Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин Аравийский

Сегодня власть и влияние США на Ближнем Востоке опустилась до исторического минимума. А Россия пытается заполнить образовавшийся вакуум

Путин Аравийский picture
Путин Аравийский picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия почти незаметно возвращает себе значительную часть утраченного после распада Советского Союза влияния на Ближнем Востоке. После вторжения России в Грузию в августе месяце арабское спутниковое телевидение и вебсайты подробно обсуждают роль этого региона в возрождающейся 'новой холодной войне'. Действительно ли покровитель 'холодной войны' в арабском мире вернулся, и если это так, что данный факт означает для мира в регионе?

Россия почти незаметно возвращает себе значительную часть утраченного после распада Советского Союза влияния на Ближнем Востоке. После вторжения России в Грузию в августе месяце арабское спутниковое телевидение и вебсайты подробно обсуждают роль этого региона в возрождающейся 'новой холодной войне'. Действительно ли покровитель 'холодной войны' в арабском мире вернулся, и если это так, что данный факт означает для мира в регионе?

С распадом СССР пришел конец и коммунистической идеологии, которая, как считают арабы, противоречит их вере. Коммунизм никогда не мешал выступающим против США арабским режимам с готовностью получать оружие из России советской эпохи. Но он не давал России возможности обрести то заветное влияние, которым обладала Америка по отношению к своим союзникам в регионе.

Теперь даже исламисты приветствуют возвращение России в качестве регионального игрока, считая, что это усилит их борьбу против американской гегемонии. При этом они весьма кстати для себя забывают о жестоком подавлении Россией чеченцев-мусульман в 90-е годы.

Это полное изменение той ситуации, которая существовала в 50-е годы. Тогда Соединенные Штаты поддерживали ислам как плацдарм противодействия коммунизму. Их союзники на Ближнем Востоке, особенно Саудовская Аравия, оправдывали американское влияние тем, что американцы христиане, а следовательно, люди верующие. Советы же регулярно подвергались нападкам как враг Всевышнего.

Сегодня власть и влияние США на Ближнем Востоке опустилась до исторического минимума. А Россия пытается заполнить образовавшийся вакуум. Даже ближайшие союзники Америки, такие как Саудовская Аравия, Египет и Израиль, выглядят уязвимыми, сталкиваясь с агрессивным распространением 'радикальных сил', представляемых Ираном, группировками ХАМАС и 'Хезболла', Сирией и движением иракского сопротивления.

В той атмосфере, где превалирует сумятица и хаос, радикальные исламисты называют американцев варварами-крестоносцами, сменившими коммунистов в роли врагов ислама. Действительно, для консервативного большинства этого региона Соединенные Штаты со своей поп-культурой и либеральной демократией кажутся гораздо более проблематичным союзником, нежели автократическая и влюбленная в богатство Россия.

Первые попытки посягательства России на этот регион начались в октябре 2007 года, когда бывший президент Владимир Путин нанес государственный визит в Иран. Это был первый визит российского лидера в Тегеран со времен Сталина, побывавшего там в 1943 году. Конечно, Россия помогла Ирану начать его ядерную программу и часто защищала иранский режим от введения более жестких санкций ООН.

Россия расценивает свои отношения с Ираном как средство усиления дипломатического влияния на всем Ближнем Востоке, где Соединенные Штаты после окончания 'холодной войны' стремились оттеснить Кремль на обочину (делая это довольно успешно). Вторая цель России - освободить от санкций ООН атомную электростанцию в Бушере, которую она строит для Ирана. Полная финансовая блокада ООН против Ирана лишит Россию доходов от продажи ядерного топлива для реактора АЭС, который должен быть введен в эксплуатацию в скором времени.

На самом деле, Россия впервые за всю свою историю присутствия на Ближнем Востоке может положиться на действительно влиятельных союзников в данном регионе. В 1979 году Советский Союз потерял Египет, а в 1989-м ушел со своих военно-морских баз в Сирии.

Сейчас Россия подписала соглашения стратегического характера с Ираном и начала восстанавливать военные базы в Сирии в ответ на приглашение президента Башара аль-Асада (Bashar Al-Assad) (который посетил Москву сразу после окончания войны в Грузии, чтобы нагло выразить поддержку Кремлю).

Иранский режим с готовностью рекламирует свое сотрудничество с Россией и готов идти ей на уступки, чтобы иметь возможность противостоять американской и израильской угрозе, а также чтобы выиграть время для реализации своей ядерной программы.

ХАМАС тоже гордится своими связями в России. Эта организация стала одним из всего трех режимов мира, признавших независимость Абхазии и Южной Осетии. Это те регионы, которым Россия помогла выйти из состава Грузии.

В ответ на неудачную политику США на Ближнем Востоке - будь то Ирак, Иран, Сирия, Ливан или Палестина, Россия при помощи своего нефтяного богатства стремится сколотить новый блок в противовес американскому присутствию. Она добивается определенного успеха даже в Ираке. Москва списала этой стране примерно 12 миллиардов долларов долга, оставшегося от режима Саддама Хусейна. А теперь она проталкивает идею прокладки трубопровода из Ирака в Сирию. Такой трубопровод еще больше будет способствовать усилению контроля России над транспортировкой нефти и газа.

Россия также согласна и готова поставлять в Сирию и Иран более современное оружие.

В ближайшем времени Россия благодаря высоким ценам на нефть, ничего не потеряет от своей нынешней политики на Ближнем Востоке. Однако в более отдаленной перспективе такая политика может оказаться вдвойне ошибочной.

Находящийся у порога России и оснащенный ядерным оружием Иран - это, конечно же, противоречит ее интересам, особенно если учесть усиливающуюся радикализацию 20 миллионов российских граждан-мусульман. Это единственная часть населения страны, переживающая численный рост. А Иран был ревностным сторонником чеченских сепаратистов, на подавление которых у России ушло почти десять лет.

Поскольку мусульмане с годами становятся все более значимым фактором в российской внутренней политике, Москве, конечно же, следует проявлять интерес к ближневосточным делам.

Однако поддержка самых радикальных элементов данного региона лишь усиливает их, давая им возможность через какое-то время обратить внимание на 'угнетенных' мусульман России.

Мэй Ямани - внештатный научный сотрудник Ближневосточного центра Карнеги в Бейруте.

* * * * * * * * *

Ну и где этот русский медведь? (Комитет читателей ИноСМИ)

Как москали у русских имя украли... (Комитет читателей ИноСМИ)

Обложили нас кругом (Комитет читателей ИноСМИ)

Порнонацизм (Комитет читателей ИноСМИ)

Больна ли Россия? (Комитет читателей ИноСМИ)

________________________________

Новая 'холодная война' и Ближний Восток ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)

Большая игра: очередной раунд, приветствуем участников ("The Wall Street Journal", США)

Новая Большая игра ("Forbes", США)