Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Малхаз Гулашвили: Я призвал русских хорошо подумать, какие процессы могут начаться на Кавказе, если они не откажутся от идеи распада Грузии

Сегодня весь мир считается с Россией. Без России осуществление грузинских интересов просто невообразимо

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Без диалога с Россией осуществление грузинских интересов просто невообразимо, потому что сегодня весь мир считается с Россией. Если мы этого не учтем, окажемся в гораздо более катастрофичной ситуации

На прошлой неделе в Турции состоялась организованная институтом евразийских исследований конференция, на которой обсуждались вопросы урегулирования ситуации на Кавказе. Инициатива проведения такой конференции появилась после того, как премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время визита в Москву озвучил идею создания пакта кавказской стабильности.

Как заявляет принимавший участие в этой конференции президент медиа-холдинга 'Джорджиан таймс' Малхаз Гулашвили, это был первый случай, когда в отличие от Грузии, Турции и России, представители Азербайджана и Армении встретились с глазу на глаз и обсудили эти темы.

'Джорджиан таймс' побеседовала с Малхазом Гулашвили.

- Конференция и встречи проходили на уровне экспертов или были представлены и официальные лица?

Малхаз Гулашвили: В работе конференции принимали участие известные эксперты и влиятельные представители общественности как со стороны Армении, так и Азербайджана.

- В каком статусе была представлена на конференции грузинская сторона?

- В Анкаре находилась представительная делегация грузинских экспертов: конфликтолог Георгий Хуцишвили, эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе, эксперт Гамлет Чипашвили, профессор Георгий Анчабадзе и я, как президент Центра стратегических исследований 'Азри'. Для меня было интересно то, что на конференции присутствовали и абхазы, в частности, Сократ Джинджолия, который пользуется серьезным влиянием среди абхазской общественности, и Станислав Лакоба, секретарь так называемого Совета безопасности де-факто республики.

Со стороны Осетии на конференции присутствовали очень перспективный политик Беслан Бизайты и помощник Эдуарда Кокойты Константин Кочиев.

- Какой была основная тема в работе конференции?

- Вначале попытались нарисовать нам картину, что в условиях установления нового мирового порядка мы, грузины, оказались в очень тяжелой ситуации. Турецкая сторона на этой конференции была представлена весьма солидно. Они огласили, что Россия, Турция и Азербайджан сумеют договориться о том, что гарантами Аджарии являются Турция и Россия. Более того, представитель 'Джавахка' даже озвучил идею автономии Джавахетии.

- Что противопоставили этим заявлениям представители грузинской стороны?

- Ни одно из подобных заявлений мы не оставили без реакции. Особенно был активен президент Конгресса грузин в России Владимир Хомерики. Его позиция была однозначной, что во всем произошедшем виновен не грузинский народ, а власти Саакашвили. Я тоже несколько раз подчеркнул, что когда говорят о грузинах и Грузии, должны добавлять - власти Грузии, так как грузины настроены по-другому.

- Что вы подразумеваете под другим настроем?

- То, что из-за закрытости средств массовой информации общество лишено реальных сведений о том, что здесь происходит. Поэтому я сказал, что о Грузии следует говорить в гораздо более мягком тоне. За этим моим заявлением последовала реплика Сократа Джинджолия - что мы и во времена Шеварднадзе беседовали, но все равно это не решалось путем диалога. В ответ я зафиксировал свою позицию, что подобные проблемы не могут быть решены на одной или двух встречах, и отметил, что наша ошибка состоит в том, что инициатива урегулирования конфликтов целиком в руках властей и общественность широко к этому процессу не подключена. А такие конференции, обсуждения, неофициальные встречи после конференций и даже обеды способствуют углублению общественной инициативы, смягчению позиций и установлению определенного взаимопонимания. Зафиксировал я и то, что по разные стороны баррикад мы оказались не по нашей или их 'заслуге', и должны постараться перенести в другой режим эти крайне напряженные отношения.

- С абхазской стороны чувствовалось ли желание, чтобы произошло некоторое потепление отношений?

- Естественно, и у них, особенно у абхазской стороны, есть желание, чтобы этот крайне напряженный режим был снят. Я предложил и им, и представителям осетинской стороны, создать советы старейшин и на основе наших кавказских традиций попытаться урегулировать эти проблемы. А русских призвал хорошо обдумать, какие процессы могут начаться на Кавказе, если они не откажутся от идеи распада Грузии.

- В частности, то, что это вызовет цепную реакцию по всему Кавказу?

- Да, если начнут дробить Грузию, за этим последует распад Азербайджана, у которого есть проблема с лезгинами, у самой России тоже возникнут проблемы. Уже существует напечатанная в Турции карта, на которой Абхазия, а также входящие в состав России Дагестан, Чечня, Ингушетия и другие республики Кавказа помечены как независимые государства. Эта карта издана абхазской диаспорой Турции. Я указал на это представителям России и сказал, что необходимо найти новую форму отношений абхазов, грузин и осетин, которая может быть названа федерацией или конфедерацией. Это надо обсудить.

- Как они объясняли то, что Россия признала 'независимость' Абхазии и так называемой Южной Осетии, и что они думают по поводу этого шага своей власти?

- Мы старались не касаться этой темы. Наша ошибка в том, что как только увидим абхаза, то начинаем разборки и показываем кулак. Тогда чем мы отличаемся от этой власти, которая своей риторикой и политикой довела нас до такого положения? В разговоре с ними мы должны найти общую частоту, у нас развязаны руки потому, что мы являемся представителями не государственных структур, а общественности. Грузия должна хорошо осмыслить, какие процессы происходят сейчас на Кавказе, общественности надо активизироваться и примкнуть в этом вопросе к власти.

- Были ли приглашены на конференцию представители власти?

- Нет, однако представители российской стороны, которые были модераторами конференции, отметили, что встреча такого формата будет организована и для представителей власти и что для них важно мнение не только оппозиционно настроенной общественности, но и представителей властей. Но я отметил, что в этом случае там не было никого из представителей оппозиции, а только представители общественности и экспертных кругов. Россия должна убедиться в неизбежности того, что необходимо найти общий язык с Грузией. А это невозможно без диалога.

- Что еще важное для Грузии было озвучено на конференции?

- С этой точки зрения, конференция действительно была очень интересной. Например, представители турецкой стороны начали разговор о том, что они могут договориться с армянами, и проект Nabucco будет осуществлен, минуя Грузию. Я спросил автора этой идеи: 'Что, вам, русским и туркам, кажется, что Америки больше не существует, и вы все решите и сделаете так, как вам захочется? Не думаете ли вы, что в том случае, если вы начнете проводить активную пророссийскую политику и блокируете регион, то Америка включит так называемый резервный механизм распада Ирака, направленный на создание Великого Курдистана, очерчивающего сейчас геополитические контуры, что вызовет распад Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Между прочим, первый шаг в этом направлении Америка уже предприняла, когда осуществила федерализацию Ирака.

- Не вызвали ли ваши слова раздражения у них?

- Представитель Турции поблагодарил меня за этот вопрос и отметил, что в Турции, конечно же, нет антиамериканского настроя, и Турция признает территориальную целостность Грузии. Однако опасность того, что Nabucco пройдет не по территории Грузии все же существует, т.е. формируется новый геополитический порядок. После заявления представителей 'Джавахка', что им и коренным азербайджанцам Грузии должна быть предоставлена автономия, я задал вопрос, почему они говорят от имени азербайджанцев? Почему думают, что эти темы актуальны и не задумываются над тем, что из-за подобных заявлений Армения, возможно, окончательно окажется в изоляции, так как это у очень многих вызовет раздражение, и ни Азербайджан, ни Турция не примут так поспешно условия Армении. А турок я спросил, в случае, если они поддержат прокладку трубопровода Nabucco не по территории Грузии, а Армении, то, что взамен этого должна уступить Армения? Эти вопросы остались без ответа.

- В своем выступлении на конференции на что вы сделали основной акцент?

- На то, что на Кавказе должна быть создана новая геополитическая реальность, и всем нам должна подходить эта существующая реальность. В частности, я имел в виду, что необходимо осуществить идею нейтралитета Кавказа, поскольку только Турция и Россия пытаются самостоятельно участвовать в этой платформе. Моя же инициатива заключалась в том, чтобы в этот проект включился и Иран, а гарантами нейтралитета трех кавказских республик были Иран, Турция и Россия, а также такие большие политические игроки, как Евросоюз, США и Китай. Тогда это будет очень серьезный подход, а именно такой серьезный подход необходим в вопросе Кавказа.

- Эту идею вы огласили и на конференции в Австрии. А как ее восприняли на этой конференции?

- Довольно хорошо, хотя Турции не слишком по душе идея подключения Ирана к этому проекту. Мы же заинтересованы в том, чтобы процесс стабильности Кавказа зависел не только от треугольника - Россия-Иран-Турция, но и от других игроков. Представителям турецкой стороны я заявил, что если они исходят из интересов собственной страны, то мы подходим к этому вопросу с точки зрения не только интересов Грузии, но и из интересов общекавказских. И если Армения будет проводником интересов России, и на ее территории будет находиться российская база (Гюмри), тогда идея нейтралитета Кавказа не может быть осуществлена.

Что касается Азербайджана, он, с одной стороны, пытается войти в НАТО, но в то же время и с Россией сохраняет хорошие отношения. Но больше всего Азербайджан реально пытается придерживаться нейтралитета.

Активный нейтралитет Грузии будет в значительной степени способствовать урегулированию этого вопроса, что должно устраивать и абхазов, так как нахождение российских баз на их территории не играет им на руку. Никто не хочет, чтобы на их территории были размещены военные базы другого государства.

Но если размещение военных баз все же неизбежно, тогда для установления мира на Кавказе на всей его территории должны располагаться военные базы только одной страны, будь то Америка или Россия. Однако самый реальный выход - все-таки нейтралитет.

Исходя из того, что политическая ситуация между Америкой и Россией по-прежнему неясная, она останется такой и после выборов, до тех пор пока будет происходить формирование новой власти Америки.

Поэтому идея нейтралитета должна активно проводиться в жизнь. Эту идею одобрили и представители Азербайджана и Армении, и, думаю, она приемлема и для представителей осетин и абхазов.

- А насколько эта идея приемлема для русских?

- Представьте, этой идеей заинтересовались и русские. Потом они подошли, и мы побеседовали на конкретные темы. Следует подчеркнуть, что эта идея особенно понравилась представителям абхазской стороны.

- Кроме вас другие представители Грузии тоже разделяли идею нейтралитета?

- Мой основной доклад был посвящен этой теме. Конфликтолог Георгий Хуцишвили выразил такое же мнение, но в другом контексте. Многие выступающие заострили внимание на этой теме, но с разных точек зрения.

Интересным было выступление Георгия Анчабадзе. Он сделал обзор исторических перипетий, что вызвало раздражение осетин и абхазов, но в целом на конференции была атмосфера доброжелательности и взаимопонимания, и это очень важный фактор.

- Что именно вызвало раздражение абхазов и осетин, ведь Анчабадзе в числе тех немногих, кому удается бывать в Сухуми...

- Он в историческом разрезе рассмотрел, кто, откуда, когда и как пришел. Это и обидело абхазов и осетин. Грузинская делегация была довольно активна. Мы заявили, что нельзя обвинять грузинский народ и Грузию в том, что происходит. Это вина конкретной власти, потому что у нас выборы выигрывает тот, кто подсчитывает голоса, а не тот, кого избирает народ.

Если мы хотим чего-то достичь, должны осуществлять политику, которую называют политикой нейтралитета и добрососедства Кавказа.

- Это была одноразовая встреча или работа над этим вопросом будет продолжена?

- Такого рода встречи будут проводиться довольно часто. 20-го ноября - в Баку, куда, предположительно, впервые прибудут представители Армении. Думаю, общественность должна активизироваться, чтобы власть на смогла проводить одностороннюю, обреченную на крах политику, которая снова нанесет ущерб Грузии. Велика опасность того, что с учетом новых реалий мы вновь окажемся под большим ударом.

- Вы имеете в виду возобновление конфликта. Что говорят на этот счет абхазы и осетины?

- Как они заявили, возобновление конфликта не входит в их интересы. Или, скажем, что Россию не устраивает возобновление конфликта.

- По этому принципу нас больше не должно устраивать...

- Думаю, напротив. Саакашвили возобновление конфликта должно устраивать больше, он вновь реально перенесет тему в другую плоскость. Считаю, что Россию не устраивает возобновление конфликта, так как она проводит более умную и изворотливую политику. Россия говорит, что она не хочет обострять ситуацию в мировых процессах.

- Что касается итогов выборов в Америке, чего мы можем ожидать?

- В результате этих выборов очень многое для нас изменяется. В случае победы Маккейна цены на нефть вновь подскочили бы, что было на руку России. Если в России победа Маккейна устраивала партию войны, чтобы военная элита продолжила борьбу с ним, то российскую партию мира, напротив, устраивала победа Обамы.

Победа Обамы дает нам уникальный шанс. Фактически, в Америке должна сформироваться новая политическая элита, что дает нам шанс воспользоваться этими переменами в наших интересах.

Не исключено, что этот процесс ускорит и смену элит в России, т.е. во власть придет сила, настроенная в большей мере прогрузински.

В России уже говорят, что грузин обидели и сейчас пытаются как-то вернуть их благосклонность. И это тоже мы должны использовать.

К сожалению, ни в России, ни в другой стране у нас фактически уже нет лобби, в то время как армянское лобби довольно активно работает в России, Америке и в Иране.

Мы тоже должны разработать новую концептуальную доктрину того, как претворять в жизнь грузинские интересы.

Лично я считаю, что без диалога с Россией осуществление грузинских интересов просто невообразимо, потому что сегодня весь мир считается с Россией. Если мы этого не учтем, окажемся в гораздо более катастрофичной ситуации.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

__________________________________

Мир должен обезвредить осетинскую мину ("Gazeta Wyborcza", Польша)

На грузинском фронте без перемен ("Газета 24", Украина)

Российская война амбиций ("The New York Times", США)

Русская головоломка для Запада ("Le Monde", Франция)

Россия и Грузия начали 'готовить' свои юридические 'ружья' ("Der Tagesspiegel", Германия)

* * * * * * * * *

Михаил Веллер: Забытый позор России (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Владимир Путин: А что я такого сказал? (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Идеология под названием "величие России" (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

'Дух времени. Глобальный сценарий' (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Армия теней (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Путинская Россия - враг свободного мира (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)