Беседа о событиях в Грузии с профессором Высшей школы политических наук Бертраном Бади (Франция).
- Не стало ли российское вторжение на территорию Грузии предвестником заката концепции гуманитарного вмешательства, нарушив правовые нормы 'обязанности защищать'?
Б.Б.: - Эти нормы нарушаются уже довольно длительное время. Выработанная в конце прошлого века концепция гуманитарного вмешательства ознаменовала собой наивысший подъем оптимизма. Но вскоре на смену оптимизму пришло прежнее противостояние держав. Уже на примере Косово мы видим некоторую двусмысленность ситуации, повторившейся затем, правда, с точностью до наоборот и в Грузии.
- Является ли эффективной европейская дипломатия, принимая во внимание раскол внутри ЕС и то, что Россия во многом играет на этом расколе?
Б.Б.: - Конечно, этот раскол очевиден. Однако следует признать, что он не повторяет контуров, очерченных иракским кризисом 2003 г. В частности, поражает Италия и Берлускони, сумевший отойти от прежней политики строгого равнения на Вашингтон. В настоящее время вышеупомянутый раскол сводится к особой позиции некоторых государств Восточной Европы, в первую очередь стран Балтии и Польши, однако, ничто не говорит в пользу того, что их позиция будет разделяться в полной мере другими европейскими странами, включая государства, традиционно отличающиеся своей приверженностью политике Вашингтона. Таким образом, не стоит драматизировать сложившуюся в ЕС ситуацию. Взаимозависимость России и ЕС такова, что Москва напрямую заинтересована в дружелюбной политике по отношению к европейским столицам, показывая тем самым своему заокеанскому партнеру, что она умеет и намерена принимать в расчет их мнение, а Европа, в свою очередь, имеет все шансы открыто вести с Москвой диалог о партнерстве.
- Так ли на самом деле интересы Европы, - с одной стороны, установление стабильности на Южном Кавказе, а с другой, необходимость поддерживать дружеские отношения с Россией, - противоречат друг другу?
Б.Б.: - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории. Распад СССР дал толчок бурному процессу государственного строительства, который далек еще от своего завершения. И то, что происходит на Кавказе сегодня, завтра может иметь место в Белоруссии, Украине и, вполне возможно, в центрально-азиатских республиках. Ведь грузинский кризис не является региональной спецификой. Поэтому не только для Европы и России, но и для других соседствующих государств (Турции, Ирана) важным является стабилизация процессов огосударствления, которые, вне всякого сомнения, приведут к новым изменениям границ, затрагивающим территории трех государств данного региона (Азербайджана, Армении и Грузии). А возможно, и территорию России. Чрезвычайная хрупкость мира в этом регионе может быть преодолена только при наличии хотя бы минимального консенсуса. Ни одна из сторон, таким образом, не может быть заинтересована в подрыве мира и в дестабилизации. С этой точки зрения ЕС и, в первую очередь, председательствующая в нем Франция, сделали то, что следовало сделать: попытались потушить пламя войны, понимая, что самым трудным будет, все же, устранение причины возгорания. Однако я не вижу, как именно урегулирование сложившейся ситуации может столкнуть интересы России и Европы: ошибочно полагать, что Россия преследует захватнические интересы, как это уже укоренилось в сознании многих. Чего она действительно упорно добивается так это признания ее особого статуса в урегулировании данного конфликта. Непонятно, в чем это признание России в роли региональной державы противоречит интересам Европы, как раз наоборот. Да и на деле мы видим как раз обратное: именно маленькая, 'беззащитная' Грузия явилась инициатором дестабилизации, подвергнув пересмотру статус-кво, восходящий к Дагомысскому договору 1992 г. и пытаясь взвалить всю 'грязную работу' на плечи своих американских союзников и покровителей. В очередной раз мы наблюдаем за тем, как слабое государство пытается, провоцируя, влиять на сильное, а также за тем, как это слабое государство вовлекает своего могучего покровителя, против его воли, в процесс изменения существующего миропорядка, менять который тот, возможно, вовсе не желал.
- Существует ли на самом деле какая-либо взаимосвязь между обретением независимости Косово и недавними событиями на Кавказе?
Б.Б.: - Трудно не провести параллель между этими событиями, отмечая их поразительную схожесть, которую, возможно, учло и российское руководство, взявшее реванш за косоварскую обиду. Бывший президент Грузии Звиад Гамсахурдиа очень напоминал Милошевича: тот же националистический контекст, те же попытки одним росчерком пера похоронить надежды на получение независимости Косово и Южной Осетии, и это с интервалом в два года!
Россия выступает против Вашингтона теперь уже в качестве защитника национальных меньшинств, не признавая принцип территориальной целостности, которым она руководствовалась в косовском конфликте. Пожалуй, лучшей карикатуры как для Вашингтона, так и для Москвы трудно подыскать: в любом случае это было прекрасным уроком, показывающим всю противоречивость принципов международного права.
- Не грозит ли поголовное онатовщивание обернуться для Европы куда большей проблемой, внося раскол ее ряды, нежели предполагаемое русское завоевание?
Б.Б.: - Именно в этом и заключается суть проблемы. Мы постоянно можем наблюдать тот опустошающий эффект, который оказывает этот ничем не контролируемый и очень спешный процесс вовлечения в НАТО самых проблемных зон и очагов напряженности в современном мире. Североатлантический договор, изначально имевший целью сдержать натиск советской угрозы, начиная с 90-х гг. прошлого века претерпел весьма странные изменения, что привело к появлению некоторой двойственности и неопределенности его природы. Поговаривают даже о вступлении в Североатлантический альянс таких стран, как Япония и Австралия! Такая масштабная деятельность выходит далеко за рамки изначальных целей по защите безопасности Западной Европы. Избирательная многополярность НАТО пытается заменить собой даже ООН, действующую менее слаженно и гибко, нежели НАТО. Но необходимо чтобы вмешательства последней, даже если цель остается пока до конца неясной, приобрели новую направленность: ведь здесь все продолжает строиться на противостоянии Восток-Запад, искусственно возобновляемом и поддерживаемом в современных условиях. А это уже опасно, так как конфликт приобретает совсем иной оттенок: вмешательство осуществляется уже как бы не от лица международного сообщества, а от отдельного участника, тщательно скрываемого за высоким забором США.
- Не является ли союз Китая и России худшим из всех опасений Европы и США?
Б.Б.: - Да и мы уже пожинаем плоды. ШОС явно преуспела на пути интеграции, укрепив свои позиции с вступлением туда республик Центральной Азии, представлявших до сей поры лакомый кусок и для Североатлантического альянса. Неуклюжесть западной дипломатии в отношении Пекина и Москвы, ее попытки наказать их путем исключения из крупных международных проектов, в конечном счете, ведет лишь к сближению двух гигантов Евразии. К этому можно добавить постепенное устранение элементов составлявших основу давнего спора между Пекином и Москвой как в идеологическом аспекте противоборства двух коммунистических режимов, так и в соревновательном, экономическом плане. Наконец, не будем забывать про Иран, который был принят в ШОС в качестве наблюдателя - прекрасная перспектива для будущего выстраивания политики в любых конфликтах...
Мониторинг: читатель ИноСМИ - Vt_47
++++++++++++++++++++++++++++++
P.S. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который проходит с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP в течение месяца можно проголосовать 29 раз, или 28, или 27. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше больше, чем меньше.
___________________________________
Бертран Бади: Грузинский конфликт: никуда не годная 'грамматика' ("La Croix", Франция)
Россия решила сама почитать лекции Америке ("The New York Times", США)
Почему мы должны с пониманием отнестись к потребности России в зонах влияния? ("Le Temps", Швейцария)
Роберт Гейтс: Россия, похоже, возвращается к методам и целям времен царской Империи ("RealClearWorld", США)
* * * * * * * * *
В. Новодворская: Бабло, Зло и моя Индивидуальная баррикада (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Что стоит за реабилитацией царской семьи? (Тайное братство читателей ИноСМИ)
"Й... вашу мать" для средней школы (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Убийства по приказу КГБ (Тайное братство читателей ИноСМИ)