового будущего миропорядка, в котором происходят задуманные ими приключения. Многие из них изображают мир, а также космическое пространство, в котором господствуют азиаты... в основном китайцы, но в общем азиаты. Их научные, экономические, политические и образовательные достижения задавили остальной мир. Иными словами, когда Земля, наконец, преодолела космические барьеры, и ее питомцы начали отдыхать, работать, воевать, проводить свои изыскания и самоутверждаться в самых удаленных уголках вселенной, их межпланетное движение возглавили азиаты, причем во всех областях, как на родной планете, так и в космосе.
Если эти пророки от фантастики так точно описывали космические корабли, лучи энергии, электронику и всякие прочие технические новинки, которые мы сегодня воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, то почему мы должны презирать или игнорировать их социологические взгляды и 'предсказания'?
Мне не нравится та манера, в которой пишет автор из Newsweek Фарид Закария (Fareed Zakaria), а также те темы, которые он обычно поднимает. Однако его недавняя статья под названием 'Будущее принадлежит Китаю?' (Does the Future Belong to China?) пришлась мне по душе.
Закария пишет: 'Когда историки оглядываются на последние десятилетия 20-го века, они вполне могут назвать 1979 год переломным моментом. В том году Советский Союз вторгся в Афганистан, вырыв себе могилу как сверхдержаве. В том же году Китай приступил к осуществлению своих экономических реформ. Объявили о них, казалось бы, на самом неподходящем для таких событий сборище - на третьем пленуме ЦК Коммунистической партии Китая 11-го созыва, который прошел в декабре 1978 года. Перед проведением официальных мероприятий новый партийный босс Дэн Сяопин (Deng Xiaoping) на заседании рабочей группы произнес речь, которая оказалась самой важной в новейшей китайской истории. Он настаивал на том, что режим должен сосредоточиться на развитии и модернизации - и пусть действительность, а не идеология направляет его шаги на этом пути. 'Неважно, черная кошка или белая, - любил повторять Дэн Сяопин, - если она ловит мышей, то это хорошая кошка'. С тех пор Китай именно этим и занимается. Он идет по пути модернизации, который характеризуется безжалостным прагматизмом и отсутствием идеологии. И результаты просто потрясают. Рост ВВП в Китае на протяжении четверти века с лишним ежегодно составляет примерно 9 процентов. Это самые быстрые темпы роста крупной экономики в истории. За это время страна вытащила 300 миллионов человек из болота бедности и в четыре раза увеличила доходы среднестатистического китайца. И все это происходит пока без катастрофических социальных потрясений.
Китайскому руководству надо отдать должное за такие исторические достижения. Многие критикуют китайский путь экономического развития. Такие критики утверждают, что показатели дутые, что в стране процветает коррупция, что ее банки ходят по краю пропасти, что напряженность в регионах скоро перерастет во взрыв, что опасными темпами растет неравенство, и что все это вот-вот достигнет критической стадии. Вот уже лет десять они предсказывают: 'Долго это длиться не может, Китай рухнет, он не в состоянии выдерживать темпы'. Но пока ни один из этих прогнозов не сбылся. И хотя у Китая масса проблем, у него есть нечто такое, за что любая страна третьего мира готова перегрызть другому глотку - устойчивые и высокие темпы роста.
Мы живем в эпоху перемен, и времена меняются с головокружительной скоростью! Оперируя голыми цифрами и фактами, Закария в своей статье делает вывод о неизбежности подъема этой мировой державы, су-у-пердержавы, супер-пупер-державы - называй как хочешь. Мы можем отрицать ее существование, можем говорить все, что хотим, но когда в вашу палатку входит слон, он рано или поздно даст знать о своем присутствии таким способом, который трудно будет не заметить. А в итоге он, как тот арабский верблюд, станет в палатке хозяином.
Ни Чан Кайши, ни его смертельный враг Мао не были мирными людьми. Не была мирной и их борьба за власть и 'избавление' от гнета иностранных держав и друг от друга. Если Китайская Народная Республика не вступает в открытую войну с Китайской Республикой (Тайвань), то это значит, что существующий между ними с конца 40-х годов конфликт вполне может продолжаться и без массового кровопролития.
Те многочисленные реформы, которые проводились при Дэне, вряд ли можно назвать бескровными. Те, кому не удалось эти реформы пережить, вполне могли считать их сродни войне - гражданской или какой-то еще.
Китай не вступает в военную конфронтацию с остальным миром, он не занимается колониальными авантюрами и не ведет войны, укрепляя свои позиции на мировой арене. Возможно, он сделал кое-какие выводы из истории Запада (или из его неудач), а также из учений Конфуция.
Я подозреваю, что Конфуций здесь сыграл более важную роль, ибо китайцам не очень-то удавались насильственные и жестокие методы Запада. Они продолжают движение, и все говорит о том, что Китай достигнет своих высот и, возможно, удержится на них какое-то время.
Когда-то языком знаний в мире была латынь. Немецкий был языком науки и техники, французский - языком дипломатии, а английский - языком бизнеса, коммерции и власти.
Сегодня в большинстве школ Азии ученых и лидеров будущего мира призывают изучать основные диалекты китайского языка.
Остальной мир, в частности, китайцы, будут изучать английский и американский английский, делая это по той же причине, по которой многие американцы учат испанский язык - чтобы легче было общаться в том крупном секторе потребителей/рабочей силы, который говорит на не доминирующем языке, чтобы легче было налаживать контакты в той культурной среде, в которой они живут.
Они этого почти добились. Я уже вижу языки пламени огнедышащего Красного Петуха, забежавшего в противоположный конец тоннеля. Отойдите в сторону, если не хотите, чтобы он раздавил и опалил вас, когда будет проноситься мимо. Игнорировать его - себе дороже. Это будущее.
Юань со временем заменит доллар и евро в качестве международной валюты. Ведь говорит же Закария: 'Они знают, как себя применить'.
Дебби Менон - внештатный автор, живет в Дубаи.
********
Кто повесил эту тряпку? (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Алексей Венедиктов: коллеги имели цель навредить либо мне, либо премьеру (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Кого и куда послал Лавров? (Тайное братство читателей ИноСМИ)
"Воздух свободы сыграл с Плейшнером злую шутку" (Тайное братство читателей ИноСМИ)
_________________________________
Нам, сторонникам либерального международного порядка, грозит новый глобальный беспорядок ("The Guardian", Великобритания)
Ослепленные самоизоляцией ("The Washington Post", США)
Кто будет лидером в Азии? ("Los Angeles Times", США)
Кто боится большого нехорошего Китая? ("The Times", Великобритания)