'Каким пряником можно заставить тысячи лиц без гражданства (читай: русских) выбрать гражданство Эстонии?' - пишет в Eesti Päevaleht Андрус Кивиряхк.
Н ад этим вопросом ломает голову наше правительство. Правда, после того, как США сообщили, что с 17 ноября между Эстонией и США будет действовать безвизовый режим, может показаться, что этот пряник найден. Хочешь в Америку - стань эстонским гражданином!
На самом деле это довольно смешно, если люди начнут вдруг подавать документы на эстонское гражданство только для того, чтобы без визы ездить в Америку. Какими же полноценными гражданами они тогда будут? Разве такие граждане нам нужны? И вообще, это странно и подозрительно - навязывать людям гражданство с помощью пряника. Выбор гражданства должен основываться на каких-то глубоких принципах, быть единственным и бескомпромиссным. Потому что если сегодня бегут за одним пряником, то кто-то завтра покажет уже торт, и только что вошедшие через дверь новоиспеченные граждане выскочат в окно, словно блохи.
На самом деле эти 'серопаспортники' не так уж мешают нашему правительству. Люди, которые так долго жили, не определившись, должны быть совершенно пассивны в общественном смысле. Такой неопределенный статус унижал бы достоинство любого мало-мальски уважающего себя человека. Конечно, с прагматической точки зрения - а чем им плохо? Они работают и ходят в магазины за покупками наравне с гражданами, в местных выборах тоже участвуют, и кроме границ Европейского союза для них открыта и граница России. Образно говоря, если представить эстонское государство господским особняком, то в их распоряжении находятся весь дом и яблоневый сад, закрыты только парадная дверь и некоторые наиболее представительные помещения. Если такие ограничения людей устраивают, то им гражданство не нужно. Мир полон людей, которым вполне хватает черного хода и которым даже в голову не придет отправиться в залы, потому что в задних комнатах тоже сухо и уютно.
Так что люди, для которых жизнь - всего лишь карусель 'работа, магазин, дом, работа' и для которых 'серый' паспорт делает доступной поездку на Канары или к родственникам в Питер, не мешают эстонскому государству. Совсем другая история с теми, кто отказывается от 'серого' паспорта и становится российским гражданином. Что делать с ними?
Честно говоря, и с ними делать нечего. В этом же нет ничего неестественного, если русский человек решает стать российским гражданином. В каком-то смысле так даже правильнее и красивее. Мы же тоже очень гордимся эстонцами, которые, находясь на чужбине, остались эстонцами и неустанно боролись за эстонское дело. Взять, к примеру, нашего нынешнего президента, который отказался от гражданства страны, в которой родился, и выбрал паспорт Эстонской Республики. Особенно жертвенным поступком это было в те времена, если сравнить, какие были тогда возможности у гражданина США и гражданина Эстонии. А рядом можно поставить тех русских, которые отказываются от 'серого' паспорта, который дает им возможность ездить по странам ЕС, и выбирают гражданство России. И они тоже многим жертвуют.
Мы, конечно, предпочли бы, чтобы они поступили иначе. Но давайте представим себе эстонца, который уехал жить в чужую страну и сразу же начал ходатайствовать о предоставлении ему гражданства этого государства. Мы бы относились к нему со скрытым осуждением. Живи за границей, учись, приобретай опыт, но оставайся эстонцем. Я не верю, что человек может быть искренне лоялен двум государствам. Сколько волка ни корми, он в лес смотрит. Эстонец, который отворачивается от своей родины и запросто сливается с новой средой, кажется легкомысленным человеком. Так почему же в случае настоящего русского это должно быть иначе?
Говоря об интеграции местных русских, обычно утверждают, что у нас много деятелей эстонской культуры с русскими фамилиями. И при этом перечисляют людей, которые часто родились в смешанной семье, учились в эстонской школе, всю жизнь работали среди эстонцев. Но это уже не настоящие русские, хотя сами они и могут себя считать русскими. И неважно, что они в совершенстве владеют русским и прекрасно знают русскую культуру. Эстонец, приложив усилия, тоже может прилично выучить русский язык, а знать русскую культуру должен любой образованный человек. Но важное значение имеет среда. Эстонец, во втором поколении живущий за границей, тоже ненастоящий эстонец - он может интересоваться делами в Эстонии, но его фокус уже в другом месте. У его друзей и коллег уже другие проблемы, которые для него важнее. И его корни становятся хобби.
Русские, к сожалению, могут прожить на протяжении нескольких поколений в Эстонии, но так и остаться 'беженцами первого поколения', которые не учились в эстонской школе, у которых нет друзей и знакомых среди эстонцев. По крайней мере, следует из их детей сделать эстонцев, и не формально, по паспорту, а в сердце. Этот процесс уже происходит: почти в каждом эстонском детском саду, в каждой эстонской школе есть дети, которые происходят из русских семей. Но их, к сожалению, еще мало. Их должно быть больше, на самом деле такими детьми должны быть все без исключения. И когда они вырастут, им больше не потребуется пряник, потому что эстонское гражданство будет казаться им единственным возможным.
'Сохранение неграждан России намного выгоднее'
По оценкам Полиции безопасности (KAPO), сохранение статуса неграждан выгодно для России, так как позволяет указывать на дискриминацию, выражающуюся, например, в отсутствии избирательного права у неграждан.
После того, как Посольство Российской Федерации в Таллинне сообщило, что число ходатайствующих о получении российского гражданства по сравнению с прошлым годом выросло за последние восемь месяцев в два раза, тема неграждан, или владельцев т.н. серых паспортов, снова встала на повестке дня, пишет Eesti Ekspress.
Когда председатель комиссии Государственной думы России по иностранным делам Константин Косачев однозначно говорил о том, что эстонское гражданство надо предоставить всем здешним негражданам без всяких условий, это звучало как оказание давления.
В связи с этим Ekspress.ee направил в Полицию безопасности несколько вопросов, чтобы выяснить, насколько серьезно следует относиться к такому заявлению России.
Ответы Полиции безопасности передал комиссар Андрес Кахар. В Полиции безопасности считают, что оценка России количества своих граждан в Эстонии не вызывает доверия. Хотя у Эстонии нет возможности это проверить, есть основание считать, что и у России нет реального обзора и учета проживающих здесь своих граждан (уехавших из Эстонии, умерших лиц и так далее). Во-вторых, Россия сообщает только о числе лиц, взявших российское гражданство, не учитывая тех, кто взял российское гражданство и покинул Эстонию или умер.
Заметно ли, что Посольство России действует более активно, чтобы привлечь обладателей т.н. серых паспортов в российское гражданство? Есть ли какие-то льготы тем, кто принимает российское гражданство, проводятся ли кампании?
KAPO: Россия применяет к здешним негражданам три политики:
1. Безвизовый режим для поездок в Россию (по существу увековечивает отсутствие гражданства). 2. Т.н. программу переселения, которая пока не удается. 3. Закон о соотечественниках. Он находится в стадии разработки и очень запутанный, но может создать большие проблемы.
Опасна ли такая тенденция в том случае, если лиц с российским гражданством будет становиться в Эстонии все больше? Почему-то вспоминаются Южная Осетия и Абхазия, где сначала были розданы российские паспорта, а потом пришли защищать, так сказать, своих.
Примеры Южной Осетии и Абхазии некорректно распространять на Эстонию. Наша ситуация совершенно другая - мы все же самостоятельное государство. Южная Осетия и Абхазия по существу были под контролем России со времен начала кавказского конфликта.
Несколько дней назад новостные каналы цитировали председателя комиссии по иностранным делам Государственной думы России Константина Косачева, по мнению которого, отношения между Эстонией и Россией кардинально изменятся только в случае установления нулевого гражданства в Эстонии. Как относиться к этому заявлению? Можно ли толковать сообщения о том, что все больше неграждан выбирают российское гражданство, оказанием давления?
KAPO: Заявления и сообщения России о росте числа граждан РФ очевидно направлены на то, чтобы в эстонском обществе возникли страх и ответная реакция. По существу же речь идет об оказании психологического воздействия (что часто называют информационной войной), с помощью которого надеются достичь основной цели - нулевого варианта гражданства.
В Эстонии проживает около 100 000 граждан России - вполне достаточно для использования предлога 'защиты граждан'. Кстати, в качестве предлога хорошо подходят и т.н. 'соотечественники'.
В России в последнее время предпринимаются шаги в направлении сохранения статуса негражданина, предоставляется таким людям, например, безвизовый режим. Сохранение неграждан России намного выгоднее, так как позволяет говорить о дискриминации неграждан в Эстонии, например, об отсутствии у них избирательных прав (выборы в Рийгикогу и Европарламент). Эта проблема исчезла бы, если бы неграждане выбрали гражданство Эстонии или России и смогли бы избирать или быть избранными в соответствующие парламенты.
Также сохранение неграждан позволяет России оказывать давление на Эстонию для применения нулевого гражданства, что ясно доказывает и заявление Константина Косачева. Исторический опыт показывает, что на самом деле такая уступка ничего бы не изменила. Последовало бы просто новое требование.
Скорее основной целью России является возникновение лояльных по отношению к ней граждан России, с помощью которых можно было бы влиять на политику Эстонии и, косвенно, на политику Европейского союза. Российские спецслужбы годами работают во имя того, чтобы в Рийгикогу прошла партия, контролируемая Российской Федерацией. Приведем пример выборов в Рийгикогу 2007 года, когда российские спецслужбы пытались обеспечить Конституционной партии представительство в Рийгикогу.
Но что же нужно делать, чтобы ситуация оставалась под контролем Эстонии?
KAPO: Выбор гражданства в Эстонской Республике, как в любом демократическом правовом государстве, является свободным выбором каждого человека. Эстония не может заставлять кого-то брать эстонское гражданство или предоставлять гражданство, нарушая Закон о гражданстве или международные нормы. И насильно предоставлять свое гражданство в Эстонии не может ни одно иностранное государство.
Мы считаем, что самая большая опасность для эстонского государства исходит не столько от российских граждан, сколько от нелояльных граждан Эстонии. Например, многие организаторы и участники апрельских событий - граждане Эстонии. Жизнь показала, что не всегда можно ставить знак равенства между эстонским гражданством и лояльностью. Точно так же, как между гражданами РФ/негражданами и нелояльностью.
Цель России - с помощью создания страха и неуверенности заставить нас совершать ошибки. Самое лучшее средство против этого - сохранение спокойствия и уверенности.
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.
__________________________________
Жить в Эстонии по-русски ("День", Украина)
Внешняя политика Эстонии страдает манией величия ("Gazeta.ee", Эстония)
Почему большинство эстонских политиков и журналистов ненавидят Россию? ("Postimees", Эстония)
* * * * * * * * *
ГРУ против КГБ (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Читатели ИноСМИ предсказали победу Обамы! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Как гетман Сагайдачный на Москву ходил (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
"Черный день" Америки (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)