Финансы российского федерального правительства выглядят здоровыми как никогда, однако, нельзя не принимать во внимание ускорение инфляции, межрегиональные разногласия и последствия грузинского конфликта, говорит министр финансов Алексей Кудрин.
В те времена, когда Владимир Путин, только что избранный президентом РФ, назначил на пост министра финансов Алексея Кудрина, в числе основных задач министра доминировали вопросы, касающиеся последствий краха финансового сектора и правительственного дефолта 1998 года. Сейчас, спустя восемь лет, валютные резервы России превышают $580 млрд, чему способствовал длительный период высоких цен на нефть, годовой рост активов финансового сектора приближается к 50%, а рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) прогнозирует, что российский валовый внутренний продукт обгонит ВВП Бразилии в 2010 году, что позволит России стать девятой по величине экономикой в мире. За эти восемь лет г-н Кудрин продвинулся по службе, став заместителем премьер-министра.
Однако не стоит думать, что лучшему европейскому министру финансов 2005 года по версии журнала The Banker стало легче выполнять свою работу. Так, 2008 год напомнил о том, что настроения инвесторов, а также условия рынка могут измениться достаточно быстро. Глобальный кредитный кризис, спровоцировав нехватку ликвидности в российском банковском секторе, несмотря на резервы нефтедолларов, показал, насколько высок уровень внешнего заимствования российских банков и компаний. Инфляция упорно держится на уровне двузначных чисел, и критики предупреждают, что усилия правительства по обузданию цен на продовольствие и сырьевые товары посредством введения контроля над ценами, или выдвижения обвинений в ценовом сговоре против таких компаний, как 'Мечел', могут только ухудшить ситуацию, подвергнув опасности темпы расширения производства.
Банковская система России испытала шок после резкого спада на фондовом рынке, вследствие конфликта в Южной Осетии и Абхазии, отколовшихся от Грузии. Г-н Кудрин полностью разделяет мнение своих коллег по кабинету, что Грузия является инициатором вооруженного конфликта. В середине интервью, случайно или нет, но он получил телефонный звонок от российского дирижера Валерия Гергиева, который сообщил о намерении дать концерт в Южной Осетии, и г-н Гергиев, вероятно, попросил министра финансов 'сказать миру' о тех разрушениях, которые оставила за собой в регионе грузинская армия.
В рамках своих финансовых полномочий г-н Кудрин сосредоточился на запросе Грузии к Международному валютному фонду и Всемирному банку о предоставлении $1 млрд на финансирование восстановления страны.
'Объем этой ссуды приблизительно равен той сумме, которую Грузия затратила в прошлом году на свой военный бюджет - подпитка этого конфликта не пойдет на пользу ни Грузии, ни России', - говорит г-н Кудрин. Однако он подчеркивает, что последствия длительного противостояния по вопросу Южной Осетии и Абхазии могут быть 'более существенными для Грузии, чем для России'. Министр планирует расходы на национальную оборону в предстоящем бюджетном году на уровне $41 млрд, и полагает, что эта сумма не изменится вследствие конфликта на Кавказе.
Сохраняя веру в глобализацию
Однако, гораздо большее беспокойство у него вызывает очевидное давление со стороны некоторых членов ВТО, включая саму Грузию, которая стремится воспрепятствовать принятию России в торговую организацию. Г-н Кудрин предупреждает, что это, 'безусловно, контрпродуктивно', в плане возведения препятствий на пути интеграции России в международное сообщество. Вступление России в ВТО первоначально намечалось на 2005 год, однако страна столкнулась с тем, что г-н Кудрин назвал 'целенаправленной задержкой'. Ранее г-н Кудрин возглавлял команду по ведению переговоров России со странами-членами ВТО.
Он утверждает, что Россия сегодня отвечает значительно более высоким экономическим стандартам, чем Украина - которую приняли в ВТО в этом году - и указывает, что российское правительство уже подписало соглашения с ЕС по тарифам на сельскохозяйственную продукцию и финансовые услуги. Россия также заключила предварительные соглашения о вступлении в ВТО с США 'и даже с Грузией', однако последнее соглашение сейчас заморожено.
Уже после этого интервью с министром финансов, г-н Путин публично подверг сомнению важность для России вступления в ВТО, однако в отличие от премьер-министра, г-н Кудрин все-таки считает этот шаг важным. 'Мы заинтересованы в том, чтобы войти в мировую экономику, получить доступ к глобальным товарам и технологиям, и мы увеличиваем импорт', - говорит он. Вместе с тем, весьма зловеще прозвучало его замечание, что существующие договоренности с США, 'возможно, придется пересмотреть', если вступление России в ВТО будет вновь отсрочено.
Он подчеркивает, что многие бизнесмены в США будут весьма разочарованы, если дипломатическая напряженность между двумя странами распространится и на коммерческую сферу.
Впрочем, правительства и других стран со все большим подозрением следят за поведением России. Недавно правительство Германии начало изучать возможность введения для инвестиционных фондов иностранных государств (SWF) ограничений, призванных предотвратить покупку этими организациями более 25% любой компании, работающей в определенных стратегических секторах.
Тем не менее, по словам г-на Кудрина, подобная угроза не оказывает 'никакого влияния' на его политику управления Фондом национального благосостояния России, поскольку он намерен быть 'очень консервативным' в размещении средств этого фонда. Он постоянно подчеркивает свое намерение следовать норвежской модели SWF, которая подразумевает ограничение инвестиций в любую отдельно взятую компанию пятью процентами ее рыночной капитализации. Министр говорит с улыбкой, что сегодня Норвегия рассматривает возможность повышения этого лимита вдвое, поскольку размер норвежского фонда начинает усложнять управление портфелем, и добавляет, что Россия не будет автоматически повторять подобные действия.
Все это может стать гарантией для иностранных правительств, говорит г-н Кудрин и добавляет, что он с удовольствием принимает участие в работе спонсируемой МВФ международной рабочей группы суверенных фондов, которая опубликовала проект свода согласованных принципов и методов после встречи в Чили в начале сентября 2008 года. 'Если прежде у меня был весьма скептический взгляд на этот вопрос, то вскоре я убедился, что работа группы проходит достаточно конструктивно. Первоначально, преобладали эмоции, и представители разных стран говорили, в основном, об ограничениях, однако теперь они обсуждают вопросы прозрачности и коммерческих стимулов', - отмечает он.
Г-н Кудрин признает, что 'конфронтация с Грузией, конечно, наносит ущерб имиджу страны'. 'Россия заинтересована в сохранении мира и стабильности на своих границах', - говорит он. Тем не менее, в плане рисков для страны, он полагает, что возможности инвестировать в Россию в значительной степени оправдывают себя.
Г-н Кудрин объявил об оттоке капитала в размере $7 млрд всего через два дня после начала военных действий в Грузии, однако сегодня он утверждает, что у него нет 'обеспокоенности тем, что в текущем году Россия может испытать нехватку капитала', он ожидает, что годовой приток капитала будет 'соответствовать' его первоначальному прогнозу. В начале года г-н Кудрин сказал, что чистый приток капитала в 2008 году составит $40 млрд, менее половины от $82 млрд, зарегистрированных в 2007 году. Вместе с тем, он подчеркивает, что это сокращение - 'результат мирового финансового кризиса и оттока капитала из всех стран с переходными экономиками'.
'В России в последнее время не появилось никаких новых или дополнительных рисков, поэтому я не вижу причин для беспокойства, - говорит г-н Кудрин. - У нас в стране работает 215 банков с участием иностранного капитала, и за прошедшие три месяца было зарегистрировано еще несколько приобретений, а это показывает, что иностранные банки интересуются инвестициями на быстро растущем рынке с хорошей прибылью'.
Эта оценка была представлена накануне драматических событий, произошедших в середине сентября, когда инвестиционный банк 'КИТ Финанс' вынужден согласиться на поглощение, чтобы избежать банкротства, а правительству пришлось вбросить в банковскую систему миллиарды долларов ликвидности. В создавшейся ситуации усилилось давление на г-на Кудрина 'откупорить' ФНБ и инвестировать его средства в российский банковский сектор и на фондовой бирже. Однако, в одном интервью, данном незадолго до этих потрясений банковского сектора, он сказал, что не готов следовать подобной стратегии. 'Мы ограничены в плане внутренних инвестиций. Это определяется денежно-кредитной политикой, поскольку мы не хотим чрезмерно увеличивать денежную массу', - сказал он.
Деньги приходят в страну
Банкиры России все еще убежденны в том, что страна слишком хорошо интегрирована в международную экономику, чтобы пережить глубокий спад. Олег Панкратов, бывший сотрудник банка Merrill Lynch, в настоящее время работающий в Лондоне и недавно назначенный сопредседателем подразделения глобальных банковских операций российской компании 'ВТБ Капитал', инвестиционной банковской структуры банка ВТБ, принадлежащего государству на 77,5%, так характеризует эту интеграцию:
'Мы все вовлечены в процесс финансирования проектов, и я, конечно, не получал от своих иностранных партнеров ни единого телефонного звонка, что они подумывают о том, чтобы заняться другими проектами, или что они меняют расценки. Проблемы на рынке есть, но что меня воодушевляет, так это то, что более крупные компании, такие, как наши партнеры, которые являются долгосрочными инвесторами в России, все еще желают играть на этом рынке'.
Однако характер инвестиций в Россию неоднороден, отмечает Ивайло Весселинов, экономист по России лондонского подразделения банка Dresdner Kleinwort. 'Многим инвесторам все еще предстоит сделать выбор, должны ли они, невзирая на риски, принять участие в истории экономического успеха или остаться в стороне, - поясняет он. - Однако прибыли будут существенно зависеть от региона и от сектора, в которые вы хотите инвестировать'.
Как разделить богатство
В то время, когда такие сектора, как добыча полезных ископаемых и розничная торговля, быстро развиваются, сектор промышленного производства демонстрирует отставание от темпов роста совокупного ВВП.
'Посмотрите на ассортимент продукции промышленного производства - это, главным образом, продукция тяжелого машиностроения, ориентированная на железные дороги, трубопроводы, сектор строительства', - отмечает г-н Весселинов. Эта продукция пользуется устойчивым спросом у государственных компаний, работающих в секторе добычи полезных ископаемых. 'Существенно хуже себя чувствуют компании, работающие в сфере легкой промышленности, они в значительно большей степени страдают от конкуренции иностранных производителей', - добавляет он.
Высокие темпы инфляции является существенным фактором, подрывающим конкурентоспособность потребительских товаров в России. По мнению г-на Весселинова, бюджетно-финансовая политика играет важную роль в сдерживании инфляции. 'Г-н Кудрин проводит осмотрительную политику, он выступает против дальнейшего снижения налогов, однако, создается впечатление, что перевешивает противоположная точка зрения, - говорит он. - Бюджет в его текущей версии является экспансионистским, и это вносит свой вклад в ускорение инфляции - и даже если исключить из рассмотрения волатильные показатели цен на продовольствие и топливо, все равно инфляция будет не менее 10%'.
Стратегия затягивания поясов
При формировании плана трехлетнего бюджета на период с 2009 года г-н Кудрин рассчитывает решить проблемы экспансионистской бюджетно-финансовой политики и нефтяной зависимости страны. Он не рассчитывает на резкое увеличение добычи нефти и газ - фактически, его предпосылки, заложенные в бюджет, опираются на практическое отсутствие роста нефтедобычи, притом, что рост объемов добычи газа ожидается на весьма скромном уровне, 2% в год, гораздо меньше, чем совокупный ВВП. Г-н Кудрин закладывает в проект бюджета снижение цены барреля нефти 'Юралс' со среднего уровня $112 в 2008 году до $88 в 2011 году.
Опираясь на эти предпосылки, он строит свой план таким образом, чтобы сократить расходование нефтегазовых доходов с 4,9% ВВП в 2008 году до 3,7% в 2011 году, и на этом уровне зафиксировать этот лимит в законодательном порядке. Это потребует сокращения бюджета. Как очень многие министры финансов, г-н Кудрин надеется, что в бюджете удастся предусмотреть экономию за счет повышения эффективности.
'Экономия за счет повышения эффективности управления должна составить порядка 1% ВВП, за счет субсидий в жилищном секторе - еще примерно 2% ВВП, субсидий регионам - еще 1% ВВП', - объясняет он. В настоящее время эти субсидии для некоторых дальневосточных республик, таких, как Республика Тыва, могут доходить до 15% регионального бюджета.
Однако эта задача не из легких. 'Уже из того, что я упомянул, становится ясно, что речь идет о значительных сокращениях', - говорит г-н Кудрин. Во время этого интервью бюджет еще не был отправлен на рассмотрение в Думу. На вопрос, имеет ли он достаточную политическую поддержку, чтобы добиться принятия сокращений бюджетных расходов, г-н Кудрин ответил просто: 'Это пока только предложение, оно еще не одобрено'. К тому времени, когда статья отправилась в печать, на г-на Кудрина оказывалось все большее давление со стороны Российского союза промышленников и предпринимателей, выступающих за снижение налогов на нефть - налогов, взимаемых с объема добычи углеводородов, которые, по утверждению критиков, не позволяют компаниям в достаточной степени инвестировать в увеличение производства.
Действительно, сегодня при наличии огромных золотовалютных резервов, в условиях повышенной волатильности рынка, г-н Кудрину, по всей видимости, сложнее, чем когда-либо, убедить своих коллег в необходимости продолжения политики финансового благоразумия. Тем более, после отставки в прошлом году с поста министра экономики его давнишнего союзника, сторонника реформ, Германа Грефа, который возглавил Сбербанк.
Г-н Кудрин с теплотой вспоминает то время, когда он был вне политики и занимался наукой, работая экономистом в Российской академии наук, прежде, чем присоединился к санкт-петербургской городской администрации в 1990 году. Вместе с тем, он подчеркивает, что пока не готов думать о своей жизни после ухода из политики: 'Пока слишком рано говорить об этом, и у меня еще слишком много дел на повестке дня'. Инвесторы в российские активы будут рады узнать, что пока г-н Кудрин не планирует выпускать российские финансы из-под своего контроля.
++++++++++++++++++++++++++++++
P.S. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который проходит с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP в течение месяца можно проголосовать 29 раз, или 28, или 27. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше отдать за ИноСМИ больше голосов, чем меньше. :-)))))))
_____________________________________
Жак Сапир: Финансовая буря над Россией? ("РИА Новости", Россия)
А.Аслунд: Предстоящий финансовый крах России ("Project Syndicate", США)
Борьба с финансовым кризисом: Соединенные Штаты vs. Россия ("Stratfor", США)
С финансовым кризисом в России ставки для Путина растут ("The Washington Post", США)
Финансовый кризис: европейскую экономику спасет Россия? ("Le Figaro", Франция)