Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Самый подлый фильм. Победа Гитлера на постсоветском пространстве

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
А слона-то мы, конечно, приметили?! Уже которую неделю сомнительный трэш-проект режиссера Марюса Бальчунаса-Вайсберга 'Гитлер, капут!' бьет прокатные рекорды в СНГ. В России лента стала лидером уикэнда, заработав, глазом не моргнув, почти 144 млн. рублей. В Украине, по мнению Антона Пугача (генерального директора компании 'Мультиплекс-холдинг'), эта же комедия для идиотов с неоконченным образованием стала одним из самых прибыльных уикэндовских развлечений 'со времен старта тотальной киноукраинизации'.

А слона-то мы, конечно, приметили?! Уже которую неделю сомнительный трэш-проект режиссера Марюса Бальчунаса-Вайсберга 'Гитлер, капут!' бьет прокатные рекорды в СНГ. В России лента стала лидером уикэнда, заработав, глазом не моргнув, почти 144 млн. рублей. В Украине, по мнению Антона Пугача (генерального директора компании 'Мультиплекс-холдинг'), эта же комедия для идиотов с неоконченным образованием стала одним из самых прибыльных уикэндовских развлечений 'со времен старта тотальной киноукраинизации'. Наконец, о, диво-дивное, этот же бред сивой кобылы, заснятый на пленку, удостоился пространных комментариев The New York Times. И это втройне 'дивно', так как уважаемое издание, очевидно, и вспоминало-то в последний раз о российском кино еще во времена триумфов картины 'Москва слезам не верит' на 'Оскаре' в 1980-м. Поддадимся же 'стадному инстинкту'. . . И вернемся в кинозал - чтобы увидеть 'это' и онеметь.

Под небом голубым есть город 'золотой'. Именно там дегенерат-разведчик Александр Исаевич Осечкин-Шуренберг (артист Павел Деревянко) юлой вальсирует по готовым сдаться в плен улицам. Город этот густо населен попсовым зверинцем из популярных телепередач: 'Городок', 'Новые песни о главном', 'Дом-2', 'Аншлаг' и так далее. Нацисты в граде изъясняются исключительно на новорусской 'фене'. Своих потаскушек фрахтуют в офшоры. Во время оргий обязательно приспускают штаны. Их 'достоинства' непременно пройдут проверку нежной ручкой российской радистки Зины. Дурными голосами они орут еврейские и российские песни. Танцуют - часто без сюжетной надобности (сюжета в фильме нет вообще). Разумеется, нацисты-клоуны дерибанят бюджеты местной партийной организации.

И здесь же каждый опытный телезритель найдет в толпе 'любимое лицо'. Например, есть физиономия дочери бывшего партийного идола Санкт-Петербурга, гламурной Ксении Собчак, изображающая Еву Браун: беспощадную кокаинистку, ноющую сучку, которая умоляет фюрера договориться с Муссолини, чтобы отбыть на майские в Дубай - подальше от военных развалин.

Тут же и кривая маска из совокупной телепошлости - комик Гальцев, который косит под Мюллера как больного на всю голову суицидника, страждущего без надобности прыгнуть из окна. Здесь же - в роли Бормана - лицо 'Городка' артист Стоянов, адаптированный под гомосексуалиста (кофта в голубой цветочек).

А 'лучшая певица 2008 года' - особа без признаков вокала Анна Семенович - прообраз радистки Кэт: с пятым размером и с опилками в голове.

Разумеется, куда же без них - варяги из Comedy Club - этих где ни посей, там они и будут колоситься.

Действие кинокапустника-издевательства (над 'прахом' Штирлица и над 'коридорами' гестапо), как и полагается, происходит весной 1945-го. Когда уже 'некуда бежать'. Поэтому нацисты (повсеместно) и сошли дружно с ума - в ночных клубах, на хазах-малинах, в наркопритонах, на конспиративных квартирах.

У всех жизнь бьет ключом. Нам - по голове.

Что особо приятно, съемки некоторых эпизодов произведения проходили в Украине, во Львове в частности. СМИ артисты с радостью докладывали, как отдельные местные жители, завидев украшенные свастикой здания (а также героев в эсесовской форме), вдруг воодушевленно начинали бежать им навстречу... Едва ли не обнимать. Что напомнило мне эпизод из советского телесериала 'Тени исчезают в полдень', когда подпольщица-кулачка Пистимея, прослушав по радио сообщение о нападении Гитлера на СССР, вдруг вылезла из своего погреба со словами: 'Наконец-то! Дождались-таки, Устинушка. . .'

Несомненно: этот шедевр, еще на этапе интеллектуального оплодотворения сценария, однозначно был обречен на успех. Тем более что нынче, как правило, и сценариста-то не нужно. Над 'проектами' по новым технологиям работает загадочная должность 'скрипт супервайзера', лицо без определенных творческих наклонностей. То есть художественного спросу - никакого. Веселит, когда велят.

Но зато у фильма есть высоконравственный идеолог. Это режиссер-постановщик. Человек, который еще накануне проката проекта стыдливо отгрыз первый кусочек своей прибалтийской фамилии - Бальчунас. . . И осталась только ее вторая составляющая - Вайсберг. Этот творец-литовец мастерству да опыту учился в Голливуде. Там отпахал семнадцать лет. Но 'Оскар' так ему и не приснился. В послужном списке создателя 'Гитлера' до сего победного дня значилось два малозаметных фильма. И еще - заметные амбиции. Так как закончил ту же Калифорнийскую киношколу, что и Джордж Лукас. У последнего, как известно, 'Звездные войны'. У этого - индивидуальная 'война' за место под. . . Под солнцем? Под сенью барышей.

С этой последней выгодной целью в общую кинотелегу капустника впрягся до сего момента казавшийся приличным человеком - продюсер Сергей Ливнев. В итоге - после некоторых 'аранжировок' сценария, адаптированных под 'феню-малину' и жизненные запросы поп-корн-аудитории - и возник этот лидер проката.

Кино 'туалетного юмора' - реальность дня. Деграданс победил во всех направлениях 'прекрасного'. Против лома нет приема. Супротив него бесполезно бунтовать и бороться: что в Минкульте, что на страницах серьезных изданий. Ну и пусть себе бегут неуклюже эти пешеходы по лужам. . . Ибо это стойкое - достаточно вонючее - кинотечение, в русле которого созидали и Мел Брукс, и братья Цукеры. Это так называемое 'очень страшное кино' с голым пистолетом в главной роли.

Правда, даже в мусорной нише есть безусловные достижения низкого жанра. Это те светлые моменты, когда беспощадная и бессмысленная пародия порою может переплюнуть сам 'оригинал'. Так как и на некоторых оригиналах клейма негде ставить. (В этом плане, субъективно для меня, полтора часа радости - 'Очень страшное кино-3', где не в бровь, а в глаз - всем издержкам голливудской бензопилы!)

Им там, в Америке, конечно, полегче махать кулаками. Фабрика грез за свою-то многолетнюю трудовую историю наработала немало шлаков. А вот новейший русский кинематограф, который только пыжится поиграть в 'кинотрэш', за редкими исключениями - и так сплошной мусор. И вроде бы даже нет надобности 'перепародировать' то, что в своей изначальной основе уже готовая пародия. Скажем, был недавно странный 'Параграф 78' - типичная голливудская калька. Или 'Код Апокалипсиса' - тоже псевдоамериканский экшн, только с русской няней. Уж как пыжилась что-либо пародировать предшественница 'Гитлера' - убойная сила под названием 'Самый смешной фильм' (производство Comedy Club), так и там на полпути гонцы выдохлись, потому что обстебав 'Бригаду', 'Девятую роту', докатились, бедные, до Билана - источник вдохновения иссяк.

Зато некоторые образцы качественного советского кино - для некоторых просто неиссякаемый 'источник'. Есть куда ручонку запустить. Голливудский 'волшебник-недоучка' точно метил. Штирлиц для массового сознания - мишень благодарная. Киномиф - с необъятным фольклорным разветвлением.

Но стебать только лишь Штирлица-Тихонова - совершенно неблагодарное занятие. Ну нет для этого особо насущного повода! Думает себе человек двенадцать серий - так и что ж тут зловредного? Ведь не на унитазе думает (как это снял бы Цукер или Вайсберг). А впервые, понимаешь, в советском кино и показали-то адекватных фашистов - толковых, коварных, сильных противников мудрого Сталина, а не картонных злодеев. За это, что ли, над выдающимся режиссером Лиозновой какому-то шабашнику пристало измываться?

Поэтому главная мишень - и пусть не врут мне креаторы - совсем не 'анекдоты про Штирлица'. Здесь-то все позаковыристей. И, как на мой взгляд, все и ниже, и подлей. . .

(Хотя, кажется, и 'ниже' уже некуда в данном фильме, рабски подражающему худшим образцам всего что только может быть.)

И ведь не 'Штирлиц' был той картиной, которая как-либо определяла маразматические стороны советской киноидеологии! И не Лиознова в свое время славила партию-Ленина-Брежнева посредством шпионского сюжета Юлиана Семенова. И не те наши старинные блестящие актеры - спустя-то десятилетия - достойны уж такого нынешнего гадкого паясничанья со стороны теперешних продажных клоунов. По адресному счету этот 'Гитлер' - загородный досуг для олигархов с Рублевки. Сняли по заказу 'Газпрома', погоготали тесным кругом, затем 'телок' развлекли. Затем в бани все вместе. После можно на корпоратив вызвать и живых участников 'великого события' - Собчак, Галустяна, Анфису Чехову. И остальных 'бледанс' (есть реальная артистка с такой фамилией, она тоже играет).

Только у данной киномедали - 'За победу бреда' - есть и обратная сторона.

В гораздо меньшей степени связанная с издержками трэша, туалетного юмора и т. д..

Недвусмысленность этого вызывающего кинокапустника вдруг просвечивает уже минуте на двадцатой. Когда голливудский креативщик все муторней начинает попсить, слюнявить, гнусавить, легкомыслить, камедиклабить, корпоративить и оперетить - не на такую уж легкомысленную тематику (хотя бы для меня персонально, я тоже зритель).

Эта тема отсвечивает тотальной свастикой - на всех бутафорских зданиях 'павшего Берлина'.

Она лезет в глаза и уши бликами Адольфа Гитлера - даже в его карикатурных амплуа (небось, не 'Великий диктатор' Чаплина; куда этим-то трехгрошовым подельникам до его великого гения).

Она - эта тема - вдруг вызывает какую-то муторность уже одной навязчивой эсесовской униформой, в которой радостно прыгают скоморохи. . .

И вот за что следовало бы надавать по рукам этим 'айсбергам-вайсбергам', так за то, что в угаре наживы, они уже совершенно сознательно лепят-творят-малюют 'новую мифологию', согласно своим бредовым сюжетам. Дескать, вы посмотрите: нацизм - это легко, прикольно, клево, весело! Это типичное офисное сообщество, это труженики факса-ксерокса и совсем уж веселые ребята в форме СС! Нацизм - это тот же развязный Comedy Club, то же 'Кривое зеркало' (кстати, а где Петросян?) только в исполнении иных ряженных чучел! Нацизм - это веселья час и час вампуки. . .

Смеяться дальше? Или сунуть под нос этому провокатору диск с фильмом его же 'старшего товарища' - кинодокумент Михаила Ромма 'Обыкновенный фашизм'? Чтобы эта ватага безтормозных конъюнктурщиков, наконец, угомонилась. . .

The New York Times, удивляясь неоднозначной реакции на этот фильм в некоторых странах СНГ, отчего-то не прогнозирует на своих страницах, как бы приняли американские вдовы или уцелевшие солдаты клоунские пляски дебилов в режиссуре какого-нибудь '. . .берга' на гробах сотен и тысяч погибших во Вьетнаме или в Ираке. Политкорректность, кстати, не худшее из зол в американском кино. Русским бы это взять на вооружение. Одно дело - издевательство над штампами, подтрунивание над монахами, над проповедниками, над Пентагоном даже, иное умонастроение - нацизм во всей 'веселой' его красе. . . Обыкновенный нацизм. Тема теме - рознь. И нравственные тормоза особо важны для комической гонки на бешеной скорости по этой скользкой магистрали. В тех же всем известных анекдотах о Штирлице - совсем не злоба и не низкая пошлость, не гнусная издевка, а лишь лукавое подтрунивание над 'своим среди чужих'. Чувствуете разницу? Мол, Штирлиц-то, конечно, большой герой Кремля и рейха, но все-таки парень наш в доску!

Для пародии (талантливой, конечно) важна умеренность дистанции - между объектом и субъектом. Впрочем, кому я это говорю? Этим сальным пошлякам? А то они этот бисер прочтут в Интернете. . .

Больше иных меня, безусловно, порадовал своим восторгом (после киевской премьеры) новоиспеченный украинский кинорежиссер Илья Ноябрев (см.цитату). Далеко пойдем, товарищи, с такими-то вкусами и с такими приоритетами и с такими нравственными установками от мастеров прекрасного и непостижимого. Будущее за ноябрьскими тезисами - ура-ура!

И, обожая загодя нащупать перспективу, совершенно не напрасно после триумфа 'Гитлера' настоятельно советую тому же Ноябреву (с его вкусовыми рецепторами вкупе) - сообразить, например, во славу актуальных идеалов аналогичный кинокапустник, только уже на национальную тему - 'Как казаки-запорожцы друг друга под голубой луной познавали. . .' Вот и оценим тогда 'чувство юмора' нашего духовного синклита во главе с моральными авторитетами с улицы Банковой! Уж 'посмеемся' тогда все вместе. . .

А 'вайсбергу-айсбергу', конечно, после такого-то кассового успеха посредством удачного осмеяния преступности Третьего рейха надо немедленно идти еще дальше - и, не мешкая, снимать веселый лубок, к примеру, 'Как в печках лагеря Дахау из евреев чипсы делали. . .'.

Тоже смешно? Так ведь тоже 'родственные' сюжетные линии. . .

Говорят, премьеру этого 'Гитлера' решили было подгадать к. . . 9 Мая 2007 года - к Дню Великой Победы. Но что-то, видно, у шустрых творцов что-то корпоративно не сложилось: факс с ксероксом не сошелся, возможно? Впрочем, еще не поздно 'это' же показать и 9 Мая 2009 года по Первому российскому телеканалу - сразу после парада на Красной площади. После торжественной речи Медведева (или Путина - какая разница). Авось у этих несчастных победивших оставшихся старцев не разорвутся сердца. . .

Мнение

- Это по-настоящему смешная комедия, отрадно, что за последнее время, наконец, вышло что-то хорошее!

Илья НОЯБРЕВ, новоиспеченный украинский кинорежиссер (из комментариев украинским СМИ)

+++++++++++++++++++++

Комментарии читателей с форума Зеркало Недели:

Рома, 28.09.2008 00:50

- Господин Вергелис! Спасибо за терпение. Нужна небывалая выдержка, чтобы досмотреть такой "шедевр", а потом еще и проанализировать. Нет чести у продающих сей продукт, но где же она у покупающих, поглощающих и (о ужас!) публично им восхищающимся... К сожалению у насв социуме, похоже даже нет необходимых инстинктов, например самосохранения, восторженно гнием изнутри и бередим раны помнящих ужасы всего гитлеровского.

Владимир, 27.09.2008 23:48

- Танцы на гробах, игры с покойниками - это новые развлечения для зловонной московской тусовки. Если бы мы, украинцы и русские, помнили, что значат слова память и честь, то мы вовеки не подали бы руки этим гальцевым и стояновым. Но мы подадим, и будем смотреть их ужимки и паясничаяние по телеящику. Будем покупать дорогие билеты на их концерты. Будем в интернете заглядывать под юбку Анне Семенович. Будем!!! Потому мы не имеем ЧЕСТИ.

Alina, 27.09.2008 22:54

- Господин Вергелис! Сколько же Вы энергии потратили на написание своего памфлета... Сложилось впечатление, что это был махровый спецзаказ, а поскольку емких аргументов не было, то пришлось высосать из пальца много букв. Фу,как некрасиво! Вам не кажется, что на комедии надо смотреть проще и легче? Не хотите ли написать про то, что делается в ВР, КМ и в Администрации Президента? Чего Вы к фильму-то цепляетесь? Хотите, чтобы касса была еще лучше? Добьетесь!)

Tm, 27.09.2008 22:09

- Пошлость льется с экранов рекой - и в виде сериальчиков, фильмишек, песенок в исполнении псевдозвезд. Почему в предвыборные поездки приглашают ВВ, Мандры, Положинского, а звание народных артистов присваивают Киркорову и Поплавскому? Почему все приличное - это неформат? А как же воспитать вкус у людей, если все время ставить в эфир гламурную попсу и фильмы типа "Гитлера"? Жаль, что Минкультуры этим совершенно не озадачивается!

* * * * * * * * *

Ну и где этот русский медведь? (Комитет читателей ИноСМИ)

Как москали у русских имя украли... (Комитет читателей ИноСМИ)

Обложили нас кругом (Комитет читателей ИноСМИ)

Порнонацизм (Комитет читателей ИноСМИ)

Больна ли Россия? (Комитет читателей ИноСМИ)

____________________________________________

Вторая мировая: подвиг немцев ("Львiвська газета", Украина)

Роман Шухевич: первый среди равных ("Украинская правда", Украина)

Стоило ли сотрудничать с Третьим Рейхом? ("Le Monde diplomatique", Франция)

Сказка о победе над фашизмом ("Eesti Paevaleht", Эстония)