Критическая ситуация, сложившаяся в мире вокруг Грузии, должна заставить членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) проявить беспокойство. Конфликт между Россией и Грузией затрагивает не только их ближайшее окружение, но имеет также и более широкий геополитический резонанс. И здесь один из вопросов, вызывающих озабоченность, - это продолжающееся стремление Ирана приобрести военный ядерный потенциал и роль России в урегулировании этой проблемы, последствия которой могут отразиться на ситуации с безопасностью всех стран Персидского залива. Посему арабские государства этого региона не могут позволить себе держаться в стороне при обсуждении данной ситуации и должны заявить о своей обеспокоенности, четко выразив свои позиции по этому вопросу. Стратегия сохранения строгого нейтралитета в данном случае может оказаться в высшей степени контрпродуктивной.
В целом, отношения стран-членов ССАГПЗ и России за последние несколько лет заметно улучшились, а объемы торгового оборота с 2000 года увеличились в шесть раз. Добавим к этому визит в феврале 2007 года в Катар и Саудовскую Аравию тогда еще президента России Владимира Путина, который обозначил еще ряд дополнительных сфер сотрудничества между этими странами. Во всех этих сферах сотрудничество возможно, но только если Россия проявит стабильную позицию в отношении всего региона. Действия Москвы в ситуации вокруг Грузии не только поставили под угрозу вопрос расширения экономического коридора между Россией и странами Залива, но также оказали негативное влияние на инвестиции этих стран в Кавказский регион. Так, например, грузинский порт Поти, большая часть которого управляется инвестиционной компанией из ОАЭ 'Ras Al-Khaimah Investment Authority', серьезно пострадал в ходе российских авиационных налетов. Такие действия России приминительно к ее отношениям к странам Залива наверняка нельзя назвать правильными.
В свете этих событий для ССАГПЗ необходимо занять четкую позицию и убедиться, что Россия полностью понимает возможные последствия своих действий для ее связей со странами Залива. В этом контексте можно предпринять три шага.
Первый - Совет должен выступить с явной поддержкой усилий, прилагаемых Евросоюзом для дипломатического урегулирования кризиса и выработки решения, которое послужило бы основой для более широкой системы европейской безопасности. Европа является главным переговорщиком между Москвой и Тбилиси, а ЕС - это единственный на данный момент международный институт, который может не только служить залогом восстановления доверия между двумя столицами, но и, что более важно, предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации на региональном и международном уровнях.
Второй шаг заключается в том, что страны ССАГПЗ должны четко дать понять России, чего они ждут от нее. В вопросе с Ираном Москву необходимо уведомить, что не стоит использовать 'иранский козырь' в качестве предмета торга в конфронтации с США. Учитывая, что Иран напрямую нарушил три резолюции СБ ООН, отказавшись приостановить обогащение урана, мировое сообщество должно быть заинтересовано в том, чтобы Иран не получил ядерное оружие, но при этом следует убедиться, что эта ситуация решается мирным путем. Иными словами, Ирану нельзя позволить получить косвенную выгоду за счет использования российской политики обструкционизма, препятствующей принятию дальнейших действий в отношении Исламской республики в случае невыполнения ей предписаний Совета Безопасности.
И здесь России необходимо сделать акцент на том, что иранская ядерная проблема никак не связана с кризисом вокруг Грузии. Более того, страны Совета со своей стороны должны потребовать от России предоставить гарантии того, что любые поставки, осуществляемые ей Ирану в рамках договора о строительстве АЭС в Бушере, имеют строго гражданское применение. А еще лучше, если бы Россия вообще не оказывала Ирану никакой помощи в ядерной сфере. В дополнение к этому, Москва должна также не допустить продажи Тегерану ракетных комплексов С-300, ибо это наверняка станет неправильным шагом в неправильное время.
И, наконец, третий шаг. В его рамках ССАГПЗ должен укрепить свои отношения с НАТО и сделать это в рамках Стамбульской инициативы сотрудничества (ICI). (Прим. пер. - Стамбульская инициатива сотрудничества (ICI) была выдвинута на саммите организации стран-членов Североатлантического альянса, которое проходило в Стамбуле 18-20 июня 2004 года. Она предполагает активизацию различные аспектов сотрудничества между НАТО и заинтересованными государствами в таких областях, как безопасность, оборонные вопросы, проведение совместных учений, координация в вопросах военного сотрудничества. Она также включает в себя расширение политического диалога между сторонами по вопросам, представляющим взаимный интерес. Среди государств-членов ССАГПЗ Кувейт, Катар, ОАЭ и Бахрейн уже присоединились к этой инициативе, тогда как Саудовская Аравия и Оман приняли решение о более углубленном ее изучении). В контексте безопасности Персидского залива Россия не может быть альтернативой или заменой США. Более возможный вариант в этом вопросе - НАТО. Альянс может способствовать обеспечению в регионе стабильности и при этом смягчать однополярные действия США, которые все больше вызывают возражения. Более того, Стамбульская инициатива является для этого правильной платформой по налаживанию регионального сотрудничества.
Таким образом, для ССАГПЗ пришло время послать НАТО сигнал о своем желании углубить и расширить сотрудничество в рамках ICI и привлечь к ее подписанию также Саудовскую Аравию и Оман. Страны Совета должны кроме этого ясно заявить о своей поддержке позиции НАТО относительно ситуации вокруг Грузии. Если ССАГПЗ хочет играть активную роль в создании благоприятной атмсоферы региональной безопасности, его позиция должна быть прямой и четкой. Возможность для этого ему и дает российско-грузинский кризис.
Перевод: Алексей Фаезов
* * * * * * * *
Кто повесил эту тряпку? (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Алексей Венедиктов: коллеги имели цель навредить либо мне, либо премьеру (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Кого и куда послал Лавров? (Тайное братство читателей ИноСМИ)
___________________________________
Трезвый взгляд на Россию ("The Boston Globe", США)
М. Саакашвили: 'Россия настолько уязвима!' ("Le Monde", Франция)
Агрессивной России грозит положение изгоя ("The Guardian", Великобритания)