Договор о ненападении между немецким Рейхом и Советским Союзом, известный всему миру как пакт Молотова-Риббентропа, в Германии именуется коротко и хлестко: пакт Гитлера-Сталина.
DER SPIEGEL Такое название могло бы приобрести популярность и в других странах, поскольку именно этот договор чаще всего используется в качестве последнего довода в тех случаях, когда между Россией и Германией заключаются соглашения, не устраивающие третьих лиц. Конечно, имена тиранов звучат куда эффектнее, чем фамилии двух министров иностранных дел, людям моложе тридцати лет, скорее всего, вообще ничего не говорящие. В последнем номере, однако, 'Шпигель' приводит прекрасный пример того, как соответствующие ассоциации могут быть вызваны и без использования броского названия. Когда американский посол в Швеции пишет в газетной статье об 'особых договоренностях' между Германией и Россией, то уже необязательно украшать изображения Путина и Меркель усиками - и так понятно, на что намек.
На этот раз, по словам 'Шпигеля', лопнуло даже безграничное терпение немецкого правительства. Американцы и 'новые европейцы' не приемлют ни энергетического союза между Германией и Россией, ни сближения позиций Западной Европы и русских. Вот они и суетятся, поминая то Гитлера, то Сталина, то экологическую катастрофу в надежде таким образом повлиять на настроения. Это не раз срабатывало, но даже самые гениальные трюки со временем устаревают.
Американцы, кажется, потихоньку растрачивают кредит доверия даже у самых надежных своих союзников. К призыву бушевского правительства помочь 'большому брату' в преодолении банковского кризиса (возникшего по его собственной вине) не прислушался никто - ни Гордон Браун, ни даже Ангела Меркель. Тому, кто постоянно поучает других, как им можно и как нельзя строить свою жизнь, не стоит рассчитывать на хорошее отношение. А если при этом еще самому нарушать свои же правила - то никаких сил может не хватить для того, чтобы обеспечить себе хоть какую-нибудь поддержку и добиться желаемого результата.
К основополагающим принципам американской идеологии принадлежит полная разделенность государства и экономики. Именно этой стране лучше всего удается заставить другие государства открыть и либерализовать свои рынки и одновременно защитить себя от внешней конкуренции. Горе тому государству, которое осмелится в чем-то помогать своим предприятиям. 'Фу, - раздается немедленный окрик из Америки. - Социализм, этатизм, сдерживание свободной конкуренции'. И не важно, что сами США поддерживают своих собственных сельхозпроизводителей, оружейников и автопромышленников всеми возможными средствами - от снижения налогов и скрытых субсидий вплоть до продвижения экспорта руками политиков и спецслужб.
Однако даже Америка, попав в экономический кризис, не может полностью отказаться от содействия остального мира или оттолкнуть своих экономических партнеров. 'Финансовые рынки регулируют себя сами, все законы - от лукавого', - всегда доносилось с той стороны океана. И вдруг это государство неожиданно начинает поддерживать пострадавшие банки и призывает друзей во всем мире внести свою лепту помощи. Конечно, из кармана налогоплательщика - откуда еще? Прибыль приватизируется, потери обобществляются, причем желательно всем мировым сообществом. Хочется надеяться, что Ангела не откажется от своей решительной позиции...
Возможно, кавказский кризис тоже способствовал тому, что и у самых верных друзей иссякло терпение. Временной промежуток между распространением очередной американской пропагандистской лжи и ее опровержением становится все короче. И все яснее понимание, что именно мы, младшие братья, должны расплачиваться, когда старший брат опять зажигает где-нибудь в мире факел свободы, устраивая очередной пожар. И хотя вслух этого никто не произносит, но на Западе довольно болезненно восприняли тот факт, что во время кавказского кризиса мир вновь попался на старые пиар-уловки.
Все эти изменения в сознании, безусловно, происходят вовсе не потому, что терпеливые русские дипломаты и политтехнологи неустанно работают над построением привлекательных альтернатив американскому господству над миром. Нет, настроения умов меняются вопреки неумению русских убедить мир. Американцы настолько беспардонны, что даже Северная Корея может на минуту показаться симпатичнее. И, похоже, что скорее найдутся мужественные американцы, которые смогут вернуть своей стране былое восхищение и статус всеми признанной ведущей мировой державы, чем русская элита перестанет воровать и всерьез задумается на тем, как изменить отношение к России в мире.
++++++++++++++++++++++++++++++
P.S. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который проходит с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP в течение месяца можно проголосовать 29 раз, или 28, или 27. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше больше, чем меньше.
Двойные стандарты в отношении России ("The Washington Times", США)
Европа после войны в Грузии ("Les Echos", Франция)
Агрессивность Москвы - проблема Европы ("The International Herald Tribune", США)
Российский неоимпериализм реет над Европой ("Liberation", Франция)
* * * * * * * * * *
Михаил Ходорковский: Драка была настоящая (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Читатели ИноСМИ выбирают президента США (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Герои России - палачи украинцев (Тайное братство читателей ИноСМИ)
До одури надоели "русские" - в ушанке, с балалайкой и "Калинкой"! (Тайное братство читателей ИноСМИ)