Мередит Роман - профессор Университета штата Нью-Йорк / State University of New York, специализируется на изучении расизма в России, готовит к печати книгу "Советский Антирасизм и Афроамериканцы" / Soviet Anti-Racism and African Americans: The Indictment of American Racism in the USSR, 1928-1937."
* * * * * * *
Вопрос: Расизм одинаков во всех странах? Возможно ли сравнить русский и американский расизм?
Мередит: Между ними существует значительное сходство и значительные различия. Основным сходством является то, что в России, как и в США, расизм основан на признаках расового происхождения и цвете кожи. То есть, это не что иное, как пигментократия в действии, когда люди с более светлым оттенком кожи наделены большей властью и привилегиями, в то время как обладатели кожи более темного оттенка машинально получают клеймо преступников и становятся объектом преследований общества или полиции. Это, своего рода, отбор, основанный на расовом происхождении - он характерен для России, США и всего остального мира.
Наиболее значительное отличие: в России экстремисты и слуги закона способны совершать акты насилия по отношению к отдельным людям с более темной кожей или по отношению к целым группам таких людей. То, что им удается это делать практически безнаказанно, создает впечатление, что в России нет законов, а, следовательно, и ответственности. Это является основным различием между русским и американским расизмом.
Вопрос: В свое время советское правительство активно пропагандировало идею всеобщей дружбы народов и рас. Тем не менее, расизм в России стал реальностью. В чем причина?
Мередит: Хороший вопрос. Что касается африканских студентов, как и многих других людей нерусской национальности, то некоторые ученые объясняют это чувством неприязни, основанном на мнении, что при советской власти представители этих групп находились в более выгодной ситуации, по сравнению с русскими. Например, складывалось впечатление, что африканские студенты в особенности, а за ними и азиатские, и арабские студенты удостаивались особого отношения.
В советскую эпоху - особенно в 1920-1930-е годы - были предприняты попытки пресекать и наказывать расизм, а также обвинять в расизме США и Европу. Я думаю, что в тот период времени идеология построения нового общества, общества без расизма была довольно привлекательной для советского общества. Безусловно, я ни в коей мере не утверждаю, что расизм когда-либо удавалось искоренить, хотя сама эта идея была довольно популярна. Возможно, эта антирасистская кампания так и оставалась бы на уровне пропаганды, но, тем не менее, совершенно определенно можно утверждать, что советские власти обеспечивали спокойствие наиболее беззащитных членов общества. Может, в советский период расизм и не был искоренен как социальное явление, однако, по крайней мере, он находился под контролем властей.
Теперь все это в прошлом, и расизм на постсоветском пространстве может беспрепятственно развиваться. Этот факт, плюс оставшиеся обиды, традиционное желание найти "крайнего", которого можно обвинить во всех бедах, играют ключевую роль в существовании расизма в современном российском обществе.
Российская пресса добавляет масла в огонь, предоставляя в своих материалах совершенно определенный "криминальный" портрет тех людей, у кого темнее кожа и присутствуют иные характерные этнические признаки. Нечто подобное происходит и с американской прессой: она сообщает о преступлениях, совершенных лицами "не европейского происхождения", но при этом совершенно не соизмеряет их долю в общей массе криминальных деяний.
Я думаю, это явления из одной и той же категории - найти виновного в своих проблемах, которого еще и легко опознать визуально. Это присуще не только России, это имеет место и в Европе, и в США. Просто, на мой взгляд, в странах бывшего СССР расизм развивается намного более интенсивно.
Вопрос: Расизм присущ каждому человеку от природы или это порождение цивилизации общества?
Мередит: Несомненно, это один из результатов развития нашей цивилизации. Мы узнаем о расах в раннем возрасте от родителей или иных членов общества. Эта практика - характеризовать людей на основе их расы, а потом классифицировать эти расы по признаку превосходства - практикуется, по меньшей мере, со времен эпохи Просвещения. Подобные теории позволяли европейцам оправдывать эксплуатацию и угнетение других расовых и этнических групп.
Раса - это биологический миф, но, в то же время, и социальная реальность. Я стараюсь следовать и распространять идеи Франца Фанона (Frantz Fanon, 1925 - 1961, известный философ и писатель, автор многих книг, оказавших значительное влияние на формирование антирасистских взглядов - его почитателем, в частности, был Че Гевара - Washington ProFile), который посвятил свою жизнь искоренению самого понятия "раса". Он призывал смотреть шире, особо подчеркивая, что это абсолютно неестественно для человека: смотреть на своих собратьев и только видеть "белых", "черных" или "цветных" - эти категории установлены обществом и не имеют никакого значения вне его.
Скорее всего, нам вряд ли удастся когда-либо не замечать цвет кожи, но мы должны прийти к тому, что он не имеет значения. Есть надежда, что нам удастся добиться успеха, хотя это все неимоверно трудно.
Вопрос: Идеологи современного расизма и национализма обычно доказывают, что однородные в этническом смысле страны более стабильные и процветающие. Ваш комментарий?
Мередит: Я думаю, что такие "чистые" государства, в которых политические рамки совпадают с этническими, вряд ли когда-либо существовали в реальности. Представление, что можно вернуться к гомогенному, этнически чистокровному государству, обеспечивающему стабильность, это не что иное, как миф, используемый экстремистами, которые не всегда стремятся таковыми казаться, с целью оправдать свои действия по отношению к "чужим". Такие политики зачастую уверяют, что они просто-напросто следуют логике "здравого смысла", а не проповедуют расизм.
В действительности, так называемые "чистокровные" общества являлись результатом попыток определенных лидеров создать "модель" француза, или британца, или немца. Нации, в том виде как мы себе их представляем, создавались политиками, а не образовывались естественным путем.
Вопрос: Насколько опасен расизм для современного общества?
Мередит: Очень опасен. Конечно, он проявляется в разных странах по-разному. Очевидно, российская действительность сегодня такова, что преступления на почве расовой ненависти происходят каждый день. Расизм также является проблемой и в США, хотя здесь он имеет более скрытую, завуалированную форму, что заставляет большинство населения считать, что расизм в стране искоренен. На самом деле, степень неравенства между белым и черным населением США, в какой-то степени даже больше, чем в 1960-1970-е годы. И в какой-то степени она даже более опасна.
Совсем недавно, в августе 2008 года, ООН призвала Россию уделять больше внимания и активней расследовать преступления, совершенные на почве расовой неприязни. США, как обычно, выпали из поля зрения ООН потому, что у нас расизм проявляется в другой, менее очевидной форме. Казалось бы, это прекрасно. Но проблема в том и заключается, что скрытое проявление расизма не делает его менее безобидным, а просто не позволяет его разглядеть и, следовательно, бороться с ним.
Вопрос: Кто должен брать на себя инициативу в борьбе с расизмом: общество, средства массовой информации, правительство, представители закона?
Мередит: Я думаю, представители всех вышеперечисленных групп должны предпринять какие-то меры и со всей серьезностью подойти к этой проблеме.
С моей точки зрения, нужно начинать с общества, а одновременно требовать определенных действий от прессы, правительства и представителей закона. В этом и состоит моя задача как преподавателя - попытаться донести до будущих поколений, что проблема расизма до сих пор актуальна как в США, так и во всем мире. Многие международные и коммерческие связи до сих пор обусловлены фактором расы.
Абсолютно необходимо, чтобы инициатива исходила от общества, тогда только правительство и представители власти пойдут на уступки и примут необходимые меры. До тех пор, пока белое население, особенно в США, не осознает, что вместе с белой кожей человек автоматически получает власть и привилегии, до тех пор, пока оно не признает это и не согласится эти привилегии уступить, маловероятно, что власти или пресса изменят свою позицию.
Вопрос: Чем опасен расизм для людей, исповедующих эти взгляды?
Мередит: Необходимо отметить, что большинство белых людей не считают себя расистами, по крайней мере, в США. Поэтому основной задачей является, чтобы они поняли, какие преимущества они получают только благодаря обладанию белой кожей, и как многого лишены те их соотечественники, у кого кожа темнее. Только тогда они смогут осознать, сколько общество теряет из-за этой несправедливости. Только тогда им удастся увидеть, что общество ничего не выигрывает за счет существования подобных привилегий.
Вопрос: Будет ли расизм существовать всегда?
Мередит: Я надеюсь, что нет. Очень часто, особенно при просмотре новостей, приходится признавать, что его не становится меньше. Но в то же время я не могу себе позволить поверить, что расизм неискореним, потому что тогда в моей жизни не останется смысла.
++++++++++++++++++++++++++++++
P.S. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который проходит с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP в течение месяца можно проголосовать 29 раз, или 28, или 27. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше больше, чем меньше.
_________________________________
Парадоксы российского национализма ("Грузия online", Грузия)
Манхэттен на берегах Москвы ("Профиль", Россия)
Россия для расистов ("Project Syndicate", США)
Национализм и Россия ("Washington ProFile", США)
Кремль старается не замечать расизма ("The International Herald Tribune", США)
* * * * * * * * *
В. Новодворская: Бабло, Зло и моя Индивидуальная баррикада (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Что стоит за реабилитацией царской семьи? (Тайное братство читателей ИноСМИ)
"Й... вашу мать" для средней школы (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Убийства по приказу КГБ (Тайное братство читателей ИноСМИ)