Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кондолиза Райс: 'Мы надеемся, что российское руководство сделает ответственный выбор'

Выступление Госсекретаря США в фонде Маршалла 'Германия-США'

Кондолиза Райс: 'Мы надеемся, что российское руководство сделает ответственный выбор' picture
Кондолиза Райс: 'Мы надеемся, что российское руководство сделает ответственный выбор' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Cовершенно неверно возлагать вину за поведение России на Соединенные Штаты - будь-то тезис о том, что мы были излишне жесткими, или наоборот - недостаточно жесткими, что мы де либо не учитывали ее интересы, либо были слишком наивными в оценке ее лидеров.

Кондолиза Райс: 'Мы надеемся, что российское руководство сделает ответственный выбор - ради своего народа и всего мира'

Поблагодарив президента фонда Крэйга Кеннеди за предоставленную возможность выступить, Кондолиза Райс отметила, что фонд Маршалла является незаменимым не только для трансатлантического союза, но и для партнерства США и их союзников за пределами европейского континента.

Она особо подчеркнула, что в современном мире Соединенные Штаты и Европа как никогда ранее нуждаются в выработке единых взглядов, единых целей и действий, и что вклад фонда в укрепление связей между Америкой и Европой является неоценимым.

Приводим далее полный перевод речи Госсекретаря США.

'Я прибыла сюда, чтобы выступить перед вами на тему, которая занимает в последнее время всех нас - тему России.

Большинству из нас события последнего месяца хорошо известны. Причины конфликта - особенно разногласия между Грузией и сепаратистскими регионами Абхазии и Южной Осетии - имеют сложный характер. Своими корнями они уходят еще в период распада Советского Союза.

Соединенные Штаты и наши союзники много раз пытались помочь сторонам найти дипломатическое решение. По сути дела, именно с этой целью я посетила Грузию за месяц до начала конфликта. Также поступил и министр иностранных дел Германии Штайнмайер и другие.

Конфликт в Грузии имеет глубокие корни, и все стороны допускали ошибки и просчеты. Однако важнейшие его факты очевидны:

7 августа, после неоднократных нарушений соглашения о прекращении огня в Южной Осетии, в том числе - артиллерийских обстрелов грузинских деревень, правительство Грузии начало массированную военную операцию в Цхинвали и других частях сепаратистского региона. К сожалению, в боях погибли несколько российских миротворцев.

Эти события не могли нас не встревожить. Однако ситуация еще более обострилась после того, как руководство России нарушило суверенитет и территориальную целостность Грузии, и начало полномасштабное вторжение, перейдя международно-признанную границу. Тысячи мирных граждан были вынуждены покинуть свои дома. Российское руководство установило военную оккупацию, охватившую зону в глубине грузинской территории. Они также нарушили соглашение о прекращении огня, достигнутое при посредничестве президента Франции Николя Саркози.

Другие действия России в период кризиса также вызвали глубокую тревогу. Это и панические заявления, обвиняющие грузинские силы в 'геноциде'. И безосновательные утверждения о действиях США в период конфликта. И попытки расчленить суверенную страну путем признания Абхазии и Южной Осетии, разговоры об 'особых интересах' в отношении независимых соседних государств, а также отказ в доступе международных наблюдателей и неправительственных организаций в Южную Осетию и Абхазию, несмотря на продолжающееся насилие со стороны ополчения, мстившего невинному грузинскому населению.

Однако еще более тревожным является то, что эти действия России вписываются в общую тенденцию ужесточения ее политики в последние годы.

Среди прочего, я имею в виду давление России на соседние суверенные государства, использование ею нефти и газа в качестве орудия политики, односторонний выход из Договора об обычных вооруженных силах в Европе, угроза перенацелить ядерное оружие на мирные страны, продажа оружия государствам и группировкам, которые угрожают международной безопасности, преследования, (а иногда, и хуже) российских журналистов, инакомыслящих и так далее.

На фоне этих тенденций Россия предстает как все более авторитарное государство внутри страны, и агрессивное - за ее пределами.

Такое поведение не могло остаться незамеченным и без ответа. Мы искали решение этих проблем в контексте наших усилий по налаживанию конструктивных отношений с Россией. Однако нападение на Грузию со всей ясностью продемонстрировало курс, которым следует российское руководство, и поставило нас и весь мир перед критическим для России моментом.

Критическим, но не предрешенным.

Российские лидеры приняли ряд вызывающих сожаление решений. Однако они могут поступить и по-другому. Судьба России находится в руках самой России. Стоящий перед ними выбор будет, отчасти, зависеть от действий Соединенных Штатов, наших друзей и союзников - от того, какие стимулы мы предложим, и какое давление мы окажем.

Мы намерены строить международные порядок, основанный на свободе, верховенстве закона, правах человека и человеческом достоинстве, свободном рынке и социальной справедливости. Такой же выбор сделало большинство государств мира. И мы убеждены в его правильности.

В последнее время много говорилось о том, как мы оказались в нынешнем положении. Кое-кто попытался переложить ответственность за последние действия России на других. Однако вину за это нельзя переложить на плечи ее соседей, в том числе Грузии.

Надо признать, грузинское руководство могло лучше отреагировать на события прошлого месяца в Южной Осетии и отрицать этого не следует. Мы предупреждали наших грузинских друзей, что Россия заманивает их в ловушку, и что, поддавшись на это, они лишь сыграют на руку Москве.

Тем не менее, Россия использовала это как предлог для развязывания, по всем признакам, заранее спланированного вторжения на территорию независимого соседнего государства. Российское руководство подготовило почву для такого развитию событий за многие месяцы до этого - путем раздачи российских паспортов грузинским сепаратистам, обучения и вооружения их ополчения - а затем, воспользовалось этим, для оправдания кампании на территории Грузии как акта самозащиты.

Нельзя также возлагать вину за поведение России на расширение НАТО. После окончания 'холодной войны', мы и наши союзники работали над тем, чтобы трансформировать альянс - превратить его из бастиона, защищающего разделенную Европу, в инструмент, способствующий становлению континента как единого целого, свободного и мирного; а также в средство противодействия таким опасностям, как терроризм, который угрожает и России.

Мы сделали НАТО открытым для любого суверенного, демократического государства Европы, которое отвечает стандартам членства. Мы поддержали право всех стран, освободившихся от коммунизма, самостоятельно избирать путь своего развития, и те организации, в которые они хотели бы вступить.

И эти исторические усилия принесли успех. Сегодня почти половина наших союзников по НАТО - это бывшие порабощенные нации. А обещание будущего членства стало для этих государств позитивным стимулом для создания демократических институтов, реформирования экономики, урегулирования старых споров. Именно так поступили Польша и Венгрия, Румыния и Словакия, Литва и другие государства.

Не менее важно и то, что НАТО последовательно стремилось привлечь Россию в качестве партнера, чтобы вместе строить мирную и процветающую Европу. Россия принимала участие практически во всех саммитах НАТО, начиная с 2002 года. Поэтому заявлять, что этот альянс направлен против России - значит просто игнорировать историю. На самом деле, наш подход всегда был и остается следующим: законным интересам безопасности России лучше всего отвечают не слабые, расколотые и бедные страны на ее границах, а мирные, процветающие и демократические государства.

Также совершенно неверно возлагать вину за поведение России на Соединенные Штаты - будь-то тезис о том, что мы были излишне жесткими, или наоборот - недостаточно жесткими, что мы де либо не учитывали ее интересы, либо были слишком наивными в оценке ее лидеров.

За период со времени окончания 'холодной войны', охвативший три администрации, Соединенные Штаты всегда стремились способствовать возрождению России как сильного, процветающего и ответственного государства. Мы относились к ней не как к повергнутому врагу, а как к новому партнеру. Мы поддерживали - политически и экономически - трансформацию России в государство с современной рыночной экономикой и свободным, мирным обществом.

И мы уважали Россию как великую державу, с которой следует сотрудничать для решения общих глобальных проблем.

Когда наши интересы расходились, США консультировались с лидерами России. Мы пытались найти точки соприкосновения. Мы стремились, насколько это было возможно, учитывать Российские интересы и идеи. Так мы всегда подходили к решению сложных вопросов - будь-то Иран, Косово, или противоракетная оборона. Я неоднократно ездила в Россию, в последние два раза - с министром обороны Робертом Гейтсом, с целью развития сотрудничества.

Все чаще лидеры России не отвечали нам тем же в полной мере. А их недавние действия заставляют некоторых задаться вопросом, не вовлечены ли мы в новый виток 'холодной войны'? Нет, не вовлечены. Но вопрос остается открытым: что произошло с Россией? Как Россия 90-х годов превратилась в Россию сегодняшнего дня?

90-е годы были многообещающим периодом реальной надежды в России. Тоталитарное государство больше не существовало. Для большинства россиян гражданские свободы значительно расширились - они могли читать, они могли говорить, они могли продавать и покупать, они могли создавать союзы и ассоциации. Появились новые лидеры, которые стремились направить Россию по пути политических и экономических реформ, по пути интеграции в мировую экономику и укрепления ответственного статуса в международном сообществе.

Все это так. Но многие граждане России вспоминают это время по-другому. Они вспоминают прошедшее десятилетие как время беззакония, экономической нестабильности и социального хаоса. Это было время, когда бандиты, гангстеры и грабители обворовывали государство и жили за счет самых уязвимых и слабых его граждан. Это было время, когда многие россияне - и не только представители элиты и бывшей номенклатуры, но и простые люди - испытывали чувство унижения и потерянности, что мы на Западе не смогли в полной мере понять.

Я помню ту России, потому что я видела ее своими глазами.

Я помню пожилых женщин, продающих свои вещи на улице Арбат - тарелки, разбитые чайные чашки, буквально все, чтобы свести концы с концами.

Я помню российских солдат, которые возвращались домой из стран Восточной Европы и были вынуждены жить в палатках, потому что российское государство было слишком слабым и нищим, чтобы обеспечить их жильем.

Я помню беседы с моими русскими друзьями - терпимыми, открытыми, прогрессивно мыслящими людьми, которые в тот период испытывали чувство острого стыда. Не потому, что они потеряли Советский Союз, но оттого, что они больше не узнавали свою страну: Большой театр разваливался, пенсионеры не могли платить по счетам, олимпийская команда России представляла свою страну на Играх в 1992 году под флагом, который никто раньше не видел, а спортсмены получали золотые медали под звуки гимна, который никто раньше не слышал. Люди испытывали унижение оттого, что ничто русское больше никого не устраивало.

Все это не оправдывает нынешнего поведения России, но помогает понять его контекст. Это помогает объяснить, почему многие россияне почувствовали облегчение и гордость, когда в конце прошлого десятилетия на авансцену вышли новые лидеры, которые стремились возродить Российское государство и укрепить его влияние в мире. Неудивительно, что власть - пусть и не совершенная, считалась лучше, чем ее полное отсутствие.

Однако вскоре стало ясно, что легитимная цель восстановления России омрачена ограничением личных свобод, беззаконием и произволом властей, повсеместной коррупцией и параноидальными агрессивными импульсами. Как уже бывало в российской истории, это проявляется в том, что нарождение демократии в соседних странах, в частности, цветные революции в Грузии, Украине и Кыргызстане, рассматриваются не как источник дополнительной безопасности, но как угроза российским интересам.

Тем не менее, каким бы курсом сейчас не двигалась страна, нынешняя Россия - это не Советский Союз - ни по размерам ее территории, ни по ее мощи, ни по ее задачам, ни по сути существующего режима. Лидеры России сегодня не претендуют на универсальность своей идеологии, не предлагают альтернативу демократическому капитализму и не способны создать параллельную систему стран-спутников и организаций-соперников. Основ Советской системы больше не существует.

Несмотря на авторитарность лидеров России, граждане страны сегодня имеют более высокий уровень жизни, больше возможностей и, в каком-то смысле, больше свобод, чем в царской или советской России. Россияне все больше хотят получать преимущества глобальной интеграции - рабочие места, новые технологии, зарубежные поездки, предметы роскоши и ипотечный кредит.

При таком росте благосостояния и открывающихся возможностях, мне трудно себе представить, чтобы большинство граждан России хотели бы вернуться в прошлое, в советские времена, когда их страна с гордостью находилась в изоляции от западных рынков и сообществ.

И это еще более углубляет трагедийность тех решений, которые принимают лидеры России. Речь идет не только о тех страданиях, которые они причиняют другим, но и о той непомерной цене, которую приходится платить самой России. Дело еще и в том, что они подрывают международное доверие, которое с таким трудом завоевывали российские бизнесы, и в том, что они подвергают риску уже достигнутый и будущий прогресс граждан России, которые столь многого добились со времен падения коммунизма.

И ради чего? Нападение России на Грузию доказало только то, что уже было известно: Россия может использовать свой огромный военный потенциал, чтобы наказать маленькую соседнюю страну. Но Грузия выжила. Ее демократия выстоит. Ее экономика будет восстановлена. Ее независимость будет обеспечена. Ее вооруженные силы со временем возродятся. И мы с нетерпением ожидаем того дня, когда территориальная целостность Грузии будет восстановлена мирным путем.

Своим вторжением в Грузию Россия не добилась - и не добьется - никаких стратегических целей. Лидеры России не смогут реализовать свою основную военную задачу - свержение правительства Грузии. Наша стратегическая цель сейчас состоит в том, чтобы дать ясно понять российским лидерам, что их решения ведут Россию по пути к международной изоляции и к произвольной утрате ее статуса на мировой арене.

Чтобы добиться нашей цели, понадобится решимость и единство ответственных стран - таких, как США и наши европейские союзники. Мы не можем дать основания некоторым российским лидерам укрепиться в убеждении, которое по всем видимости у них сложилось, что если оказывать сильное давление на свободные народы - запугивать их, угрожать им, нападать на них - то мы смиримся, забудем и, в конце концов, согласимся на это.

США и страны Европы должны выступить против подобного поведения, и всех, кто его поддерживает. Ради нас, и ради российского народа, который заслуживает лучших отношений с остальным миром, США и страны Европы не должны позволить российской агрессии добиться каких бы то ни было целей. Ни в Грузии, ни в любом другом месте.

Таким образом, мы и наши европейские союзники едины в поддержке Грузии. При этом особенно следует подчеркнуть ведущую роль президента Саркози. НАТО имеет единое мнение. Только на этой неделе Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер возглавил поездку послов всех 26 стран-членов Альянса в Тбилиси, чтобы продемонстрировать безусловную поддержку наших грузинских друзей. Дверь в Северо-Атлантический Альянс для Грузии остается широко открытой, и мы продолжим работу в новой Комиссии НАТО- Грузия, чтобы претворить это в реальность.

Мы и наши европейские союзники останемся во главе международных усилий по оказанию помощи в восстановлении Грузии - усилий, которые уже привели к замечательным результатам. США выделили Грузии пакет экономической помощи в размере одного миллиарда долларов. Евросоюз обещал выделить 500 миллионов евро. Он также готовится отправить в Грузию большую группу гражданских наблюдателей.

В дополнение и при поддержке США и стран Европы, министры иностранных дел стран большой семерки осудили действия России и обещали поддержать восстановление Грузии. Азиатский банк развития обещал предоставить Грузии заем в размере 40 миллионов долларов. Международный валютный фонд одобрил резервный кредит на сумму 750 миллионов долларов. А ОБСЕ планирует направить в Грузию большую группу своих наблюдателей, хотя Москва все еще блокирует этот план.

С другой стороны, действия России получили минимальную поддержку. Одобрение Даниеля Ортеги и "ХАМАС" вряд ли может считаться дипломатическим триумфом.

В то же время, США и страны Европы продолжают однозначно поддерживать независимость и территориальную целостность соседних с Россией государств.

Соединенные Штаты и Европа укрепляют связи с соседями России. Мы действуем единым широким фронтом, к которому принадлежат, в частности, наши друзья в Швеции и Финляндии, сыгравшие неоценимую роль во время недавнего кризиса. Мы поддерживаем все важные инициативы - в том числе и так называемую Северную инициативу, с которой выступила Норвегия. Мы работаем над разрешением региональных конфликтов - включая конфликт вокруг Нагорного Карабаха. И мы не позволим России наложить вето на будущее евро-атлантического сообщества, идет ли речь о том, какие государства мы принимаем в наш альянс, или о том, кто пожелал к нам присоединиться. Мы ясно сказали об этом нашим украинским друзьям.

Во имя достижения энергетической независимости, Соединенные Штаты и Европа углубляют сотрудничество с Азербайджаном, Грузией, Турцией, странами Каспийского бассейна. Мы расширим открытую глобальную энергетику и защитим ее от любых посягательств. Недопустима ситуация, когда Россия действует по одним правилам, а остальные - по другим.

США и Европа - а также наши многочисленные союзники во всем мире - не допустят, чтобы Россия, с одной стороны, использовала мировые рынки и международные институты, а с другой, беззастенчиво попирала нормы международного права. Нельзя сидеть на двух стульях. В двадцать первом столетии недопустимо использовать методы девятнадцатого.

Для полноценного развития России необходима интеграция в систему мировых экономических и политических отношений. Однако сегодня Россия интегрирована в нее лишь наполовину. Если Россия не хочет ограничиться ролью поставщика энергии, то ей следует усвоить суровую истину: она зависит от мирового сообщества и от этой зависимости ей не уйти.

Уже сегодня российские лидеры видят, к каким последствиям может привести их агрессивная политика. Положение России в мире - и в этом состоит существенное различие между Россией и Грузией - сегодня хуже, чем когда-либо, начиная с 1991 года. За свою добровольную изоляцию России придется дорого заплатить.

Американо-российское сотрудничество в области гражданской энергетики прекращено. Российские лидеры нанесли болезненный удар по экономике своей страны. Вступление России в ВТО поставлено под вопрос. То же самое можно сказать о перспективах вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития.

Однако, быть может, худшее из последствий того, что происходит на наших глазах, - это неизбежно возникающий вопрос: кто же в действительности управляет Россией? Ведь совсем недавно новый президент России говорил о будущем своей страны в совершенно ином - позитивном - ключе.

Он указывал на проблемы, с которыми сталкивается Россия: демографический кризис, тяжелое положение в области здравоохранения, трудности на пути создания высокотехнологичной экономики. Президент упомянул и о разрыве в уровне жизни между Москвой, Санкт-Петербургом и еще несколькими крупными городами, с одной стороны, и русской деревней, с другой.

Президент призвал к укреплению власти закона, к искоренению коррупции, к капиталовложениям в проекты, направленные на повышение благосостояния народа, к созданию возможностей для процветания не только элиты, но всего населения России.

Это то, что Дмитрий Медведев назвал четырьмя 'и', призванными привести к росту российской экономики: инвестиции, инновации, институциональные реформы и улучшение инфраструктуры.

При таком понимании своих задач Россия просто не может позволить себе проводить внешнюю политику, основанную на антагонизме и отчуждении.

Это особенно верно сегодня, когда 'полярность' - безотносительно к тому, какое число 'полюсов' мы находим в мире, - перестает быть организующим принципом международных отношений. В сегодняшнем мире стоит иная задача - создание системы прочных связей между многими государствами, каждое из которых оказывает влияние на мировые события.

Сегодняшний контекст мира сильно отличается от того, который доминировал почти весь прошлый век, когда внешняя политика США была заложницей наших отношений с Россией. Мы смотрели через эту призму на все, включая отношения с другими странами. Мы были замкнуты в игре с нулевой суммой, коим являлся идеологический конфликт с Советским Союзом. Каждому государству приходилось выбирать, на чьей оно стороне, что радикально сокращало возможности наших действий.

По счастью, этот мир канул в лету и больше не вернется. Таким образом, перед Соединенными Штатами открылось поле для более разносторонней внешней политики. И мы ее проводим.

Мы занимаемся перспективами связей с такими многонациональными демократическими государствами, как Бразилия и Индия, а также с новыми экономическими партнерами, такими как Китай и Вьетнам, отношения с которыми были окрашены соперничеством в годы 'холодной войны'.

Мы меняем характер связей с нашими союзниками в Азии - Японией и Южной Кореей, Австралией и Филиппинами, переходя от платформы совместной обороны к обеспечению региональной безопасности, расширению торговли и поощрению свободы в динамичном Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Мы перестраиваем отношения со странами вроде Ливии, чье руководство предпринимает ответственные шаги навстречу мировому сообществу.

Мы углубляем партнерства, основанные на общих принципах, со многими странами Африки, поддерживая новую устремленность континента к успеху в XXI веке на путях справедливого государственного правления, подготовки специалистов, борьбы с болезнями и коррупцией и стимулирования развития в рамках экономической свободы.

Мы оставляем позади 60 лет политики в регионе Ближнего Востока, где императивы 'холодной войны' вынуждали череду американских администраций поддерживать стабильность в ущерб свободе, не достигая в результате ни того, ни другого.

Наконец, мы связываем большие надежды на будущее с союзом с нашими друзьями в Латинской Америке, с которыми в эпоху 'холодной войны' нас разделяли разногласия, подчас значительные. Сейчас мы разделяем общие взгляды на демократическое развитие, личную безопасность и социальную справедливость в регионе.

Анахронизм демонстрации Россией своей военной мощи не способен повернуть вспять колесо истории. Россия вольна определять характер своих отношений с суверенными государствами. А те вольны определять свои отношения с Россией - что относится и к странам Западного полушария.

Мы убеждены, что наши связи с соседями, желающими улучшить свои системы здравоохранения и образования, увеличить трудовую занятость и качество жилья, - эти связи нисколько не пострадают в результате визита эскадрильи устаревших бомбардировщиков в одну из немногих автократий Латинской Америки. Местные авторитарные режимы вытесняют себя на обочину дороги к миру и процветанию, по которой движутся демократические государства этого полушария.

Сегодняшний мир изобилует не только историческими возможностями для прогресса, но и трудностями в его достижении - от терроризма и распространения оружия массового поражения, до изменения климата и роста цен на сырье. Соединенные Штаты заинтересованы в создании партнерств для преодоления этих трудностей. В этом заинтересована и Россия.

Соединенные Штаты и Россия объединяет общий интерес в борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом. Нас объединяет с Россией общий интерес в превращении Корейского полуострова в зону, свободную от ядерного оружия и недопущении правителей Ирана к обладанию самым разрушительным оружием. Мы разделяем с Россией общий интерес в создании безопасного Ближнего Востока, где будет царить мир между израильтянами и палестинцами. И мы, и Россия не заинтересованы в том, чтобы в Совете безопасности ООН вновь воцарилось тупиковое положение, которое не давало ему работать в годы 'холодной войны'.

Все это - и многое другое - Соединенные Штаты и Россия разделяли 7 августа. И продолжаем разделять сегодня, 18 сентября. Сочинская декларация, подписанная президентом Бушем и тогдашним президентом Путиным в начале текущего года, создает стратегический фундамент для развития Соединенными Штатами и Россией наших многочисленных общих интересов.

Мы также вынуждены делиться с Россией соображениями о наших общих тревогах. Но было бы постыдным сводить наши отношения только к этому, поскольку наилучшие отношения существуют между государствами, разделяющими не только интересы, но и цели, стремления и - да - моральные ценности.

Каковы бы ни были расхождения между нашими правительствами, мы не допустим, чтобы они перекрыли пути общения между нашими народами.

Поэтому мы будет по-прежнему спонсировать приезд в Америку российских студентов и преподавателей, судей и журналистов, профсоюзных деятелей и демократических реформаторов. Мы будем продолжать помощь России в борьбе с ВИЧ/СПИДом и туберкулезом. И мы по-прежнему будем поддерживать тех россиян, кто стремится построить в своей великой стране свободное будущее

Я искренне надеюсь, что будущий президент и следующий госсекретарь США посетят Россию, найдут время для бесед с представителями российского гражданского общества и дадут интервью независимым СМИ, которых в России остается все меньше, но которые упорно продолжают свое дело.

Соединенные Штаты и наши друзья и союзники - не только в Европе, но и в Южной Америке, в Азии, Африке и на Ближнем Востоке - не сомневаются в правильности нашего видения мира в начале нового века, в котором статус великой державы определяется не сферами влияния, не соперничеством с нулевой суммой и не навязыванием своей воли более слабым, а открытой конкуренцией на глобальных рынках в торговле и развитии, национальной независимостью, уважением прав человека, верховенством закона и защитой свободы.

Подобное видение мира не безоблачно; оно наталкивается на проблемы и даже значительные кризисы, свидетелями чему мы стали в последние дни. Но наш открытый взаимозависимый мир как никакой другой в истории предоставляет людям неслыханные возможности для жизни в мире, процветании и достоинстве.

Сумеют ли российские лидеры избавиться от ностальгии по прежним временам и принять источники и проявления власти XXI века, покажет будущее. Решать должна Россия, и только она сама. Мы надеемся, что российское руководство сделает ответственный выбор - ради своего народа и всего мира'.

Мониторинг: читатель ИноСМИ - I_NRW

* * * * * * * *

Кто повесил эту тряпку? (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Алексей Венедиктов: коллеги имели цель навредить либо мне, либо премьеру (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Кого и куда послал Лавров? (Тайное братство читателей ИноСМИ)

"Воздух свободы сыграл с Плейшнером злую шутку" (Тайное братство читателей ИноСМИ)

_________________________________________________

Агрессивной России грозит положение изгоя ("The Guardian", Великобритания)

Райс: Отповедь России в самых жестких выражениях ("The New York Times", США)

Русский медведь в 'заднем дворе' США ("Reuters", Великобритания)