Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Соседи должны говорить откровенно

М.Риекстиньш: 'После многих лет работы на дипломатическом поприще, я заметил: латышам недостает единства'

Соседи должны говорить откровенно picture
Соседи должны говорить откровенно picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия настаивает, что даже на переговорах в ООН в Нью-Йорке по грузинскому вопросу должны присутствовать представители Абхазии и Южной Осетии. Поэтому предстоят очень сложные дипломатические переговоры, которые на международном уровне можно сравнить только с диалогом Кипра и Северного Кипра

Соседи в особенности должны говорить откровенно, а не прятать змею за пазухой, говоря об отношениях с Россией, отметил журналистам Latvijas Avize Волдемарсу Крустиньшу и Гиртсу Кондратсу министр иностранных дел Латвии Марис Риекстиньш.

В.Крустиньш: Россия продекларировала, что у нее новая внешнеполитическая стратегия, в которой также содержится заявление о том, что она оставляет за собой право по своему усмотрению защищать соотечественников. Следует ли Латвии тоже сделать некоторые коррекции в своей стратегии?

М.Риекстиньш: Хочу сказать, что для нас неприемлемо многократно выражавшееся мнение о том, что защиту прав соотечественников, соплеменников или граждан за рубежом надо обеспечивать такими средствами, как в случае Абхазии и Южной Осетии. В международном законодательстве определено, что за соблюдение прав любого человека, независимо от его гражданства, к примеру, здесь в Латвии, будь то гражданин Латвии, Польши, американец, русский или беженец, который ищет здесь убежища, ответственность возлагается на плечи институций того государства, где этот человек живет или находится. Другие государства не имеют права вмешиваться в этот процесс. Разумеется, если государство, в том числе и Латвия, нарушает принятые на себя обязательства по гарантированию прав человека, то есть целый ряд инструментов, которые дают возможность призвать страну-виновницу к ответственности, - ООН, Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и тому подобное. Таким образом, подход России к решению таких проблем, как говорится, мы отвергаем в корне.

- Можно добавить, что с учетом того, что произошло в 1940 году, для нас такой подход вообще неприемлем.

- Да, даже не говоря об этом аспекте. Что нам надо делать? Прежде всего, очень активно работать в рамках НАТО и ЕС, потому что это наши главные партнеры в вопросах безопасности в Балтийском регионе, в том числе и в Латвии. Сейчас очень много говорят об этих вопросах, пугая людей тем, что 5-й параграф НАТО это только политическая говорильня без наполнения. Сейчас я могу сказать: спите спокойно, потому что 5-й параграф НАТО (или 5-й пункт Вашингтонского договора) имеет не только политическую и юридическую, но и военную силу. Если придет такой несчастливый день, в чем я лично не уверен, то не будет так, что наши союзники будут только смотреть издалека, говоря, что ничем не могут нам помочь.

- Сказал ли вам об этом также генеральный секретарь НАТО, заверив, мол, вы, латыши, будьте спокойны: если надо, мы придем, и будем сражаться за вас?

- Во время встречи с нами, министрами иностранных дел трех стран Балтии, генеральный секретарь НАТО сказал, что не нужно сомневаться в серьезности 5-го параграфа НАТО. Он даже не принял дискуссию об этом.

- В последнее время у нас активизировались соотечественники неких больших государств, рассказывая о 'несправедливостях', которые по-прежнему существуют. О 'несправедливостях' дискутировать не будем, однако имидж Латвии очень некрасиво искажается. Что, к примеру, делают учреждения, хотя бы Институт Латвии, который находится под вашим надзором? Одно дело - 'Говорящие камни' за границей, но не настало ли время заняться, скажем, внутренней контрпропагандой?

- Имидж Латвии должны формировать не только Институт Латвии, но и МИД, дипломаты, политики, а также люди, которые едут за границу, рассказывая хорошее о нашем государстве. Понятно, что вокруг нас не только друзья. И у нас не все рады нынешнему внешнеполитическому курсу Латвии.

С учетом того, что в этом году латвийскому государству исполняется 90 лет, МИД в соответствии с нынешними финансовыми возможностями подготовил объемную программу мероприятий. Это более 200 различных мероприятий за рубежом, с привлечением художников, певцов, с организацией различных семинаров и выставок. Институт Латвии также участвует в организации этих мероприятий, к тому же в прошлом был хороший пример с (выставкой) 'Необычная Латвия' во Франции.

Другое дело, что после многих лет работы на дипломатическом поприще, я заметил: латышам недостает единства. В особенности, если посмотреть, как наши политические деятели ведут себя за границей. И здесь мы отличаемся, к примеру, от наших эстонских коллег, которые никогда не выносят наружу свои внутренние распри, а имидж и интересы своего государства способны поставить выше политических амбиций.

- Эстонцам посчастливилось, что у них, по меньшей мере, нет своих 25 депутатов, которые не осудили вторжение в Грузию. Но я не соглашусь с вами, потому что не помню, чтобы работники Института Латвии публично выступили в латвийском информационном пространстве и дали бы отпор, к примеру, тому, как здесь в Доме Москвы в присутствии посла России некоторые рассказывали, что мы чуть ли ни фашисты. Это, конечно, хорошо, что во Франции показывают 'Говорящие камни', но не лучше ли, если бы какая-то образная контрпропаганда была бы и здесь в Латвии?

- Тут я не соглашусь, потому что Институт Латвии и здесь на месте многое сделал - и, работая с иностранными журналистами, которые приезжают к нам, и беседуя с дипломатами. Однако, прежде всего, это задача политиков - рассказывать что хорошо, а что - нет.

- Сейчас снова всплыл вопрос о компенсациях евреям. Каково мнение МИДа по этому вопросу, и есть ли, к примеру, у Израиля, как и у посла США, свое мнение?

- Во всем деле о реституции задача МИДа - отвечать за рубежом на вопросы наших партнеров, а также представителей правительств и мировых, а также американских еврейских организаций, если таковые возникают. Какое необходимо принять решение по вопросу о возврате еврейской собственности - это не в компетенции МИДа. В действительности эти вопросы нам задаются уже много лет.

В начале девяностых годов Латвия из всех государств Центральной и Восточной Европы приняла самые либеральные законы, которые позволяют владельцам и их потомкам вернуть свою собственность, если они только могут доказать, что она им действительно принадлежала, - независимо от гражданства претендентов и от того, в какой стране они живут. Есть государства, в которых в этом смысле существуют ограничения. Например, собственность могут вернуть только люди, которые являются гражданами страны, проживающими в стране, где находится возвращаемая собственность. В Латвии дискуссия продолжается по другому аспекту этого вопроса. А именно: во время Второй мировой войны на нынешней территории нашего государства еврейская община больше других пострадала от нацистской Германии. Теперь в латвийских городах есть собственность, которая принадлежала местным еврейским организациям, однако поскольку люди, которые были с нею связаны, убиты во время холокоста, то чисто физически невозможно, чтобы кто-то потребовал эту собственность. Вопрос в том - что делать дальше? С одной стороны, собственность принадлежит латвийскому государству или местному самоуправлению, но еврейские организации говорят, что она принадлежала какой-то части общины. По этому аспекту сейчас и происходит обмен мнениями. Народная партия рассмотрела этот вопрос на заседании фракции и выразила мнение, что вопрос надо решать в рамках существующего законодательства.

У этого вопроса есть историческая, юридическая и моральная плоскости. Премьер-министр поручил Министерству юстиции создать рабочую группу, которая еще раз рассмотрит законодательство Латвии, изучит архивные материалы, поговорит с теми, кто заинтересован в решении.

- То есть, вы признаете, что с еврейской общиной Латвии можно говорить о реституции касательно вопросов собственности общины - довоенных домах общины, синагогах, зданиях касс взаимопомощи в Риге и в других местах?

- Еврейская община уже получила назад многое из того, что в свое время требовала в Латвии. Рабочая группа должна будет разобраться с оставшимися неясными вопросами. К тому же еврейская община Латвии делегировала представлять свои интересы в этом вопросе некую международную еврейскую организацию. Если вы спрашиваете, точен ли список требуемых объектов, то я видел список, который использовался во времена предыдущего премьера, когда готовился вопрос о возможных компенсациях. То предложение мне не показалось правильным.

В.Крустиньш: Каковы наши отношения с Россией в вопросе о возможности визита в Москву министра иностранных дел и президента? Как спросила по телефону наша читательница: целесообразно ли президенту ехать туда?

Г.Кондратс: К тому же надо добавить, что недавно посол России Александр Вешняков в Доме Москвы высказался, что риторика Латвии, направленная против России, слишком резкая, мнение России вообще не принимается во внимание, и никто не проявляет серьезного желания с ним встречаться. Говоря о визитах, он прогнозировал, что министр иностранных дел может быть в октябре в Москве, а о желании президента посетить Россию он якобы читал только в газетах.

- Если мы вспомним взаимоотношения Латвии и России в течение последнего года, то министр иностранных дел России Сергей Лавров, посетив Латвию и встретившись с президентом, пригласил его прибыть с визитом в Россию. Очевидно, посол России ссылается на то, что прочитал в газетах о своем министре.

Что касается Грузии, то Латвия выразила свою позицию, которая не является ни 'американской', ни 'суперевропейской'. Эта политика кроется в наших интересах. Хотя мой предшественник Янис Юрканс пытается подчеркивать, что у Латвии нет никакой внешней политики, она все же есть. Мы считаем, что Латвия с точки зрения территории, населения, экономических и военных возможностей - небольшое государство, и поэтому для нас неприемлемо, когда фундаментально нарушается международное право. Я не первый день во внешней политике и знаю, что международное право в мире время от времени нарушается. Но это не значит, что в тот момент, когда соседнее с нами государство всей своей военной мощью входит на территорию другого суверенного государства, к тому же нашего партнера по сотрудничеству, мы будем сидеть тихо и говорить, что это далеко от нас и нас не касается. Если кто-то в Москве попытается использовать это, чтобы осложнить наши отношения, это не наш выбор. Латвия готова говорить с Россией на все темы, в том числе и на те, по которым мы не можем прийти к согласию. К тому же соседям в особенности нужно говорить откровенно, а не прятать змею за пазухой. Кто же, как не министры иностранных дел даже в самой сложной ситуации могут встретиться, сесть за стол переговоров! Более того, я не получил от господина Лаврова отказа от переговоров, которые мы начали в прошлом году.

О визите президента в Москву. Приглашение было сделано еще год назад. Нет конкретной даты, когда это может произойти. Сейчас я тоже не вижу всех содержательных элементов визита, подразумевая под этим новые договоры, которые можно было бы подписать во время визита. Работа над отдельными важными документами, например, по защите инвестиций или избеганию двойного налогообложения, к сожалению, застопорилась на стадии формулировок отдельных статей.

Если речь идет о моем визите в Москву, то он может состояться во второй половине октября, а о сроке поездки президента я пока ничего сказать не могу. Однако работа над тем, чтобы содержание визита соответствовало его уровню, продолжается. Президенты ведь могут встретиться и поговорить в 'международных' коридорах, но для двустороннего визита необходимо и что-то символическое, например, обмен отдельными объектами культуры, к которым проявляют интерес министерства культуры наших государств. Насколько я знаю, после всех смутных времен в Латгале есть несколько икон, которые по различным документам могут отойти к России.

В свою очередь, мы хотели бы вернуть довоенный фонд фильмов, который создан на средства от налоговых сборов с жителей Латвии.

В.Крустиньш: Однако господин Затлерс совсем скоро отправится в Казахстан, Узбекистан и Туркменистан? Для первых двух визитов список довольно длинный, а по третьему - совсем чистый лист. Что будет делать там президент в то время, когда в очередной раз нужно больше укреплять отношения с ЕС и НАТО?

М.Риекстиньш: У МИДа есть идея, и мы выразили свой интерес к поездке туда. По-моему, этот визит очень важен. Во-первых, ЕС в прошлом году принял стратегию по Центральной Азии. Возрастает роль этого региона в энергетике. Он имеет также важное место в связи с ситуацией в Афганистане, или, к примеру, в борьбе с транзитом наркотиков в Европу и т.д. У Латвии, по сравнению с другими странами-членами ЕС, более широкие сеть представительств и связи в этом регионе, которые образовались и существуют десятки лет. Почему визиты пройдут на президентском уровне? Потому что это единственный уровень, который что-то определяет в этом регионе.

Туркменистан долгое время был закрыт для внешнего мира, а после ухода Туркменбаши, похоже, приоткрыл свои двери для диалога с Европой.

Однако есть и двусторонние интересы, которые связаны с использованием нашей транспортной сети, с информационными технологиями, открыты прямые рейсы в Алма-Ату и Ташкент. Туда летают люди, которые хотят наладить бизнес-связи и, думая о будущих перспективах, ищут новые возможности на рынках. В этом смысле данный регион очень перспективен.

- Говоря о позиции Латвии по грузинскому вопросу, вы сказали, что она 'не американская'. Каковы отношения Народной партии с посольством США в Латвии?

- У меня с послом США в Латвии хорошие и деловые отношения. Недавно с послом мы посетили Торгово-промышленную палату США в Латвии, там вместе выступили перед присутствовавшими и ответили на их вопросы. Есть много вопросов, над которыми мы работаем вместе, к примеру, введение безвизового режима. Я допускаю, что в обозримом будущем может состояться мой визит в США. Посла, как и глав других дипломатических представительств, пригласим на конгресс Народной партии.

- Недавно мы говорили с послом Франции о проблемах Грузии, было упомянуто совещание в Женеве 15 октября, где будет идти речь о беженцах, и я спросил, согласна ли с этим Грузия.

- В том числе и о беженцах. Это одна вещь, которая на языке у дипломатов: план 'Саркози-1' отличает от плана 'Саркози-2'. Первый - это план из шести пунктов, который был согласован в первые дни войны, чтобы приостановить вторжение. А второй - соглашение Москвы и Тбилиси от 8 сентября. Ясно, что 15 октября состоится встреча в Женеве, на которой будут обсуждаться вопросы безопасности в Абхазии и Южной Осетии, а также вопросы беженцев, в том числе и в Грузии. Сказано, что будут говорить 'стороны'. Но что это значит? Грузия сказала, что согласилась участвовать в переговорах как 'сторона', но не как одна из трех 'сторон'. Мы не знаем, как будет решен вопрос присутствия представителей Абхазии и Южной Осетии.

Для Европейского Союза, в том числе и для Латвии, участие представителей сепаратистских регионов неприемлемо, потому что мы считаем их составной частью Грузии. В свою очередь, Россия настаивает, что даже на переговорах в ООН в Нью-Йорке по грузинскому вопросу должны присутствовать представители Абхазии и Южной Осетии. Поэтому предстоят очень сложные дипломатические переговоры, которые на международном уровне можно сравнить только с диалогом Кипра и Северного Кипра, поскольку ни одно государство, за исключением Турции, последний не признало. Здесь европейцы должны быть очень принципиальными, потому что Абхазия и Южная Осетия не могут сидеть за одним столом с равными правами с Россией, Грузией и Европейским Союзом, может быть, также и с США.

Еще в отношении Грузии добавлю, что на совещании министров иностранных дел Европейского Союза внимание было уделено и участию ЕС в разрешении ситуации и в оказании помощи. Между странами-участницами достигнуто соглашение об отправке гражданской миссии Европейского Союза в Грузию - в общей сложности 200 человек. На этой неделе на заседании Кабинета министров решено направить в Грузию пять латвийских гражданских экспертов для участия в наблюдательской миссии ЕС, которая начнет свою работу 1 октября. Также в контексте Грузии в актуальной повестке дня стоит вопрос об организации конференции доноров еще в этом году, чтобы собрать средства для процесса восстановления государства. Латвия оказала поддержку Грузии в этой сложной ситуации, и нам надо продолжать это.

* * * * * * *

Кто повесил эту тряпку? ("Галичина", Украина)

Опрос киберпартизан: "Решающий фактор в информационной войне" (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)

Не много ли на 'Эхе' Шендеровичей? (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)

Валерия Новодворская: У меня вопросы к тем, кто одной со мной крови (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)

____________________________________

Вопросы латышских националистов к 'новой политике' России ("Latvijas Avize", Латвия)

Уроки Грузии для Латвии ("Latvijas Avize", Латвия)

Почему Латвия подыграла России? ("Telegraf", Латвия)