Конечно, даже отдаленно речь не идет о памятном ракетном кризисе 1962 года, из-за которого мир оказался на пороге войны, но нечто созвучное событиям прошлого сегодня все-таки присутствует. Пока российский флот направляется к венесуэльским Карибам, чтобы провести там совместные маневры, Уго Чавес, заклятый антиянки, летит в Москву, чтобы приобрести еще больше российского вооружения.
Разумеется, Уго Чавес - не Фидель Кастро, а сегодняшняя Россия - не вчерашний СССР, да и Джона Кеннеди что-то не видно. Но вызов Вашингтона на заднем дворике империи вполне очевиден и может иметь последствия. Нельзя сбрасывать со счетов, что политика сдерживания Чавеса без открытой агрессии может быть пересмотрена.
Но произошла не просто смена действующих лиц в этой карибской встрече. С 1960-х по 1990-й гг. ось Москва-Гавана представляла собой крепкую идеологическую связку, что весьма трудно повторить в сегодняшние прагматичные времена. В данном случае создается впечатление, что Чавес смотрит в прошлое (Симон Боливар или Фидель Кастро), а Владимир Путин - в будущее.
Специалисты сходятся во мнении, что шаги, предпринятые Грузией, являются окончательным подтверждением того, что Россия двигается к восстановлению своего регионального и мирового влияния. Для этого следовало начать с разрыва мобильного натовского кольца, а далее - установление связей с различными (с незапамятных времен) районами многополярного мира.
Какими конкретно? Отношения СССР с Кубой являлись одним из мостов для оказания влияния на политическую жизнь в Латинской Америке. Такие мосты возводились на идеологическом фундаменте в направлении уничтожения либеральной практики (частная собственность, выборы, свободы).
В области идей Чавес мало что может преподнести. То, что больше всего может интересовать русских - так это антиамериканский настрой и всякого рода нефтевлияние на дюжину стран-клиентов. Говоря геополитическими терминами, он может быть намного более важным и ценным нежели когда-либо была Куба Фиделя Кастро, в основном находившаяся в стороне от игр с крупными ставками.
Чавес продемонстрировал, что может быть своего рода Фиделем Кастро, т.е. сложным партнером, но в то же время верно и то, что его популизм в тех или иных слоях населения может заменить, а то и дополнить, старые роли народно-демократического толка. В конце концов, Россия Путина тоже управляется через выборы.
Клубок проблем, с которыми столкнулся сегодня Вашингтон, подпитывает кислородом отношения между Каракасом и Москвой. С другой стороны эти отношения придадут и другой вид политике Чавеса в странах региона, особенно андского. Вопрос стоит в следующей плоскости: будет ли смешиваться 'золото' Чавеса с тем 'золотом', что есть у Москвы.
__________________________________________
Отправив свои корабли в Карибское море, Россия переходит к 'гангстерской' дипломатии ("The Times", Великобритания)
Российские действия у берегов Венесуэлы будят призраков 'холодной войны' ("The Financial Times", Великобритания)
Флирт Уго Чавеса с Россией ("The Wall Street Journal", США)
* * * * * * * * *
Ну и где этот русский медведь? (Комитет читателей ИноСМИ)
Как москали у русских имя украли... (Комитет читателей ИноСМИ)
Обложили нас кругом (Комитет читателей ИноСМИ)
Порнонацизм (Комитет читателей ИноСМИ)
Больна ли Россия? (Комитет читателей ИноСМИ)